Правила вычислений сдесятичными дробями описал в начале 15 века знаменитый ученый Средневековья аль-Каши Джемшид Ибн Масуд, работающий в обсерватории недалеко от города Самарканда. Записал аль-Каши десятичные дроби также, как принято сейчас, но не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.
В Европе распространение десятичных дробей началосьв начале 17 века. В Англии а качестве знака, отделяющего целую часть от дробной, была введена точка, которая до сих пор сохраняется вэтой роли в США, Англии и других странах. Запятая вместо точки была предложена в 1616-1617 годах английским математиком Джоном Непером. Огромная заслуга в изучении десятичных дробей также принадлежит фламандскому инженеру Симону Стевину, который написал книгу «Децималь». В ней он описал десятичные дроби, их применение в денежной системе, в мерах весов и длин.
В России учение о десятичных дробях впервые изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 г. в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная». Широчайшее применение десятичные дроби получили в нашей стране в 19 веке после введения метрической системы мер и весов Д.И.Менделеевым.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игра"Путешествие в страну десятичных дробей" »
МКОУ «Нурменская СОШ»
Путешествие в страну десятичных дробей
Стучат колёса поезда «Вперёд, вперёд, вперёд!»
И дроби десятичные
Изучит наш народ.
Откуда появились, И кто придумал их?
Мы очень торопились
Узнать от сих до сих
Автор: ученики 5 класса Руководитель: Гизуля Ольга Семеновна учитель математики
Игра: Путешествие в страну десятичных дробей 5-й класс
Цель: познакомить учащихся с историей десятичных дробей, проверить знания правил чтения, сравнения, округления, сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей.
ХОД ИГРЫ
Классная комната условно делится на 2 части: железнодорожный вокзал и поезд из 4 вагонов. Железнодорожный вокзал – это часть класса перед доской
Здесь встречает будущих пассажиров бригада поезда:
Всех приветствуем сначала В стенах нашего вокзала. Подходи, честной народ, Путешествие вас ждёт. Изучаем дроби мы Познакомить вас должны. С ними будете дружить Будет легче вам прожить. Так спешите же скорей, Приглашаем всех друзей!
Начальник вокзала: Уважаемые пассажиры! Мы рады приветствовать вас на нашем вокзале. Сегодня вы можете отправиться в удивительное путешествие на единственном в мире «Математическом поезде». Разрешите представить вам сотрудников вокзал и бригаду поезда.
Вы запаслись багажом знаний? Ну, тогда спешите приобрести посадочные билеты.
Диктор: Внимание! Внимание! Осторожно двери закрываются. «Математический поезд» отправляется со станции «Школьная» до станции
(Пассажиров встречают хозяева станции «Историческая»)
Стучат колёса поезда «Вперёд, вперёд, вперёд!»
И дроби десятичные
Изучит наш народ. Откуда появились, И кто придумал их?
Мы очень торопились
Узнать от сих до сих.
Первый хозяин станции:
Вам уже известно, что в науке, промышленности, в сельском хозяйстве, при расчётах десятичные дроби используются значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с простотой правил вычислений с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами. Появились десятичные дроби в трудах арабских математиков в средние века и независимо от них – в древнем Китае. Но и раньше в древнем Вавилоне, использовали дроби такого, же типа, только шестидесятеричные. Правила действий с десятичными дробями описал знаменитый учёный Средневековья Аль-Каши Джемшид Ибн Масуд, работавший в городе Самарканде в обсерватории в начале XV века. Записывал Аль-Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами, или отделял вертикальной чертой. О десятичных дробях в Европе в то время не знали, и только через 150 лет они были заново изобретены голландским инженером и учёным Симоном Стевином. Симон Стевин (живший в 1548-1620г.г.) – один из «универсальных гениев» эпохи Возрождения. Труды Стевина посвящены самым разнообразным вопросам современных ему математики, механики и физики. Но наибольшую славу ему принесла небольшая книжка «Десятая», изданная в 1585 году в Лейдене. В ней автор выступил в пользу десятичных дробей. Он убеждает читателей в том, что действия с десятичными дробями очень просты.
Второй и третий хозяева станции: Стевин пишет: «… может же недалёкий умом деревенский медведь по счастливой случайности набрести на дорогой клад, не применив при этом никакой учёности!» Книга «Десятая» получила широкую известность в Европе. На французский язык она была переведена в том же 1585 году самим автором. На английском языке она появилась в 1608 году. Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно. Например, число 24,56 выглядело так: 24 0 5 1 6 2 или 2456 - вместо запятой нуль в кружке (или 0 над целой частью), цифрами 1,2,3,… помечалось положение остальных знаков. Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с XVII века. Хотя «знаковая фантазия» не иссякла и в XVIII веке, основная борьба велась между десятичной точкой и десятичной запятой. Эти знаки появились почти одновременно. Некоторые, колеблясь между ними, использовали оба знака. Со времён появления «Новой арифметики» в 1661 году в математических книгах, издаваемых в Германии, укоренилась десятичная запятая. Постепенно она прочно укоренилась в континентальной Европе, тогда как в англоязычных странах предпочитают десятичную точку, причём в Англии её ставят в середине строки, 14 382, а в США – внизу: 14.382. В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная».
Диктор: Внимание! Внимание! «Математический поезд» отправляется со станции «Историческая» до станции «Десятичная дробь». (Звук поезда)
Диктор: Станция «Десятичная дробь». Осторожно двери открываются.
(Пассажиров встречают хозяева станции «Десятичная дробь»).
Дети выполняют задания. За каждое верно выполненное задание дети получают жетоны.
1. Как сложенье выполнять Надо очень чётко знать. Мы, ребята, очень рады Сложить нужные разряды.
2. Как сравнить и округлить, Тоже нужно повторить. Дроби надо изучать И задачи в них решать.
3. И деленью с умноженьем, Тоже нужно повторенье. Каждый школьник должен знать, Как делить и умножать.
Прочитайте десятичные дроби и назовите количество единиц в каждом разряде.
Команда «Самые умные
Команда «Разные»
«Команда Разума»
Команда « Виртуалы»
0,3486
10,43005
75,456
12,3
12,12376
11,901
7963,23
80003,0000005
45,760
0,65001
654,56473
1876,1
10,43005
32,76
12,12376
987623,345
7,00002
7963,23
34,67
0,870023
11,901
41,8760
98,00004
1,4567
0,65001
234,56
80003,0000005
654,56473
75,456
3,003
1,4567
12,12376
98,00004
0,3486
1876,1
9,506
12,3
1876,1
10,43005
7963,23
Сравните десятичные дроби
Команда «Самые умные
Команда «Разные»
«Команда Разума»
Команда « Виртуалы»
21,87 4,98
21,87 4,98
21,87 4,98
21,87 4,98
3,34 3,345
3,34 3,345
3,34 3,345
3,34 3,345
0,92 0,34596
0,92 0,34596
0,92 0,34596
0,92 0,34596
40,65 40,3495
40,65 40,3495
40,65 40,3495
40,65 40,3495
234,879 234 ,98
234,879 234 ,98
234,879 234 ,98
234,879 234 ,98
236,90 237,12
236,90 237,12
236,90 237,12
236,90 237,12
102,61 67,03
102,61 67,03
102,61 67,03
102,61 67,03
24,128 24,40
24,128 24,40
24,128 24,40
24,128 24,40
92,9 92,74
92,9 92,74
92,9 92,74
92,9 92,74
4,002 4,921
4,002 4,921
4,002 4,921
4,002 4,921
Округление до десятых десятичные дроби:
Команда «Самые умные
Команда «Разные»
«Команда Разума»
Команда « Виртуалы»
4,94 =
56,78=
0,34=
9,45=
12,67 =
234,567=
21,76=
23,73=
343,66=
800,81=
390,21=
36,07=
40,34=
460,45=
31,06=
146,74=
326,168=
11,11=
256,04=
94,37=
837,12=
901,43=
42,56=
0,49=
7,32
67,68=
77,76=
0,381=
24,40=
456,76=
36,33=
819,63=
92,871=
14,14=
12,23=
254,772=
358,921=
42,65=
17,54=
394,028=
Вычислите
Команда «Самые умные
Команда «Разные»
«Команда Разума»
Команда « Виртуалы»
0,4+0,3- 0,2+0,01=
0,4+0,3- 0,2+0,01=
0,4+0,3- 0,2+0,01=
0,4+0,3- 0,2+0,01=
0,8-0,2+0,05- 0,15=
0,8- 0,2+0,05-0,15=
0,8- 0,2+0,05-0,15=
0,8- 0,2+0,05-0,15=
3* 1,3+0,1- 2,2=
3* 1,3+0,1- 2,2=
3* 1,3+0,1- 2,2=
3* 1,3+0,1- 2,2=
6,3-5,8+0,3 * 7=
6,3-5,8+0,3 * 7=
6,3-5,8+0,3 * 7=
6,3-5,8+0,3 * 7=
2,6+0,7-1,8* 4=
2,6+0,7-1,8* 4=
2,6+0,7-1,8* 4=
2,6+0,7- 1,8* 4=
27:10=
27:10=
27:10=
27:10=
0,18:9=
0,18:9=
0,18:9=
0,18:9=
0,4:2=
0,4:2=
0,4:2=
0,4:2=
4,2:7=
4,2:7=
4,2:7=
4,2:7=
0,056:8=
0,056:8=
0,056:8=
0,056:8=
Диктор: Внимание! Внимание! «Математический поезд» отправляется со станции «Десятичная дробь» до станции «Сказочная». (Звук поезда)
Диктор: Внимание наш поезд прибывает на станцию «Сказочная».
(Встречает пассажиров хозяйка станции Сказочница.)
Едут в страну Сказки, в дальние края, Умные ребята, верные друзья. Тише, не шумите, сказка впереди. Тихо посидите, сказка, вот смотри!
(Инсценировка отрывка из сказки)
Автор: Шёл солдат по дороге: раз – два, раз – два! Ранец за спиной, сабля на боку – отвоевал своё, а теперь держал путь к дому. Как вдруг навстречу ему старая ведьма. Ведьма: Добрый вечер, служивый! – молвила она – ишь, сабля-то у тебя славная, какая и ранец-то какой большой! Словом, молодчина, солдат, только денег у тебя нет. Солдат: Это верно. Ведьма: Хочешь расскажу, где взять? Солдат: Буду премного благодарен, - отвечал солдат. Ведьма: Иди прямо на север по этой дороге. Там в лесу стоит избушка, в ней сундук с кладом. Но сундук закрыт на ключ. Ключ лежит в одной из трёх коробок. Одна коробка красная, на ней написано: «Здесь лежит ключ», другая синяя – на ней написано: «Зелёная коробка пустая», а третья зелёная – на ней написано: «Здесь сидит змея». Все надписи неверные, если отгадаешь, где лежит ключ, клад твой.
Ответ: ключ в зелёной коробочке).
Диктор: Внимание! Внимание! «Математический поезд» отправляется со станции «Сказочная» до станции «Угадай-ка». (Звук поезда)
Диктор: Уважаемые пассажиры, мы прибыли на станцию «Угадай-ка»
(Пассажиров встречает хозяин станции «Угадай-ка» – Незнайка).
Вас на станции «Угадай-ка» Я приветствую, Незнайка. Добрый день, мои друзья! К нам вы прибыли не зря.
Головы мы поломайте И загадки разгадайте. Три заданья вам даю Очень ребусы люблю.
Задание Незнайки.
Поставь запятую в нужном месте:
Условие
Ответ
1
412+128=16,92
4,12+12,8=16,92
2
4579-789=450,01
457,9-7,89=450,01
3
70+304=10,04
7,0+3,04=10,04
4
3120-975=21,45
31,20-9,75=21,4
5
234-234=21,06
23,4-2,34=21,06
Диктор: Внимание! Внимание! « Математический поезд» отправляется со станции «Угадай-ка» до станции «Геометрическая». (Звук поезда).
Диктор: Наш поезд прибыл на станцию «Геометрическая». Осторожно двери открываются.
Пассажиров встречают хозяева станции «Геометрическая»)
Не крутите пестрый глобус,
Не найдёте вы на нём Той страны, страны чудесной,
О которой речь ведём. В той стране живут фигуры, Линии, точки и тела, Треугольники, квадраты, Вот такие, брат, дела!
Пусть в эту страну не идут, не идут поезда, Но поезд «математический» доставит вас сюда. Отгадайте-ка, ребятки,
Геометрические загадки.
Загадки:
Палочка волшебная Есть у меня, друзья, Палочкою этой Могу построить я Башню. Дом и самолёт. И большущий пароход. (Карандаш)
В тетради я бываю Косая и прямая. В другом совсем значении Я планка для черчения. И, наконец, порою В шеренгу вас построю. (Линейка)
3. Сговорились две ноги Делать дуги и круги. (Циркуль)
4. Два конца, два кольца, Посередине гвоздик. (Ножницы)
5. У круга есть одна подруга, Знакома всем её наружность. Она идёт по краю круга
И называется … (Окружность).
Диктор Внимание! Внимание! «Математический поезд» возвращается на станцию «Школьная».
(Песня Голубой вагон» – дети поют все вместе.
Учитель:
Почему торжественность вокруг? Слышите, как снова стало тихо. Это о царице всех наук Мы сегодня говорили много.
Не случайно ей такой почёт, Это ей дано давать ответы, Как хороший выполнить расчёт Для постройки здания, ракеты.
Ты нам, математика, даёшь Для победы трудностей закалку. В нашем творческом труде Развиваешь ум у нас, смекалку. Помогаешь в жизни нам всегда, Выручаешь в трудные моменты, Мы сегодня искренне тебе Посылаешь гром аплодисментов.
Признательность свою всем изъявляем
И путешествие мы наше закрываем! До свидания! До скорых встреч
В кассах дети обменивают полученные жетоны на сувениры .
Путешествие закончено.
Фото победителей
Поделиться…
… Ольга Семеновна - среди различных форм внеклассной работы по математике в 5-х классах особое место занимают математические игры и веселые турниры. Задорные состязания содействуют сплочению коллектива учащихся, укреплению их дружбы. В классе появляются новые художники и поэты, становятся больше весёлых, остроумных и общительных людей. Пусть даже незначительный успех в математических играх вселит в них уверенность в своих силах, а это может привести и к более усиленным занятиям и действительным успехам.
И быть может бесконечное множество классных часов с призывами детей учиться, не сделает того, что сделает один хорошо организованный и проведенный математический праздник…..
… Андрей, … Егор… Александр, … Милана,.. Кирилл - … мы, с нашей учительницей Ольгой Семеновной, Галиной Николаевной, Татьяной Николаевной
( работники сельской библиотеки) отправились на математическом поезде в чудесную страну «Математика». Математику мы любим больше всего, она учит нас логически мыслить. Когда мы закончим школу, то надеемся, что «Науки и знания» будут нашим призванием! "Спасибо" за праздник.
… Егор, …Станислав , … Маргарита, …Александр - … наш поезд возвратился на станцию «Школьная , в дороге было очень весёло, интересно, не всегда все получалось. Самое главное мы поняли, что математика полезна, она, как известно, ум в порядок приводит. "Спасибо".
….
… Надежда, …Вероника, … Илья, …Кирилл - … естественно мы Любим нашу математику!!! Она
» Решительная, Активная, Задорная, Неутомимая « . "Спасибо" за поездку на математическом поезде.
… Алена, … Виктория, … Леонид, … Даниил, … Денис - в нашей поездке мы встретили большое количество интересных, разнообразных заданий, с которыми справились. Обещаем учится мудрости у математики, быть « Самыми умными». "Спасибо" за увлекательное путешествие