Просмотр содержимого документа
««Простейшие логарифмические уравнения»»
Министерство образования Республики Башкортостан Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Акъярский горный колледж имени И. Тасимова
Методическая разработка учебного занятия
по дисциплине: «Математика»
на тему: «Простейшие логарифмические уравнения»
Специальность:
курс:
группа:
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в горной промышленности
I
РЭГ 14
Выполнила: преподаватель
Рахметова А. З.
с. Акъяр - 2014 Открытый урок по теме «Простейшие логарифмические уравнения»
Цель урока: Изучить методы решения простейших логарифмических уравнений.
Задачи:
Обучающая:
1) формирование ЗУН при решении логарифмических уравнений;
2) изучить методы решения логарифмических уравнений;
3) научить применять полученные знания при решении заданий повышенной сложности;
4) совершенствовать, развивать и углублять ЗУН по данной теме;
3) вырабатывать умение анализировать и сравнивать;
Воспитательная:
1) воспитывать аккуратность при оформлении сложных задач, трудолюбие;
2) воспитывать умению выслушивать мнение других.
3) воспитывать самостоятельность при выборе жизненного пути, будущей профессии.
Тип урока: комбинированный.
Ход учебного занятия:
Организационный момент.
Добрый день, уважаемые студенты, коллеги! Сегодня мы с вами вернемся в удивительный и прекрасный мир – в мир математических уравнений.
Давайте вспомним, из наших прошлых занятий, какие виды уравнений бывают? (квадратное уравнение, иррациональное, показательное).
И мы сегодня урок посвятим решению логарифмических уравнений.
Целью нашего урока будет: Изучить методы решения простейших логарифмических уравнений.
Запишите, пожалуйста, в тетрадях сегодняшнее число и тему урока: "Простейшие логарифмические уравнения". Очень интересной является история возникновения логарифмов. Сообщение: История возникновения логарифма и его применение.
Изобретение логарифмов было связано с развитием в XVI в. производства, торговли, астрономии, мореплавания, требовавших усовершенствования методов вычислительной математики. Все чаще требовалось быстро производить громоздкие действия над многозначными числами, все точнее и точнее должны были быть результаты действий. Вот тогда-то и нашла воплощение идея логарифмов.
Логарифмы необычайно быстро вошли в практику. Изобретатели логарифмов не ограничились разработкой новой теории. Было создано практическое средство - таблицы логарифмов, - резко повысившее производительность труда вычислителей.
Первые таблицы логарифмов составлены независимо друг от друга шотландским математиком Джон Непером и швейцарцем Йост Бюрги. В таблицы Непера, изданные в книгах под названиями "Описание удивительной таблицы логарифмов" и "Устройство удивительной таблицы логарифмов" вошли значения логарифмов синусов, косинусов и тангенсов для углов от 0 до 90 с шагом в 1 минуту. Бюрги подготовил свои таблицы логарифмов чисел, по-видимому, к 1610 г., но вышли в свет они в 1620 г., уже после издания таблиц Непера, и поэтому остались незамеченными.
Термин «ЛОГАРИФМ» предложил Непер; он возник из сочетания греческих слов logos (здесь — отношение) и arithmos (число). Таким образом, для Непера «ЛОГАРИФМ» означали «число отношения», то есть логарифм у Непера — вспомогательное число для измерения отношения двух чисел.
Итак, ребята мы прослушали очень интересные сведения о логарифмах. Ответьте, пожалуйста, на такие вопросы. Что означает термин логарифм? И кто впервые применил его? Объяснение темы.Перед объяснением темы мы посмотрим с вами видео «Математика. Методы решения логарифмических уравнений (1-2)». Ребята, по-вашему, какие уравнения будут называться логарифмическими? (студенты высказывают свои предположения). Определение: уравнения, в которых переменная содержится под знаком логарифма, называют логарифмическими. Сегодня мы изучим несколько методов решения логарифмических уравнений:
Метод решения с помощью определения;
Метод потенцирования;
Метод введения вспомогательной переменной.
Рассмотрим более подробно каждый из методов.
Метод решения с помощью определения.
Решим несколько уравнений, используя определение логарифма, но прежде вспомним определение логарифма. (Логарифмом числа b по основанию a называется показатель степени, в которую надо возвести а, чтобы получить число b).
При решении логарифмических уравнений с помощью определения можно выделить два случая:
когда неизвестная переменная стоит под знаком логарифма:
, это уравнение переходит к равносильной системе ;
когда неизвестная переменная стоит в основании логарифма, т.е. :
, это уравнение переходит к равносильной системе .
Решение примеров:
1. - показываю;
2. - показываю;
3. ;
4. ;
5. ;
Следующий метод – метод потенцирования.
При решении уравнения, который имеет вид: мы переходим к равносильному уравнению: , (т.е. освобождаемся от знаков логарифма) при условии, что .
Решение примеров:
1. , - показываю;
2. , ;
3. , .
Следующий метод – метод введения вспомогательной переменной.
Этот метод основан на том, что с помощью введения новой переменной логарифмическое уравнение упрощается. Рассмотрим этот метод более подробно на примере:
В данном примере можно ввести замену и перейти к квадратному уравнению:
, решив квадратное уравнение, находим корни . Затем возвращаемся к замене . и , отсюда находим , при условии, что .
Решить уравнение: (ответ: 2 и 8).
Работа в группах (10 мин).
Ребята, сейчас мы с вами закрепим изученный материал,выполним небольшую самостоятельную работу.
Перед вами карты с логарифмическими уравнениями. Решив их, соберите по таблице ключевое словосочетание.
Приложение 1.
9
4
11
1
3,5
8
2,5
6
3
2
1
6,5
125
11
10
125
5
7
25
3
ч
ф
в
о
г
а
с
р
у
л
н
и
е
о
р
и
е
а
н
е
и
м
к
е
1. , (х=8)
2. , (х=2)
3. , (х=4)
4. , (х=11)
5. , (х=1)
6. , (х=6).
7. , (х=)
8. , (х=7)
9. , (х=6,5)
10. , (х=)
11. , (х=125)
12. , (х=)
13. , (х=25)
14. , (х=)
15. , (х=3)
16. , (х=3,5)
17. , (х=1)
18. , (х=11)
19. , (х=9)
20. , (х=2,5)
21. , (х=125)
22. , (х=10)
23. , (х=5)
24. , (х=3)
Какое ключевое словосочетание вы получили? (Логарифмическое уравнение)
Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали на уроке? Какие методы решения логарифмических уравнений мы сегодня изучили?
Выставление оценок с комментариями У великого геометра древности Фалеса спросили: -Что есть больше всего? -Пространство,- ответил Фалес -Что мудрее всего? -Время. -Что приятнее всего? -Достичь желаемого!- ответил Фалес. Я желаю вам удачи в достижении этих желаний. Всем вам большое спасибо за работу!
Домашнее задание.
А.Н. Колмогоров. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл., стр.235 № 519(в,г),