~~Цели:
• Отработать умения и навыки вычисления производной функции, нахождение производной функции в точке; вырабатывать у обучающихся умения и навыки в составлении уравнения касательной к графику функции в точке;
• развивать внимание, зрительную память, логическое и образное мышление, познавательный интерес, активность учащихся на уроках;
• воспитывать аккуратность, прививать интерес к предмету, воспитывать познавательную активность, самостоятельность.
Тип урока: комбинированный.
Методы организации учебной деятельности:
• беседа;
• частично-поисковый;
• объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: учебник «Алгебра и начала анализа 10-11» А.Г. Мордкович, сборник для подготовки к экзамену Дорофеев, компьютер, мультимедиа проектор, программа виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Уроки алгебры 10-11», урок с использованием интерактивной доски составлен в программе Notebook 10, памятки для обучающихся, опорный конспект.
Этапы урока.
1. Организационный момент
2. Домино (проверка таблицы производной)
3. Решение упражнений
4. Исторические сведения
5. Вывод формулы уравнения касательной к графику функции. Алгоритм.(использование ЭОР)
6. Закрепление изученного материала из сборника подготовки к экзамену по математике Дорофеев
7. Физ. минутка
8. самостоятельная работа
9. Домашнее задание.
10. Итоги урока.
Ход урока.
1. Преподаватель :На предыдущих уроках мы с вами находили производные различных функций. Какими формулами мы пользовались?
Обучающиеся: Формулами производной линейной, степенной и постоянной функции
Преподаватель Какие правила необходимо еще знать для нахождения производной функций?
Обучающиеся: Правила дифференцирования.
Преподаватель Сегодня мы применим наши знания и умения для того, чтобы больше узнать о производной и о других интересных фактах из истории математики.
2. Игра «Домино»(Приложение №1)
В комплекте «Домино» 20 карточек. Пары перемешивают свои карточки, делят пополам и начинают раскладывать домино с карточки, в которой заполнена только правая или левая часть. Далее вы должны найти на другой карточке выражение тождественно равное выражению на первой карточке и т. д. В результате получается цепочка.
Домино считается разложенным только тогда, когда все карточки использованы и крайние половинки последней и первой карточки пустые.
Если не все карточки разложены, значит, вы где - то допустили ошибку, и её нужно найти
Объяснение задания: В клетках таблицы записаны функции. Для каждой функции найдите производную и запишите соответствие клеток. Например: следовательно ответ:1- 9; и т.д.
Ответы: 1-9; 6-3; 11-14; 16-19; 2-4; 7-18; 12-19; 17-13; 3-5; 8-17; 4-19; 5-19; 15-16;10-20.
3. Решение упражнений
Перед вами опорные конспекты, используя правила производной,
Внимание на экран. Расшифруйте как И. Ньютон назвал производную функции
с f(x) = 3 x² - 2 x + 4 f '(1) = ?
я f(x) =x – 4 x³ - 8x+ 13 f '(0) = ?
ю f(x) = 2x³ - 2 x² + 12 x +7 f '(2) = ?
ф f(x) =-1,5 х2 -4х+0,125 f '(-1) = ?
и f(x) = 2 ctgx f '(-п) = ?
к f(x) = 2cos x f '(- п/3) = ?
л f(x) = tg x +2х f '( п/4 ) = ?
-1 2 20 √3 4 0 -7
4. Какова история происхождения этого названия? (слайд 14,15)
Понятие производная возникло в связи с необходимостью решения ряда задач физики, механики и математики. Честь открытия основных законов математического анализа принадлежит английскому ученому Ньютону и немецкому математику Лейбницу. Лейбниц рассматривал задачу о проведении касательной к произвольной кривой.
Знаменитый физик Исаак Ньютон, родившейся в английской деревушке Вульстроп, внес немалый вклад и в математику. Решая задачи на проведение касательных к кривым, вычисляя площади криволинейных фигур, он создал общий метод решения таких задач – метод флюксий (производных), а саму производную называл флюентой.
Он вычислил производную и интеграл степенной функции. О дифференциальном и интегральном исчислениях он пишет в своей работе «Метод флюксий» (1665 – 1666гг.), послужившей одним из начал математического анализа, дифференциального и интегрального исчисления, которое ученый разработал независимо от Лейбница.
Многие ученые в разные годы интересовались касательной. Эпизодически понятие касательной встречалось в работах итальянского математика Н.Тартальи (ок. 1500 – 1557гг.) – здесь касательная появилась в ходе изучения вопроса об угле наклона орудия, при котором обеспечивается наибольшая данность полета снаряда. И. Кепплер рассматривал касательную в ходе решения задачи о наибольшем объеме параллелепипеда, вписанного в шар данного радиуса.
В 17 веке на основе учения Г.Галилея о движении активно развилась кинематическая концепция производной. Различные варианты изложения встречаются у Р.Декарта.
3.Объяснение нового материала (Используется диск Кирилла и Мефодия Уроки Алгебры 10-11 класс, тема 2, урок 5 )
5. Геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. И1
Выведем уравнение касательной к графику функции y = f(x) если точка касания имеет абсциссу хо
Прежде всего, примем во внимание, что касательная – прямая линия. Если прямая перпендикулярна оси абсцисс, то уравнение прямой имеет вид х=а. Уравнение прямой, не перпендикулярной оси абсцисс в алгебре имеет вид y=kx+b. Нам заранее не известно, будет ли перпендикулярна к оси абсцисс касательная к данному графику в данной его точке. Но мы можем это узнать попытавшись найти значение производной данной функции в данной точке. Если окажется, что производная не существует, то касательная перпендикулярна к оси абсцисс, и ее уравнение х=а. И так как эта касательная проходит через точку с абсциссой хо, то уравнение касательной выглядит так: х=хо.
Если же окажется, что производная данной функции в данной точке существует, то уравнение касательной можно привести к виду y=kx+b. Вспомним, что угловой коэффициент прямой k равен тангенсу угла наклона прямой к положительному направлению оси Ох или значению производной функции в точке проведения касательной, т.е. y=f `(хо)• x+b., т.е уравнение касательной имеет вид:
y = f(xo) + f ´(xo) • (x – xo)
с опорного конспекта зарисуйте рисунок и уравнение касательной (приложение1)
Обучающимся выдается памятка для составления алгоритма уравнения касательной
• Найти значение функции в точке хо
• Вычислить производную функции
• Найти значение производной функции в точке хо
• Подставить полученные числа в формулу
y = f(xo) + f `(xo)( x – xo)
• Привести уравнение к стандартному виду
6. Закрепим знания на примерах из сборника Дорофеева для подготовки к экзамену №4.165, 4.168 стр.131
7. Физ. минутка
8.Итог урока
Спасибо за урок!