Урок в 6 классе по теме «Проценты в жизни человека».
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Педагогические цели урока:
1.Создать условия для совершенствования практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач
2. Создание условий для развития мышления логики, познавательного интереса, способности к конструктивному творчеству
Задачи урока:
-образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты».
-воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
-развивающие (формирование регулятивных УУД): способствоватьразвитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
Ход урока:
1 этап(организационный момент урока):
Добрый день, ребята. Проверяем вашу готовность к уроку. Посмотрите, у вас на столе лежат листовки. Как вы думаете : почему у вас сегодня на уроке на партах лежат рекламные листовки? На одной предлагают скидки в магазине, на другой предлагают взять кредит под низкий процент? Какая тема урока?
-Верно. Вы правильно определили тему нашего урока: «Проценты вокруг нас»
-Что такое процент? (Процентом называется одна сотая часть величины)
Какие типы задач на проценты вы знаете?( учащиеся отвечают: нахождение процента от числа, числа по его проценту, процентное отношение двух чисел)
Перед вами задачи:
- Книга стоит 100 рублей, а блокнот 20%от стоимости книги. Сколько стоит блокнот?
-Блокнот стоит 20 рублей, что составляет 25% от стоимости книги. Сколько стоит книга?
-Книга стоит 200 рублей, а блокнот -40 рублей. Сколько % составляет стоимость блокнота от стоимости книги? (разбирается каждый вид задач).
Действительно, с подобным видом задач человек сталкивается ежедневно. И те рекламные листочки которые вы видите на партах об этом свидетельствуют. А решать подобные задачи можно только одним способом, или для решения задач существует несколько способов? Давайте разберем несколько способов решения одной и той же задачи.
3 этап урока:
Перед вами задача:
-Пальто стоит 3000 рублей. Скидка составляет 20%. Сколько будет стоить пальто после скидки?( разбираются два способа решения этой задачи).
Очень часто магазины проводят акции, например: два товара по цене одного или один товар покупаешь, на второй предоставляется скидка в размере 30%, принеси одну вещь и получи скидку на покупку и т.д. Предлагаю решить одну из таких задач:
- Спортивный магазин проводит акцию. Любая футболка стоит 400 рублей. При покупке двух футболок — скидка на вторую футболку 40%. Сколько рублей придётся заплатить за покупку двух футболок в период действия акции?
Кроме акций, внимание людей привлекают и банки, которые предлагают разные проценты на вклады, кредиты, ипотеку. Посмотрите внимательно на рекламные листовки: на одних –банк предлагает всего 1 % в день, а на других всего -18% годовых. Интересно, а где можно взять кредит и заплатить наименьшие проценты банку? Давайте разберемся, всё ли так просто?
- Сберегательный банк начисляет на срочный вклад 20% годовых. Вкладчик положил на счет 800 р. Какая сумма будет на этом счете через год, если никаких операций со счетом проводиться не будет?
-Банк начисляет 12% годовых и внесенная сумма равна 100 000 рублей. Какая сумма будет на счете клиента банка через 3 года?
-Васе срочно нужны деньги. Государственный банк предлагает кредит под 24% годовых. Банк «Быстро деньги» - под 1 % в день. Где взять кредит выгоднее на 1 месяц? И почему?
(каждая задача разбирается, решение записывается в тетради).
4 этап урока:
На уроке были решены разного вида задачи. Как вы усвоили виды задач, способы решения подобных задач, проверим в небольшой самостоятельной работе.
1 вариант
2 вариант
1.Во всех магазинах торговой фирмы по субботам предоставляется скидка 5%. Во вторник в одном из таких магазинов был куплен набор кухонной мебели на сумму 2400рублей. Сколько бы стоил этот набор в субботу?
1. .Во всех магазинах торговой фирмы по субботам предоставляется скидка 5%. Во вторник в одном из таких магазинов был куплен набор кухонной мебели на сумму 3600рублей. Сколько бы стоил этот набор в субботу?
2.Стоимость одной футболки 450 рублей. При покупке двух футболок, на вторую футболку действует скидка в размере 70%. Сколько рублей заплатили за две футболки?
2. Стоимость одной футболки 350 рублей. При покупке двух футболок, на вторую футболку действует скидка в размере 80%. Сколько рублей заплатили за две футболки?
3.Банк обещает своим клиентам годовой рост вклада 30 %. Какую сумму денег может получить человек, вложивший в этот банк 500 000 рублей?
3.Банк обещает своим клиентам годовой рост вклада 30 %. Какую сумму денег может получить человек, вложивший в этот банк 400 000 рублей?
4*. Цена на фотоаппараты в течении месяца упала на 18%, а затем на 20% и составила 328 рублей. Какой была цена на эти фотоаппараты в начале месяца?
4*.В овощехранилище при первой сортировке овощей потери составили 5%, а при повторной -4%, после чего в хранилище оказалось 5472 т овощей. Сколько овощей было завезено в овощехранилище?
5 этап урока (рефлексия):
Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу на уроке, что вам понравилось?, что нового вы узнали сегодня?, что полезного вы узнали?
- Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.
-Понравились ли Вам задачи. Какая задача вам понравилась большего всего?
Заключительный этап урока:
Запишите домашнее задание. Выберите любую листовку из тех, что лежат на вашем столе. И по данной листовке составьте две задачи. Запишите в тетради решение этих задач.