Тема урока: «Простые и составные числа» Дата:
Класс: 6
Тип урока: открытие нового знания,
Цели урока:
- развивать коммуникативные навыки,
- развивать логическое мышление: критичности, креативности,
- формулировать определения простого и составного числа, работать с таблицей простых чисел,
- развивать умения работать с математическим текстом, использрвать различные языки математики, доказывать математические утверждения.
Образовательные технологии: технология развития критического мышления(приемы-«Кластер», «Корзина идей»), групповая работа, технология проблемного обучения.
План урока:
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Постановка проблемы.
Открытие нового знания.
Первичное закрепление
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой.
Контроль знаний.
Коррекция знаний.
Итоги урока
Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока:
Организационный момент (2-3 мин)
Здравствуйте, ребята!... Сегодня мы с вами будем изучать новую тему, познакомимся с такими понятиями, как простое и составное число. Может кто-то из Вас уже знает, что это за числа, а кто-то слышит о них впервые.
Итак, открыли тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа.
Наш урок мы разделим на шаги:
Вспоминим знания и умения, которые нам необходимы для изучения новой темы – определния делителя.
Создадим проблемную ситуацию
Будем искать выход из нее
Найдем выход, познакомимся с новым материалом.
Выполним упражнения на закрепление нового
Поучаствуем в самостоятельной работе
Проверим, найдем места затруднения и выход из затруднительной ситуации.
Разберем дополнительных заданий на корректировку ваних знаний по новой теме
Подведем итоги урока, выполним заключительный тест, оценим себя.
Проведем рефлексию
Для начала заполните листы, лежащие у вас на партах, выбирети вид эмоций в левом столбце.
Содержание листа:
Выберите виды эмоций
В начале урока: В конце урока:
Желание познавать радость от познания
Радость успех
Трудолюбие неудача
Настрой на успех удовлетворение
Нежелание работать усталость
Огорчение злость
Злость благодарность
Актуализация опорных знаний ( 2-3 мин).
Чтобы узнать все о простых и составных числах, сначала надо вспомнить, что такое делитель натурального числа. Вы знаете, что все натуральные числа имеют делители. Вы научились их находить с помощью свойств и признаков делимости. Открываем учебник на стр. 57 в разделе «Контрольные вопросы и задания» читаем вопрос № 2 (а) и отвечаем:
Вопрос № 2 (а): «Как вы понимаете утверждение: а – делитель n»
Примерные ответы учеников: « а – делитель n, если n делится на а без остатка»,
« а – делитель n, если а делит n без остатка».
Теперь работаем в парах: первый придумывает какое-нибудь двузначное число, а второй находит для него хотя бы один делитель, затем меняетесь ролями. Учитель контролирует работу пар, оказывает при затруднении помощь.
Постановка проблемы.(1-2 мин)
На доске и в тетрадях записывается тема урока: «Простые и составные числа».
А теперь попробуйте объяснить каждое слово в названии темы, говорите все свои мысли, идеи, фразы. (Используется прием «Корзина идей»: всё, что говорят дети, кратко записывается на доске, как будто «собираются в корзине», можно нарисовать корзину на доске. )
Итак, какие же числа называются простыми, а какие составными? Как же нам определить?
Открытие нового знания.(10-12 мин)
Чтобы ответить на этот вопрос попробуем выполнить задание в учебнике
№ 261 (фронтальная работа, ответы записываются на доске).
1) учащиеся определяют количество делителей у каждого из чисел от 1 до 10. Ответы:
у единицы один делитель, у двойки – два, у тройки – два, у четверки – три, у пяти – два, у шести - четыре, у семи – два, у восми - четыре, у девяти – три, у десяти – четыре делителя.
2)разбивают эти числа на группы по числу делителей у каждого из них. Используется прием «Составление кластера»: посередине записывается ключевое слово, затем вокруг располагаются понятия, связанные с первым. На доске с помощью работы учащихся оформляется кластер типа:
Имеют более 2 делителей:
4,6,8,9,10,…
Натуральные числа
1,2,3,4,5,6,7,9,10,……
Имеют 2 делителя:
2,3,5,7,11,…….…
Имеет 1 делитель:
1
Таким образом, мы получили три группы чисел. Как думаете, какая группа чисел, будет называться простыми числами? (ответ: те, числа, которые имеют два делителя)
А какая группа составными числами? (ответ: те, числа, которые имеют более двух делителей)
А к какой группе относится единица? (ответ: к группе, где находится одна единица, которая имеет только один делитель, сама эта единица)
Учитель включает электронное приложение к учебнику: «Простые и составные числа», учащиеся слушают запоминают, по окончании просмотра, перерисовавают таблицу с учебника (стр. 76) или с изображения на интерактивной доске.
Итак, как же вы будете определять, какое число, простое или составное?
(ответы учащихся: находить все возможные делители рассматриваемого числа, считать их количество) . Также, можно при нахождении простого числа можно пользоваться учебником. На форзаце расположена таблица простых чисел до тысячи, которой вы можете пользоваться при выполнении заданий.
Физминутка (1-2 мин)
А теперь отгадайте загадки: Хоть есть среди них большие,
Судьба их такова:
Делителей у каждого
Всего лишь только два.
С давних пор числа такие
Называются…..(простые)
Мы эти числа учим тоже.
Делители найти их сможем.
У каждого числа - смотри –
Должно быть их хотя бы три.
Эти числа не простые,
Эти числа …..(составные)
Первичное закрепление.(5 мин)
Работа с сигнальными карточками, № 262 учебника, если считаете, что утверждение верно, то поднимаем карточку зеленого цвета, если нет, то красного. Итак, начинаем …. В этом задании с 8 по 10 утверждения, по желанию ребята должны обосновать свой ответ, приводить контрпример у доски.
Выполнение № 263 всеми учащимися с комментированием желающими с места
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой.(5 мин)
На столах у Вас лежат листы с заданиями самостоятельной работы. Смотрим:
1. Даны числа 1,3,6,7,12,12,21,23,24,28,29,33,45,46,47,549,991. Подчеркните зеленым цветом простые числа, а красным – составные.
2. Запишите все делители числа 48, подчеркните те из них, которые являются простыми.
Контроль знаний.(1-2 мин)
Сравните свои ответы с эталоном, отметьте знаком «-», гле у вас не соответстветствие. Подумайте, почему допущена ошибка, если что-то не поняли, сформулируйте и задайте вопрос.
Коррекция знаний.(5 мин)
1. Выполнение задания в парах № 264(1) в тетради
2. Выполнение задания по вариантам № 265 в тетради (первый вариат – под цифрой 1, второй – под цифрой два)
Итоги урока(3 мин)
Сегодня мы с вами познакомились с простыми и составными числами, научились выполнять задания на нахождение этих чисел.
Подошло время проверить, насколько поняли вы сегоднешнюю тему. Я вам предлагаю тест, за 2-3 мин ответить на 5 вопросов по материалу урока. В тетрадях указываем номер вопроса и букву ответа.
Тест
1. Натуральные числа, имеющие только два делителя, называются
а)простыми, б) составными, в)четными
2. Натуральные числа, имеющие более двух делителей, называются
а)простыми, б) составными, в)нечетными
3. Верно ли утверждение: «Единица – это не простое, не составное число»
а) верно, б) нет, неверно, в) не знаю, я не понял
4. Верно ли утверждение: «Все четные числа являются составными?»
а) верно, б) нет, неверно, в) не знаю, я не понял
5) Верно ли утверждение: «Все нечетные числа являются простыми»
а) верно, б) нет, неверно, в) не знаю, я не понял.
Закончили работу, положили ручки, поменялись тетрадями, взяли в руки простые карандаши и проверяем работу. Возле правильного ответа ставьте знак «+», напротив неправильного - знак «-».
Если получилось 5 плюсов, высатвляем «5», у кого четыре плюса, то «4», три задания верные – это «3». Другие отметки не ставим.
Поднимите руки, кто получил «5», теперь, кто получил «4». Остальным придется потрудиться над развитием своего внимания и памяти.
Рефлексия. Заполнение правого столбца в листе
Выберите виды эмоций
В начале урока: В конце урока:
Желание познавать радость от познания
Радость успех
Трудолюбие неудача
Настрой на успех удовлетворение
Нежелание работать усталость
Огорчение злость
Злость благодарность
Домашнее задание записывается на доске: стр. 75-76 учебника (Математика Н.Я. Виленкин), правила выучить, № 264(2),266(1)