Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
В то же время в начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике, 2 класс»
Пояснительная записка
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
В то же время в начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
II. Общая характеристика учебного предмета
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности , готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.
Цели обучения в предлагаемом курсе математики в 1–4 классах, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета: уметь
использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
работать в соответствии с заданными алгоритмами;
узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Познавательные: в предлагаемом курсе математики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с математическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления. Отличительной особенностью рассматриваемого курса математики является раннее появление (уже в первом классе) содержательного компонента «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», что обусловлено активной пропедевтикой этого компонента в начальной школе.
Регулятивные: математическое содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника).
Коммуникативные: в процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний
В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации.
Предполагается, что образовательные и воспитательные задачи обучения математике будут решаться комплексно. Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходимо эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Рассматриваемый курс математики предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий.
В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.
Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении и обладали правом выбора уровня решаемых математических задач.
В предлагаемом курсе математики представлены задачи разного уровня сложности по изучаемой теме. Это создаёт возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Важно, чтобы его вместе планировали ученик и учитель. Именно по этой причине авторы не разделили материалы учебника на основной и дополнительный – это делают дети под руководством учителя на уроке. Учитель при этом ориентируется на требования стандартов российского образования как основы изучаемого материала.
Мы пользуемся общим для учебников Образовательной системы «Школа 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат учебные материалы, входящие в минимум содержания (базовый уровень), и задачи повышенного уровня сложности (программный и максимальный уровень), не обязательные для всех. Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить максимум.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения деятельностного подхода является включение в него специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую игру, проектную деятельность и работу с жизненными (компетентностными)
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 63» г. Чебоксары предмет «Математика» изучается во 2 классе в объеме 136 часов (по 4 часа в неделю).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь:
использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих им случаев деления;
осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
использовать в речи названия единиц измерения длины, массы, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм; литр.
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
решать простые задачи:
раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
использующие понятия «увеличить в (на)…», «уменьшить в (на)…»;
на разностное и кратное сравнение;
находить значения выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);
решать уравнения вида а ± х = b; х − а = b;
измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства).
2-й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
использовать при решении учебных задач формулы периметра квадрата и прямоугольника;
пользоваться при измерении и нахождении площадей единицами измерения площади: 1 смІ, 1 дмІ.
выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10;
решать уравнения вида а ± х = b; х − а = b; а ∙ х = b; а : х = b; х : а = b;
находить значения выражений вида а ± 5; 4 − а; а : 2; а ∙ 4; 6 : а при заданных числовых значениях переменной;
решать задачи в 2–3 действия, основанные на четырёх арифметических операциях;
находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;
использовать знание формул периметра и площади прямоугольника (квадрата) при решении задач;
чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;
узнавать и называть объёмные фигуры: куб, шар, пирамиду;
записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;
читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
заполнять магические квадраты размером 3Ч3;
находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;
решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
VI. Содержание учебного предмета (136 часов)
Числа и операции над ними
Числа от 1 до 100.
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Прямая и обратная операция.
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Частные случаи умножения и деления с 0 и 1. Невозможность деления на 0. Понятия «увеличить в ...», «уменьшить в ...», «больше в ...», «меньше в ...». Умножение и деление чисел на 10. Линейные и разв'етвляющиеся алгоритмы. Задание алгоритмов словесно и с помощью блок-схем.
Величины и их измерение
Длина. Единица измерения длины - метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел. Умножение и деление именованных чисел на отвлеченное число.
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Представление о площади фигуры и её измерение. Площадь прямоугольника и квадрата. Единицы площади: см2, дм2.
Цена, количество и стоимость товара. Время. Единица времени - час.
Текстовые задачи
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) понятия «увеличить в (на)...»; «уменьшить в (на)...»;
в) разностное и кратное сравнение;
г) прямая и обратная пропорциональность. Моделирование задач. Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии
Плоскость. Плоские и объёмные фигуры. Обозначение геометрических фигур буквами. Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части. Окружность. Круг. Вычерчивание окружностей с помощью циркуля и вырезание кругов. Радиус окружности.
Элементы алгебры
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 - а; а : 2; а • 4; 6 : а при заданных числовых значениях переменной. Сравнение значений выражений вида а ■ 2 и а ■ 3; а : 2 и а : 3. Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них. Решение уравнений вида а±х = Ь; х- а = Ь; а - х = Ь; а : х = Ь; х: а = Ь.
Элементы стохастики
Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Чтение информации, заданной с помощью линейных диаграмм. Первоначальные представления о сборе и накоплении данных. Запись данных, содержащихся в тексте, в таблицу. Понятие о случайном эксперименте. Понятия «чаще», «реже», «возможно», «невозможно», «случайно».
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками. Уникурсальные кривые.
Итоговое повторение
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
Название Общее разделов количество часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
Повторение материала, изученного в 1 классе
Сравнивать числа по классам и разрядам. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Описывать явления и события с использованием чисел. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, делении
Сравнивать разные способы вычислений, выбирая удобный. Прогнозировать результат вычислений.
Сложение и
вычитаниев пределах 20
Числа от 1 до 100 (нумерация)
Сложениеи
вычитание
в пределах 100
Календарно-тематическое планирование по предмету «Математика»
(136ч, 4ч в неделю)
№
уроков
Тема урока
Количество часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
Виды деятельности
ЦОРы и оборудование
Примечание
Предметные результаты обучения
Метапредметные УУД иличностные результаты
Повторение материала, изученного в 1 классе (6 часов)
1
Действия сложения и вычитания.
1
Вводный
Повторение изученного в первом классе: последовательность чисел в пределах 20. Развитие мышление, творческие способности, интерес к математике
Знание последовательности натурального ряда чисел в пределах 20; состав двузначных чисел до 20 из разрядных слагаемых; понятия верного и неверного равенства и неравенства.
Личностные:- учебно-познавательный интерес при решении задач и выполнении действий сложения и вычитания;
Регулятивные:- постановка учебной задачи совместно с учителем при изучении сложения и вычитания в пределах 20;
-планировать совместно с учителем последовательность действий при решении задач;
- -контролировать и корректировать план собственных действий и учащихся рабочей группы
Познавательные:
1.Общеучебные: -выбирать эффективные способы решения задач;
Фронт.раб.
выполнять на уровне навыка сложение и вычитание чисел в пределах 20
- находить значения выражений, содержащих два действия без скобок (сложение или вычитание);
- сравнивать, складывать и вычитать именованные числа.
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры
2-5
Сложение и
вычитание
чисел.
4
Комбинированный
Повторение разрядного состава чисел первых двух десятков. Совершенствование умения решать примеры на сложение и вычитание без перехода и с переходом через десяток;
Знание табличных случаев сложения и вычитания до 20; понятия целого и частей; названий компонентов и результатов действий сложения и вычитания; понятия верного и неверного равенства и неравенства.
Фронт.раб.
6
Контрольная работа №1. Сложение и вычитание чисел.
1
УКЗ
Проверка уровня усвоения программного материала.
Знание изученного программного материала. Умение применять полученные ЗУН на практике.
Сложение и вычитание в пределах 20 (23 часа)
7
Работа над ошибками.
Высказывания.
1
УОНМ
Знакомство учащихся с понятиями: «высказывание», «истинное» и «ложное» высказывание
Умение находить ошибки, допущенные в контрольной работе.
Умение различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства), использовать эти термины в речи.
Личностные:- учебно-познавательный интерес при решении задач и выполнении действий сложения и вычитания, решении уравнений, построении отрезков, углов, ломанных, многоугольников;
Регулятивные:- постановка учебной задачи совместно с учителем при изучении сложения и вычитания в пределах 20, выражений с переменной, решения уравнений и задач;
-планировать совместно с учителем последовательность действий при решении задач, выражений с переменной, уравнений;
-прогнозировать результаты усвоения при выполнении действий сложения и вычитания в пределах 20, решении задач, выражений с переменной, уравнений;
-контролировать и корректировать план собственных действий и учащихся рабочей группы;
-оценивать степень и качество усвоения изучаемого материала и результаты своей деятельности.
Познавательные:
1.Общеучебные:-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении задач творческого и поискового характера;
-использование знаково-символических средств при решении задач, выражений с переменной и уравнений;
-выбирать эффективные способы решения задач;
-распознавать и классифицировать геометрические фигуры;
-ориентироваться в учебнике;
-учитывать выделенные учителем ориентиры при делении фигур на группы;
2.Логические:-анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков;
-выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов;
-строить речевые высказывания понятные для партнера;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-использовать речь для регуляции своих действий.
Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.
-решать уравнения с неизвестным целым или частью.
-находить число пар на множестве из 3–5 элементов;
Находить значение выражений в 2 действия.
Выполнять сложение однозначных чисел «с переходом через разряд», где результатом сложения является двузначное число второго десятка, на основе знания табличных случаев.
Решать арифметические лабиринты.
Читать числовые выражения в 2 действия.
Находить значение выражений в 2 действия.
Читать числовые выражения в 2 действия.
Выполнять вычитание однозначного числа из двузначного числа второго десятка «с переходом через
разряд», на основе знания табличных случаев;
Решать арифметические лабиринты
-решать уравнения с неизвестным целым или частью.
-находить число пар на множестве из 3–5 элементов;
Находить значение выражений в 2 действия.
Выполнять сложение однозначных чисел «с переходом через разряд», где результатом сложения является двузначное число второго десятка, на основе знания табличных случаев.
Решать арифметические лабиринты.
Читать числовые выражения в 2 действия.
Находить значение выражений в 2 действия.
Читать числовые выражения в 2 действия.
Выполнять вычитание однозначного числа из двузначного числа второго десятка «с переходом через
разряд», на основе знания табличных случаев;
Решать арифметические лабиринты
8-9
Высказывания.
2
Комбинированный
Совершенствование вычислительных навыков, умений объяснять выбор верного решения учебного задания.
Знание названий компонентов и результатов «+» и «-»; таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания.
10
Переменная.
1
УОНМ
Расширение знаний детей о переменной, выражениях с переменной. Обучение умению составлять выражения с переменной.
Знание понятия переменной, значения переменной; понятия «выражение с переменной». Умение читать, записывать и находить значения выражения с переменной.
11-
12
Выражения с переменной.
2
УОНМ
Закрепление знаний детей о выражении с переменной. Развитие умения составлять выражения с переменной, подставлять в них значения.
Знание понятий верного и неверного равенства и неравенства; понятия переменной, значения переменной; понятия «выражение с переменной».
Проверка с помощью сигнальн. карточек
13
Уравнения.
Устный счет.
1
УОНМ
Знакомство учащихся с понятием «уравнение». Развитие умения составлять выражения с переменной, подставлять в них значения.
Знание понятия уравнения; правила нахождения неизвестного слагаемого и вычитаемого; зависимости между изменением компонентов и результатов действий.
Проверка с помощью сигнальн. карточек
14-15
Уравнения.
2
16-17
Порядок действий в выражении.
2
УОНМ
Знакомство учащихся с правилами порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих «+» и «-» (со скобками и без них).
Знание знака «скобки»; порядка действий в выражениях со скобками; наличие представлений о рационализации вычислений.
18
Сочетательное свойство сложения.
1
УОНМ
Обучение умению пользоваться сочетательным свойством для рационализации вычислений.
Знание сочетательного свойства сложения.
19
Группировка слагаемых.
1
УОНМ
Углубление и обобщение знаний учащихся о способах группировки слагаемых для рационализации вычислений.
Знание правила группировки слагаемых; наличие представлений о рационализации вычислений.
20
Вычитание суммы из числа.
1
Комбинированный
Знакомство учащихся со способом вычитания суммы из числа. Совершенствование вычислительных навыков.
Знание правила вычитания суммы из числа; наличие представлений о рационализации вычислений. Умение читать и записывать выражения со скобками и без скобок
21
Перемести- тельное и сочетательное свойства сложения.
1
УОНМ
Обобщение знаний учащихся о переместительном и сочетательном свойствах сложения.
Знание правила использования переместительного и сочетательного свойств сложения. Умение читать и записывать выражения со скобками и без скобок
22
Вычитание числа из суммы.
1
УОНМ
Знакомство учащихся со способом вычитания числа из суммы. Закрепление знаний нумерации чисел в пределах 20
Знание правила вычитания числа из суммы; наличие представлений о рационализации вычислений. Умение читать и записывать выражения со скобками и без скобок
23
Сложение и
вычитание
чисел.
1
УРУиН
Знакомство учащихся с применением приемов сложения и вычитания, основанных на знании десятичного состава числа.
Знание новых приемов сложения и вычитания. Умение сравнивать единицы измерения, представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых
24
Контрольная работа №2.Сложение и вычитание чисел.
1
УКЗ
Проверка уровня усвоения программного материала.
Знание изученного программного материала. Умение применять полученные ЗУН на практике.
25
Работа над ошибками.
Плоские и объемные фигуры.
1
УОНМ
Обучение нахождению существенных признаков отличия фигур.
Знание объемных тел и их принципиальных отличий от плоских фигур. Умение классифицировать плоские фигуры по различным основаниям
Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
26
Плоскость.
1
УОНМ
Формирование представления о плоской поверхности и плоскости. Развитие математически грамотной речи.
Знание понятия плоскости; наличие представлений о плоских фигурах как части плоскости. Умение видеть внутреннюю часть плоской фигуры.
Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
27
Обозначение геометрических фигур.
1
УОНМ
Обучение способу обозначения фигур буквами латинского алфавита; умению называть некоторые буквы латинского алфавита.
Знание некоторых букв латинского алфавита. Умение обозначать геометрические фигуры буквами латинского алфавита, выполнять построения геометрических фигур с помощью угольника и линейки
Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, се- риации, классификации объектов.
взаимопроверка
28
Острые и тупые углы.
1
УОНМ
Знакомство учащихся с понятиями «острый угол» и «тупой угол». Формирование умения находить вершину и стороны угла.
Знание понятий «острые» и «тупые» углы; некоторых букв латинского алфавита. Умение определять острые и тупые углы с помощью модели прямого угла (угольника)
Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя.
Таб « Угол. Виды углов»
29
Плоские и объемные фигуры.
1
Комбинированный
Развитие умения узнавать и называть плоские геометрические фигуры. Развитие пространственного воображения.
Умение обозначать геометрические фигуры буквами латинского алфавита; классифицировать плоские фигуры по различным основаниям.
Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.
взаимопроверка
Числа от 1 до 100. Нумерация (5часов)
30-31
Числа от 20 до 100.
2
УОНМ
Формирование умения определять разрядный состав числа. Повторение знаний о том, как образуются числа второго десятка. Продолжать формирование умения складывать и вычитать числа, состоящие из десятков, развивать навыки счета.
Знание натурального ряда чисел до 100; правил построения числового ряда; наличие представлений о десятичной системе счисления..
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи. Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Оценивать собственную успешность выполнения заданий.
Учиться решать занимательные задачи.
Учиться решать задачи с помощью вспомогательных моделей.
32
Метр.
1
УОНМ
Знакомство с новой единицей измерения длины - метром. Обучение измерению длины с помощью метра, сравнению, сложению, вычитанию длин, выраженных в метрах.
Знание понятий «однозначное, двузначное число»; умение сравнивать единицы измерения; самостоятельно записывать краткую запись и решать задачу; уметь решать выражения.
Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы их выполнения.
33
Контрольная работа № 3. Сложение и вычитание в пределах 20.
1
УКЗ
Проверка уровня усвоения программного материала.
Знание изученного программного материала. Умение применять полученные ЗУН на практике.
Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.
34
Работа над ошибками.
1
Совершенствование вычислительных навыков, умений объяснять выбор верного решения учебного задания.
Умение находить ошибки, допущенные в контрольной работе.
Определять цели учебной деятельности с помощью учителя. Вносить дополнения, исправления в свою работу.
35
Числа от 1 до 100.
1
Урок
повторения
Формирование навыка чтения и записи чисел в пределах 100.
Знание названий, последовательности и записи чисел от 1 до 100; соотношения между единицами длины.
Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Таблица « Единицы длины»
Сложение и вычитание в пределах 100 (31 часов)
36-40
Сложение и вычитание двузначных чисел.
5
Комбинированный
Знакомство с применением приемов сложения и вычитания, основанных на знании десятичного состава числа. Развивать умение сравнивать именованные числа.
Знание устных способов сложения и вычитания двузначных чисел. Умение производить проверку вычислений; представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.
.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес при решении задач и выполнении действий сложения и вычитания в пределах 100;
- решении уравнений, равенств и неравенств, выражений с переменной;
-построении прямоугольника и квадрата и нахождении периметра;
-совершении перехода от одних единиц измерения к другим.
Регулятивные:
- постановка учебной задачи совместно с учителем при изучении сложения и вычитания в пределах 100, выражений с переменной, решения уравнений, простых и составных задач;
-планировать совместно с учителем последовательность действий при решении составных задач;
-использовать алгоритм выполнения при нахождении значения выражения с переменной и уравнений;
-прогнозировать результаты усвоения при выполнении действий сложения и вычитания в пределах 100, решении простых и составных задач, выражений с переменной, уравнений;
--контролировать и корректировать план собственных действий и учащихся рабочей группы;
-оценивать степень и качество усвоения изучаемого материала и результаты своей деятельности.
Познавательные:
1.Общеучебные:
-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении простых и составных задач творческого и поискового характера;
-использование знаково-символических средств при решении задач, выражений с переменной и уравнений;
-выбирать эффективные способы решения задач;
-распознавать и классифицировать геометрические фигуры;
-структурировать знания при совершении перехода от одних единиц измерения к другим;
-ориентироваться в учебнике;
-учитывать выделенные учителем ориентиры при делении фигур на группы;
2.Логические:
-анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков;
-выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов;
-сравнивать геометрические фигуры по признакам;
-диалог, подводящий детей к самостоятельному формулированию целей урока;
-парная форма работы;
-соревнования «Кто найдет больше признаков классификации?»;
-тестирование;
-арифметические диктанты;
-работа с информационными источниками (учебник и тетрадь на печатной основе).
Учиться решать занимательные задачи.
Учиться решать задачи с помощью вспомогательных моделей;
Создавать к тексту задачи вспомогательные модели в виде схемы, схематического рисунка, краткой
записи;
Иметь представление о решении комбинаторной задачи на перестановку перестановку трёх объектов без повторения;
– иметь представление о решении комбинаторной задачи на установление числа пар, составленных из элементов двух предметных множеств;
– иметь представление о решении логических задач на основе таблиц истинности–ложности;
– иметь представление о решении занимательных
задач на перекладывание палочек и прохождении
математических лабиринтов;
– давать ответ на вопрос задачи на основе оценки ин-формации, заданной с помощью отрезков (прообраза линейной диаграммы).
41.
Сложение и вычитание чисел в столбик
1
УОНМ
Совершенствование умений выполнять сложения вида: 36 + 2, 36 + 20. Развитие навыков счета. Продолжение работы над задачами.
Умение производить вычисления, используя устные и письменные приемы; решать уравнения изученных видов.
42
Сложение и вычитание чисел
1
УРУиН
Развитие навыков устных вычислений в пределах 100. Повторение зависимости между компонентами сложения и вычитания. Совершенствование умения решать уравнения.
Знание устных способов сложения и вычитания двузначных чисел. Умение складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения.
Таб « Сложение и вычитание с переходом через десяток»
43-
44
Сложение и вычитание чисел.
2
Комбинированный
УРУиН
Совершенствовать умение пользоваться сочетательным свойством для рационализации вычислений. Развитие умений складывать и вычитать числа в пределах 100.
Умение производить вычисления, используя устные и письменные приемы; решать составные задачи, выполнять краткую запись, чертеж, схему к задачам; решать уравнения изученных видов.
Таб « Сложение и вычитание с переходом через десяток»
45
Периметр..
1
УОНМ
Знакомство детей с новым понятием «периметр многоугольника». Совершенствование умений находить длину ломаной.
Знание понятия «периметр». Умение находить периметры фигур; чертить фигуры по образцу на доске и в учебнике, различать и называть геометрические фигуры.
46
Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик.
1
УРУиН
Знакомство с новым вычислительным приемом. Формирование умения подробно комментировать ход вычислений при сложении и вычитании двузначных чисел.
Знание письменных приемов сложения и вычитания вида 72+18; 90-18, приема вычитания суммы из числа.
Таб « Сложение и вычитание с переходом через десяток»
47-48
Сложение и
вычитание
чисел.
2
УОНМ
УРУиН
Знакомство с новым вычислительным приемом. Формирование умения подробно комментировать ход вычислений при сложении и вычитании двузначных чисел.
Знание устного приема сложения вида 27+ 7. Умение выполнять устные и письменные приемы сложения и вычитания; подробно комментировать решение, правильно оформлять решение.
Фронт. раб.
Таб « Сложение и вычитание с переходом через десяток»
49
Решение задач.
1
УРУиН
Обобщение знаний о видах текстовых задач. Совершенствование умений решать задачи разными способами,
Знание понятия «задачи с альтернативным условием» и особенностей их решения. Умение находить условие, вопрос в задаче, записывать краткую запись, решать задачи данного типа.
50
Контрольная работа № 4 Сложение и вычитание в пределах 100.
1
УКЗ
Проверка уровня усвоения программного материала.
Знание изученного программного материала. Умение применять полученные ЗУН на практике.
51
Работа над ошибками.
1
Комбинированный
Совершенствование вычислительных навыков, умений объяснять выбор верного решения учебного задания.
Умение находить ошибки, допущенные в контрольной работе.
52-60
Сложение и
вычитание
чисел.
9
УОНМ
Знакомство с новым вычислительным приемом.
Знание устного приема вычитания вида 33-7. Знание письменных приемов сложения и вычитания вида 26+18, 44-18.
Таб « Сложение и вычитание с переходом через десяток»
61
Контрольная работа № 5 Сложение и вычитание в пределах 100.
1
УКЗ
Проверка уровня усвоения программного материа
ла.
Знание изученного программного материала. Умение применять полученные ЗУН на практике.
62
Работа над ошибками.
1
Комбинированный
Совершенствование вычислительных навыков
Умение находить ошибки, допущенные в контрольной работе.
63
Площадь фигур.
1
УРУиН
Знакомство учащихся с понятием «площадь». Обучение способу измерения площади фигур в простейших случаях с помощью разных мерок.
Знание понятия «площадь фигуры»; способов измерения площади.
Таб « Площадь геометрических фигур»
64-65
Единицы площади.
.
2
УОНМ
Знакомство учащихся с общепринятыми единицами площади: квадратным сантиметром, квадратным дециметром.
Знание единиц измерения площади (квадратный сантиметр, дециметр); способов сравнения площадей.
Коллективная работа
Таб « Площадб геометрических фигур»
66
Сложение и
вычитание
чисел.
1
УОиСЗ
Подготовка учащихся к введению нового арифметического действия - умножения.
Знакомство учащихся с новым арифметическим действием - умножением. Раскрытие его смысла, практической целесообразности
Знание понятия «умножение»; знака и записи действия умножения. Умение записывать и читать произведения; заменять умножением сумму одинаковых слагаемых, представлять умножение в виде суммы одинаковых слагаемых.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес при решении задач и выполнении действий умножения и деления (табличные случаи);
- решении уравнений, равенств и неравенств, выражений с переменной;
-построении прямоугольника и квадрата, нахождении их площади и периметра;
-совершении перехода от одних единиц измерения к другим.
Регулятивные:
- постановка учебной задачи совместно с учителем при изучении
умножения и деления, выражений с переменной, решения уравнений, простых и составных задач;
-планировать совместно с учителем последовательность действий при решении составных задач;
-использовать алгоритм выполнения при нахождении значения выражения с переменной и уравнений;
Познавательные:
1.Общеучебные:
-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении простых и составных задач творческого и поискового характера;
-использование знаково-символических средств при решении задач, выражений с переменной и уравнений;
-выбирать эффективные способы решения задач;
-распознавать и классифицировать геометрические фигуры;
-акцентировать внимание на различиях способов нахождения площади и периметра прямоугольника и квадрата;
2.Логические:
-анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков;
-выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов;
-строить речевые высказывания понятные для партнера
Таб « Умножение»
диалог, подводящий детей к самостоятельному формулированию целей урока;
-парная форма работы;
-соревнования «Кто найдет больше признаков классификации?»;
-тестирование;
-арифметические диктанты;
-работа с информационными источниками (учебник и тетрадь на печатной основе).
Использовать для решения различных задач– понятия «задача»,«уравнение», «известные данные»,
«неизвестные данные», «площадь», «периметр»;
– знание таблицы сложения и соответствующих ей
случаев вычитания в пределах 20 до уровня автоматизированного навыка;
– знание таблицы умножения и соответствующих ей
случаев деления;
– знание формул площади и периметра прямоугольника
Использовать умения:
– строить отрезок натурального ряда в пределах 100;
– соотносить текст задачи со схемой, схематическим
рисунком, краткой записью;
– оформлять запись решения задачи;
– определять в уравнении (на сложение и вычитание)
неизвестное число на основе знания взаимосвязи
компонент;
– определять в уравнении (на умножение и деление)
неизвестное число на основе знания таблицы умножения (подбором);
– выполнять арифметические операции сложения и
вычитания с именованными числами;
– выполнять арифметические операции умножения
и деления с именованными числами;
69
Множитель, произведение.
1
УОНМ
Знакомство учащихся с названиями компонентов умножения. Рассмотрение взаимосвязи между множителями и произведением.
Знание названий компонентов и результата действия умножения, смысла действия умножения.
Таб « Компоненты умножения»
70
Переместительное свойство умножения.
1
УОНМ
Рассмотрение перемести- тельного свойства умножения. Отработка умения вычислять площадь прямоугольника.
Знание формулировки пере- местительного свойства умножения.
Таб « Умножение»
71
Умножение с нулем и единицей.
1
УОНМ
Закрепление знаний о переместительном свойстве умножения. Знакомство с частными случаями умножения на 0 и 1
Знание частных случаев умножения. Умение выполнять умножение с нулем и единицей; решать уравнения изученных видов, заменять умножение суммой одинаковых слагаемых.
Знание таблицы умножения числа 2 и на 2. Умение выполнять умножение числа 2 и на 2; выполнять умножение с нулем и единицей; заменять умножение суммой одинаковых слагаемых.
72-73
Умножение числа 2.
.
2
УОНМ
Составление таблицы умножения числа.
использовать таблицу умножения на 2; использовать действие умножение для записи решения комбинаторной задачи.
Таб « Умножение»
74
Деление.
1
УОНМ
Знакомство учащихся с новым арифметическим действием -делением. Раскрытие его смысла, практической целесообразности.
Знание понятия «деление»; связи между умножением и делением; таблицы умножения и деления на 2, терминов: «множитель», «произведение».
75
Умножение и
деление
чисел.
1
Урок повторения
Продолжение знакомства учащихся с новым арифметическим действием - делением. Раскрытие его смысла, практической целесообразности.
Знание таблицы умножения и деления на 2; терминов: «множитель», «произведение». Умение выполнять изученные табличные случаи умножения на 2.
76
Четные и нечетные числа.
1
УОНМ
Знакомство учащихся с понятиями: «четные» и «нечетные» числа. Отработка частных случаев деления с 0 и 1.
Знание таблицы умножения с числом 2; понятия четности- нечетности. Умение решать простые задачи на умножение и деление; решать уравнения.
Знание названий компонентов и результата действия деления. Умение решать простые задачи на умножение и деление; выполнять краткую запись, чертеж, схему к задаче; решать задачи разыми способами.
Таб « Компоненты деления»
78
Таблица умножения и деления на 3.
1
УОНМ
Составление и отработка таблицы умножения и деления на 3. Закрепление знания смысла умножения и деления,взаимосвязи между ними.
Знание таблицы умножения и деления на 3, названий компонентов умножения и деления. Умение выполнять изученные табличные случаи умножения и деления.
Таб « Умножение»
79
Порядок действий в выражении.
1
УОНМ
Изучение правил выполнения порядка действий со скобками и без скобок. Отработка навыка решения задач изученных видов.
Знание порядка действий в выражении без скобок и со скобками; таблицы умножения с числами 2 и 3, зависимости между умножением и делением, зависимости между компонентами и результатами этих действий
80
Таблица умножения и деления на 4.
1
УОНМ
Составить и отрабатывать таблицы умножения и деления на 4. Закрепление знания смысла умножения и деления, взаимосвязи между ними.
Знание таблицы умножения и деления на 4. Умение выполнять изученные табличные случаи умножения и деления, решать уравнения на нахождение неизвестного множителя
Таб « Умножение»
81
Площадь прямоугольника.
1
УОиСЗ
Знакомство с формулой нахождения площади прямоугольника.
Знание формулы площади прямоугольника в общем виде.
Взаимопроверка
82
Контрольная работа №6. Площадь прямоугольника.
1
УКЗ
Проверка уровня усвоения программного материала.
Знание изученного программного материала. Умение применять полученные ЗУН на практике.
83
Работа над ошибками.
Умножение и деление чисел.
1
Комбинированный
Совершенствование вычислительных навыков, умения объяснять выбор решения учебного задания.
Умение находить ошибки, допущенные в контрольной работе.
Знание взаимосвязи операций умножения и деления, их компонентов и результатов действий.
84
Таблица умножения и деления на 5.
1
УОНМ
Составление и отработка таблицы умножения и деления на 5. Закрепление знания смысла умножения и деления, взаимосвязи между ними. Обучение счету через 6.
Знание таблицы умножения и деления на 2, 3, 4, 5. Умение выполнять изученные табличные случаи умножения и деления, самостоятельно выполнять анализ задачи.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес при решении задач и выполнении действий умножения и деления (табличные случаи);
- решении уравнений, равенств и неравенств, выражений с переменной;
-построении прямоугольника и квадрата, нахождении их площади и периметра;
-совершении перехода от одних единиц измерения к другим.
Регулятивные:
- постановка учебной задачи совместно с учителем при изучении
умножения и деления, выражений с переменной, решения уравнений, простых и составных задач;
-планировать совместно с учителем последовательность действий при решении составных задач;
-использовать алгоритм выполнения при нахождении значения выражения с переменной и уравнений;
-прогнозировать результаты усвоения при выполнении действий сложения и вычитания в пределах 100, решении простых и составных задач, выражений с переменной, уравнений;
--контролировать и корректировать план собственных действий и учащихся рабочей группы;
-оценивать степень и качество усвоения изучаемого материала и результаты своей деятельности.
Познавательные:
1.Общеучебные:
-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении простых и составных задач творческого и поискового характера;
-использование знаково-символических средств при решении задач, выражений с переменной и уравнений;
-выбирать эффективные способы решения задач;
-распознавать и классифицировать геометрические фигуры;
-акцентировать внимание на различиях способов нахождения площади и периметра прямоугольника и квадрата;
-структурировать знания при совершении перехода от одних единиц измерения к другим;
-ориентироваться в учебнике;
-учитывать выделенные
учителем ориентиры при делении фигур на группы;
2.Логические:
-анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков
диалог, подводящий детей к самостоятельному формулированию целей урока;
-парная форма работы;
-соревнования «Кто найдет больше признаков классификации?»;
-тестирование;
-арифметические диктанты;
-работа с информационными источниками (учебник и тетрадь на печатной основе).
Использовать для решения различных задач– понятия «задача», «уравнение», «известные данные»,
«неизвестные данные», «площадь», «периметр»;
– знание таблицы сложения и соответствующих ей случаев вычитания в пределах 20 до уровня автоматизированного навыка;
– знание таблицы умножения и соответствующих ей случаев деления;
– знание формул площади и периметра прямоугольника
Использовать умения:
– строить отрезок натурального ряда в пределах 100;
– соотносить текст задачи со схемой, схематическим рисунком, краткой записью;
– оформлять запись решения задачи;
– определять в уравнении (на сложение и вычитание) неизвестное число на основе знания взаимосвязи компонент;
– определять в уравнении (на умножение и деление) неизвестное число на основе знания таблицы умножения (подбором);
– выполнять арифметические операции сложения и вычитания с именованными числами;
– выполнять арифметические операции умножения и деления с именованными числами;
– измерять при помощи линейки отрезки заданной длины на клетчатой бумаге;
– строить отрезки заданной длины на клетчатой бумаге;
– чертить на бумаге в клетку прямоугольники с заданными длинами сторон;
– складывать и вычитать двузначные числа письменно и устно на основе изученных алгоритмов;
– находить значения выражений, воспроизводящих изученные табличные случаи умножения и деления;
- узнавать и называть изучаемые геометрические фигуры.
диалог, подводящий детей к самостоятельному формулированию целей урока;
-парная форма работы;
-соревнования «Кто найдет больше признаков классификации?»;
-тестирование;
-арифметические диктанты;
85
Периметр квадрата и прямоугольника.
1
УОиСЗ
Формирование умения находить площадь и периметр прямоугольника.
Знание формул периметра квадрата и прямоугольника.
Таб « Периметр многоугольника»
86
Умножение и деление чисел.
1
УОиСЗ
Совершенствование умения выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения.
Знание таблицы умножения и деления на 2, 3, 4, 5. Умение решать текстовые, занимательные (логические), комбинаторные задачи. *
Таб « Умножение»
87
Деление с нулем и единицей.
1
УОНМ
Знакомство с частными случаями умножения на 0 и 1. Закрепление изученных случаев табличного умножения и деления.
Знание частных случаев деления с нулём и единицей. Умение выполнять деление с нулем и единицей; решать текстовые задачи; анализировать задачи и составлять буквенные выражения
Коллективная проверка
88
Цена,
количество, стоимость.
1
УОНМ
Введение понятий цены и стоимости товара, установление взаимосвязи между ними.
Знание понятий «цена» и «стоимость товара», их связи. Умение решать текстовые задачи нового типа, объяснять различия между ценой и стоимостью товара; анализировать данные условия задачи, уметь записывать их в таблицу.
Таб «Цена . Количество. Стоимость»
89
Умножение и деление чисел.
1
УОНМ
Закрепление знаний о смысле действий умножения и делений. Повторение названий компонентов действия умножения, сложения и вычитания.
Знание таблицы умножения и деления на 2-5. Умение решать текстовые занимательные задачи (арифметические головоломки и пирамиды, логические задачи)
Фронт.опрос
90
Таблица умножения и деления на 6.
1
УОНМ
Знакомство с таблицей умножения и деления на 6. Отработка понятий «делитель» и «кратное». Закрепление знания таблицы умножения и деления на 2, 3, 4, 5.
Знание таблицы умножения и деления на 6. Умение выполнять изученные табличные случаи умножения и деления, использовать математические термины в речи.
Таб « Умножение»
91-92
Умножение и деление чисел
2
УОНМ
Закрепление знаний о смысле действий умножения и делений. Повторение названий компонентов действия умножения, сложения и вычитания.
Знание таблицы умножения и деления на 2-5. Умение решать текстовые занимательные задачи (арифметические головоломки и пирамиды, логические задачи), выполнять изученные табличные случаи умножения и деления.
Выборочная проверка
93-95
Уравнения.
3
УОНМ
Знакомство учащихся с правилом нахождения неизвестного множителя, делителя, делимого.
Знание правил взаимосвязи компонентов и результатов действия умножения.
96
Таблица умножения и деления на 7.
1
УОНМ
Составление и отработка таблицы умножения и деления на 7. Закрепление знания смысла умножения и деления, взаимосвязи между ними.
Знание таблицы умножения и деления на 7. Умение выполнять изученные табличные случаи умножения и деления.
Таб « Умножение»
97
Умножение и деление чисел.
1
УРУиН
Совершенствование умения выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения.
Знание правила взаимосвязи компонентов и результатов действия деления. Умение решать текстовые, занимательные задачи; использовать в речи математические термины.
Проверка с помощью сигнальных карточек
98
Время. Единица времени - час.
1
Комбинированный
Создание условий для формирования понятий: «время», «единицы времени». Знакомство учащихся с новой единицей времени - часом.
Знание понятия «величина», способов измерения величин; понятия «время»; приборов для измерения времени; единиц измерения времени.
Таб « Единицы времени»
99
Решение задач.
1
УОиСЗ
Закрепление знаний соотношения единиц времени. Совершенствование умений решать занимательные задачи.
Умение выполнять табличное умножение и деление; решать текстовые, занимательные задачи (арифметические ребусы и логические задачи на «следование»)
100
Контрольная работа №7 Умножение и деление чисел.
1
УКЗ
Проверка уровня усвоения программного материала.
Знание изученного программного материала. Умение применять полученные ЗУН на практике.
101
Работа над ошибками.
Окружность.
1
Комбинированный
Совершенствование вычислительных навыков, умений объяснять выбор решения учебного задания.
Умение находйть ошибки, допущенные в контрольной работе.
Знание понятия «окружность» как особого вида замкнутой кривой линии
102
Круг.
1
УОНМ
Знакомство учащихся с новым понятием - круг. Формирование умения отличать круг от окружности.
Знание понятия «круг» как части плоскости, ограниченной окружностью.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес при решении задач и выполнении действий умножения и деления (табличные случаи);
- решении уравнений, равенств и нравенств, выражений с переменной;
-построении прямоугольника и квадрата, нахождении их площади и периметра;
-совершении перехода от одних единиц измерения к другим.
Регулятивные:
- постановка учебной задачи совместно с учителем при изучении
умножения и деления, выражений с переменной, решения уравнений, простых и составных задач;
-использовать алгоритм выполнения при нахождении значения выражения с переменной
Познавательные:
1.Общеучебные:
-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении простых и составных задач творческого и поискового характера;
-использование знаво-символических средств при решении задач, выражений с переменной и уравнений;
-выбирать эффективные способы решения задач;
-распознавать и классифицировать геометрические фигуры;
-акцентировать внимание на различиях способов нахождения площади и периметра прямоугольника и квадрата;
-структурировать знания при совершении перехода от одних единиц измерения к другим;
-ориентироваться в учебнике;
-учитывать выделенные
учителем ориентиры при делении фигур на группы;
2.Логические:
-анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков;
-выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов;
-устанавливать причинно-следственные связи при решении составных задач.
Коммуникативные:
-умение работать в парах и малых группах;
-строить речевые высказывания понятные для партнера
103-104
Увеличить в... Уменьшить в ...
2
УОНМ
Знакомство со значением слов: «увеличить в...», «уменьшить в...»; их отличие от «увеличить на...», «уменьшить на...».
Знание новых отношений, базирующихся на множестве натуральных чисел.
105
Таблица умножения и деления на 8 и на 9.
1
УОНМ
Составление и отработка таблицы умножения и деления на 8 и 9. Совершенствовать умение решать задачи на умножение и деление.
Знание таблицы умножения и деления с числами 8, 9. Умение решать задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц; решать задачи на сбор и обработку информации.
Таб « Умножение»
106
Больше в ... Меньше в ...
1
УОНМ
Знакомство учащихся с понятиями «больше в...», «меньше в...». Совершенствование умений решать задачи в косвенной форме, обратные задачи.
Знание новых формулировок для отношений между величинами. Умение решать задачи на увеличение (уменьшение) в несколько раз, составлять задачи, обратные данной.
Взаимопроверка
107-109
Решение
задач.
3
Комбинированный
Урок
повторения
Формирование умений решать задачи изученных видов,, умений самостоятельно анализировать условие задачи, составлять план решения задачи, проверять правильность решения.
Умение решать текстовые задачи; аргументировать свой выбор при составлении прана решения, представлять данные задачи графически, правильно оформлять решение.
110
Контрольная работа №8. Умножение и деление чисел.
1
УКЗ
Проверка уровня усвоения программного материала.
Знание изученного программного материала. Умение применять ЗУН на практике.
111
Работа над ошибками.
Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?
1
Урок
повторения
Совершенствование вычислительных навыков, умения объяснять выбор верного решения учебного задания.
Умение находить ошибки, допущенные в контрольной работе.
Знание новых отношений на множестве натуральных чисел и их формулировки.
112-114
Арифметические действия над числами.
3
Урок
повторения
Закрепление устных и письменных приемов сложения и вычитания в пре-
делах 100, табличного и внетабличного умножения,
Умение выполнять табличные случаи умножения и деления; решать текстовые, занимательные задачи; соблюдать порядок арифметических действий в числовом выражении
115
Умножение и деление на 10.
1
УОНМ
Знакомство с приемами умножения и деления на 10. Закрепление знания таблицы умножения и деления, частных случаев умножения и деления на 0 и 1, умения решать задачи на кратное сравнение.
Знание о том, какие числа называются «круглыми», частных случаев умножения и деления. Умение выполнять табличные случаи умножения и деления; решать примеры на умножение и деление с 0 и 1, умножать на 10
116
Арифметические действия над числами.
1
УОНМ
Обучение умению сравнивать выражения без предварительных вычислений. Закрепление изученных случаев таблицы умножения.
Знание соотношений между единицами площади: 1 см, 1 дм, 1 м. Умение устанавливать порядок выполнения действий в сложных выражениях без скобок
117
Алгоритм. Блок-схема.
1
УОНМ
Формирование представления о понятиях: «программа действий», «алгоритм», «блок-схема».
Знание видов алгоритмов; порядок действий в числовых выражениях.
118
Алгоритмы с условием.
1
УОНМ
Обучение умению читать программы с заданными условиями. Введение в речевую практику термина «условия алгоритма».
Умение записывать алгоритм действий в виде.блок-схемы и блок-схемы с ветвлением; определять порядок действий.
119-122
Арифметические действия над числами.
4
УОиСЗ
Совершенствование вычислительных навыков при решении примеров на табличное и внетабличное умножение и деление.
Умение находить значения числовых выражений со скобками и без них; решать занимательные задачи; выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя
123
Контрольная работа № 9. Арифметические действия над числами.
1
УКЗ
Совершенствование вычислительных навыков, 13.05умения объяснять выбо14.05р верного решения учебного з15.05адания.
Знание изученного программного материала. Умение применять ЗУН в практической работе.
124
Работа над ошибками
1
Уроки
повторения
Совершенствование вычислительных навыков, умения объяснять выбор верного решения учебного задания.
Умение анализировать и исправлять собственные ошибки
Повторение пройденного за год (13 часов)
125
.Нумерация в пределах 100.
1
Урок
повторения
Совершенствование вычислительных навыков, умения объяснять выбор верного решения учебного задания.
Совершенствование знания нумерации чисел в пределах 100
Умение записывать числа от 1 до 100; считать десятками; сравнивать числа; представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Знание того, что от перестановки множителей произведение не меняется; таблицы умножения.
Личностные: - учебно-познавательный интерес при решении задач и выполнении действий сложения и вычитания, умножения и деления в пределах 100;
Регулятивные: - постановка учебной задачи совместно с учителем при изучении сложения и вычитания, умножения и деления в пределах 100, выражений с переменной, решения уравнений, простых и составных задач;
Познавательные:
-ориентироваться в учебнике;
-учитывать выделенные учителем ориентиры при делении фигур на группы;
2.Логические: - анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков
Коммуникативные: - умение работать в парах и малых группах; - строить речевые высказывания понятные для партнера
-соревнования «Кто найдет больше признаков классификации?»;
-тестирование;
-арифметические диктанты;
-КВН;
-арифметические лабиринты;
Использовать для решения различных задач
– названия и последовательность чисел от 1 до 100;
– таблицу сложения однозначных чисел в пределах 20
(на уровне навыка);
– названия и обозначения операций умножения и деления;
– таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне навыка)
126
Умножение и деление.
1
Урок
повторения
127
Итоговая контрольная работа
1
УКЗ
Проверка уровня усвоения базовых понятий курса математики за 2 класс, умений применять полученные знания на практикё и в нестандартных ситуациях.
Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, распознавать и строить геометрические фигуры
128
Анализ и работа над ошибками
1
УОиСЗ
Развитие интереса к изучению математики, логического и пространственного мышления.
Умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
129
Порядок действий в выражении
1
Урок
повторения
Развитие вычислительных навыков, навыков решения задач и уравнений. Совершенствование вычислительных навыков, умения объяснять выбор верного решения учебного задания.
Умение правильно определять нужное действие в задаче; доказывая свое решение; работать с геометрическим материалом.
130
Уравнения.
1
Урок
повторения
131-132
Решение задач.
2
Урок
повторения
133-134
Арифметические действия над числами.
2
Урок
повторения
135-136
Повторение пройденного за год
2
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Демидова Т.Е., Козлова С.А., . Тонких А.П "Моя математика" Учебник в 3-х ч. 2 кл. – М.: Баласс, 2013
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 400 с.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 2 класс.-М.: Баласс, 2015.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)