Тип учебного занятия: занятиеобобщения и систематизации знаний.
Цели учебного занятия:
Образовательные:обобщить и систематизировать знания учащихся по теме и выявить степень готовности к проведению промежуточной контрольной точки.
Развивающие: способствовать развитию навыков применения теоретических знаний к решению практических задач, навыков коллективной работы.
Воспитательные: способствовать воспитанию ответственности за качество знаний и результат выполняемой работы.
Формы обучения: индивидуальные, фронтальные, групповые.
Методы обучения: объяснение, блиц-опрос, демонстрация, решение комплекса заданий, разгадывание криптограммы.
Технология обучения: технология развивающего обучения, игровая технология.
Ресурсы обучения: компьютер, мультимедийный видеопроектор, проекционный экран, раздаточный материал (карточки-домино, комплекс теоретико-практического материала, инструкционные карточки).
Ход учебного занятия:
I. Постановка цели занятия имотивация учебной деятельности
На предыдущем занятии мы с вами изучили понятие производной функции в точке и правила её вычисления. Сегодня наша с вами задача - повторить, обобщить и систематизировать учебный материал по данной теме, научиться применять правила вычисления производной к решению практических заданий. План занятия: повторение теоретических аспектов исследованной темы, применение производной для решения комплекса заданий.
II. Воспроизведение икоррекция опорных знаний
Теоретический блиц-опрос.
1. На проекционном экране представлен график функции . Учащимся необходимо определить опорные элементы для последующей формулировки определения понятия производной функции.
2. На проекционном экране демонстрируется комплекс карточек со словами, которые необходимо расположить в такой последовательности, чтобы результатом послужила формулировка определения понятия производной функции в точке.
Результат верной расстановки: Производная функции – это число, к которому стремится разностное отношение при называется производной функцией в точке .
3. На проекционном экране демонстрируется вопрос: геометрическая интерпретация производной.
А) Производная функции в точке равна угловому коэффициенту касательной к графику этой функции в точке .
В) Производная функции в точке равна расстоянию от точки до оси абсцисс.
С) Производная функции в точке равна тангенсу угла наклона касательной к графику этой функции в точке .
4. На экране демонстрируется вопрос: механическая (физическая) интерпретация производной.
А) Производная расстояния по времени есть скорость в данный момент времени.
В) Производная скорости по времени есть ускорение точки в данный момент времени.
С) Сила по второму закону Ньютона равна производной импульса.
Д) Сила тока есть производная количества заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника.
5. Работа в малых группах: разгадывание криптограммы
Описаниеработы: Всем участникам каждой группы предлагается обобщить и проверить знания в форме криптограммы, составленной по основным понятиям, определениям и терминам, применяемым в дифференциальном исчислении.
КРИПТОГРАММА
(ответы)
1
П
Р
Е
Д
Е
Л
2
М
И
Н
И
М
У
М
3
К
О
Э
Ф
Ф
И
Ц
И
Е
Н
Т
4
Г
Р
А
Ф
И
К
5
А
Л
Г
Е
Б
Р
А
6
С
К
О
Р
О
С
Т
Ь
7
И
Н
Т
Е
Р
В
А
Л
8
В
О
Г
Н
У
Т
О
С
Т
Ь
9
А
Б
С
Ц
И
С
С
А
10
П
Р
О
И
З
В
О
Д
Н
А
Я
11
К
О
В
А
Л
Е
В
С
К
А
Я
12
И
С
С
Л
Е
Д
О
В
А
Н
И
Е
Ключевое слово по вертикали: … – главная часть приращения функции
Вопросы:
1. … отношения приращения функции к приращению аргумента , при условии, что он существует и xстремится к , называется производной функции в точке .
2. Экстремальное значение функции.
3. Производная функции в точке – есть угловой … касательной , проведенной к графику функции в точке .
4. Множество точек координатной плоскости , наглядное изображение функции .
5. Раздел математики.
6. Физический смысл производной – … изменения функции.
7. Вид числового промежутка (… возрастания / убывания функции).
8. Положительный знак второй производной характеризует … функции.
9. Первая из координат точки на плоскости.
10. … константы равна нулю.
11. Первая русская женщина-математик.
12. Научное изучение.
6. Математический диктант: Игра «Домино»
Правила (схема) игры: каждому учащемуся раздаётся комплекс карточек-домино, которые содержат, начальную (красную) карточку и карточки (синие), которые содержат, с одной стороны, ответ к предыдущей и с другой стороны, вопрос к следующей. Расстановка карточек осуществляется учащимися по принципу игры в домино. Карточки необходимо предварительно перемешать.
Пример комплекта карточек
Схема расположения карточек
III. Формирование навыков практического использования полученных знаний. Игра «Домино».
Учащихся следует разделить на группы.
Инструкция: Домино содержит карточек и одну – начальную карточку. На одной половине карточки написано задание, на другой – ответ к другой карточке. В группе распределить карточек между игроками. Действия игроков такие же, как в обычном домино. Выигрывает та команда, которая справится с заданием быстрее.
Задание: Продифференцируйте функции.
Проверка правильности выполненного задания проверяется посредством сравнения результатов команд со слайдом-схемой, который отображается по окончании игры на проекционном экране. Преподавателем, совместно с учащимися проводится сравнительный анализ. Подводятся итоги и присваиваются соответствующие места. Рейтинговая оценка также выставляется и учащимся, которые, по мнению преподавателя в ходе игры продемонстрировали знания по проблеме изученного материала.
Слайд-схема (эталон расположения):
IV. Подведение итогов занятия (осуществляется с использованием технологии коллективно – группового обучения «Незаконченное предложение» + «Микрофон»: На учебном занятии мне было интересно выполнять … потому, что …). Проведение рейтинговой оценки деятельности учащихся.
V. Задание на самоподготовку: повторить правила дифференцирования функции, учебник: стр144, № 6, 8, 10.