Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Моти- вация (самоопре- деление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Пробудилось утро! Здравствуй, день! Здравствуй, класс уютный! Улыбнитесь, я прошу вас, веселей. От улыбки все становятся добрей! Встало солнышко – ура! Заниматься нам пора. Учимся старательно, Слушаем внимательно | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели урока | | Озвучивает тему, цель урока | Слушают учителя | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |
III. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | | Фронтальная, индивидуальная. | П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; подводят под понятие; владеют способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями. Р – ориентируются в учебнике; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; планируют, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему; владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; понимают важность и необходимость знаний в жизни человека. | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
| 2. Устный счет: 1) Устные вычисления. | – Продолжите. 99 : 9 = 126 : 9 = 153 : 9 = 180 : 9 = … … | Выполняют задания. |
| 2) Работа с равенствами | – Поставьте скобки так, чтобы равенства стали верными (вынести на доску). 75 : 5 + 10 · 2 = 50 75 : 5 + 10 · 2 = 3 75 : 5 + 10 · 2 = 10 15 · 40 – 40 : 4 : 2 = 225 15 · 40 – 40 : 4 : 2 = 0 15 · 40 – 40 : 4 : 2 = 580 | Выполняют задания | Фронтальная | |
IV. Практическая деятельность | 1. Решение примеров. | Примеры вверху страницы. – Найдите в примерах ошибки и запишите правильное решение. | Самостоятельно выполняют задания с последующей проверкой. | Индиви-дуальная. | Решение примеров. |
| № 317. – Составьте выражения и найдите их значения. | Выполняют задания. | Индивидуальная. | |
| 2. Решение задач. | № 318 (под руководством учителя). За 1 день | Количество дней | Всего книг | | | 4500 книг | 1) 4500 : 30 = 150 (кн.). 2) 4500 : 45 = 100 (кн.). 3) 150 + 100 = 250 (м). 4) 4500 : 250 = 18 (дн.). Ответ: за 18 дней выполнят заказ обе мастерские, работая одновременно. | Читают задачу, анализируют ее и записывают решение отдельными действиями. Один ученик выполняет задание на доске. | Фронтальная. | Решение текстовых арифметических задач. |
| | № 319. 1) 28800 : 4 = 7200 (уч.). 2) 7200 + 6300 = 13500 (уч.). | Решают самостоятельно с последующей проверкой. | Индивидуальная. | |
| | 3) 28800 – 13500 = 15300 (уч.). 4) 15300 : 3 = 5100 (уч.). Ответ: 5100 учебников получила каждая из 3 школ. | | |
| | № 320. Разбирает вместе с учащимися. – Прочитайте задачу. Как запишем условие? Было – 25 ящ. по 3 кг. Продали – ? ящ. по 3 кг. Осталось – 15 кг. – Что надо узнать сначала? – Что узнаем потом? – Третьим действием сможем ответить на главный вопрос задачи? 1) 3 · 25 = 75 (кг) – всего было. 2) 75 – 15 = 60 (кг) – продали. 3) 60 : 3 = 20 (ящ.). Ответ: 20 ящиков абрикосов продали. | – Сначала узнаем, сколько килограммов абрикосов было. – Потом узнаем, сколько килограммов абрикосов продали. – Да. Записывают решение. | Фронтальная. | |
| | – Можно ли эту задачу решить другим способом? 1) 15 : 3 = 5 (ящ.) – осталось. 2) 25 – 5 = 20 (ящ.). Ответ: 20 ящиков абрикосов продали. | – Да. Записывают решение, подробно комментируя его. | | |
| Физкультминутка. | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке. | Выполняют физкультминутку. | Фронтальная. | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни. | Выполнение движений согласно инструкции. |
| 3. Задача на смекалку. | Шесть стаканов На столе стоят 6 стаканов. Первые три пустые, а последние три наполнены водой. Как сделать так, чтобы пустые стаканы и полные чередовались между собой, если касаться можно лишь одного стакана? | Решение: Надо взять пятый стакан, перелить содержимое во второй и поставить на место. | Фронтальная. | П – владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства и способы ее осуществления. К – владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми | Выполненные задания |
4. Задания из электронного приложения к учебнику | | Выполняют задания | Индивидуальная |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Был ли понятен материал урока? – Остались ли вы довольны своей работой? Почему? – Какие задания показались легкими? сложными? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 77, № 316, 322 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения | |