Этапы урока | Приемы и средства деятельности учителя | Действия учащихся | УУД, формируемые на данном этапе |
Организационный момент. | -Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки- на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок. Дают внутреннюю установку на урок. | Уметь выполнять принятые правила поведения в школе. |
Мотивационно -целевой этап. Представление проблемной ситуации. | Ребята, чтобы узнать, что мы будем сегодня изучать на уроке, я для вас приготовила ребус. Разгадайте его в парах. (Работа в парах). Ответ ребуса- задача. Вам знакомо это слова? Как вы понимаете слово «задача»? Обсудите в парах. Прочитайте тексты и сравните их: «Мама купила 2 яблока и 3 груши. Сколько всего фруктов купила мама?» «Мама купила яблоки и груши. Фрукты очень вкусные и полезные.» Как вы думаете, есть ли здесь задача? Почему вы так решили? Какой из этих текстов мы можем назвать задачей? А какой- рассказом? А что мы делаем со стоящими перед нами задачами? Учитель вывешивает на доску табличку «Задача». | Разгадывают в парах. Обсуждают собственное понимание слова «Задача». Читают тексты, сравнивают, отвечают на вопросы. | Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя. Уметь слушать и понимать речь других. Уметь оформлять свои мысли в устной речи. |
Формулирование темы. | Подумайте и сформулируйте тему сегодняшнего урока. Откройте учебник и определите тему урока. Сравните тему урока в учебнике с темой урока, которую сформулировали вы. Совпадает ли тема, сформулированная вами, с темой в учебнике? | «Задача» «Составление задач» «Знакомство с задачей» | Уметь работать с информацией, проявлять познавательную инициативу, строить сообщения в устной форме. |
Формулирование цели. | Итак, тему урока вы сформулировали. Обсудите в паре вопрос: чему я буду учиться на уроке? Сформулируйте ваши цели этого урока. Наша цель: познакомиться с понятием»задача», выделить составные части задачи, научиться отличать задачу от рассказа | Обсуждают в паре и формулируют цели урока. | Уметь принимать и сохранять учебную задачу. Уметь принимать и сохранять учебную задачу. Строить сообщения в устной форме. Формулировать собственное мнение. Договариваться и приходить к общему решению. |
Моделирование. | Рассмотрите рисунок на доске. Выберите правильную схему к рисунку, покажите ситуацию на фишках. Составьте равенство. Проверьте друг у друга в парах. Оцените свою работу. Что мы сейчас повторили? Для чего? | Рассматривают рисунок. Строят схему, составляют равенство. Проверяют друг у друга. | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Организация планирования. | Давайте вернемся к рассказам о фруктах. Когда вы отвечали на вопрос: есть ли здесь задача, то получили разные ответы. Почему? В чем возникло затруднение? Напомните, пожалуйста, цель нашего урока. Но чтобы наша работа была эффективной, что мы должны сделать дальше? Верно. Работая в парах, составьте план ваших дальнейших действий. | Мы не знаем, что такое задача. Познакомиться с понятием «задача», научиться отличать задачу от рассказа. Составить план нашей работы на уроке. Попробуем сами узнать, что такое задача. Проверим свои предположения. Применим новые знания. Проверим свою работу. Оценим работу на уроке. | Уметь ориентироваться в системе знаний: определять границы своего «знания»- «незнания». Уметь проговаривать последовательность своих действий на уроке. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
Реализация плана. Поиск способа. На доске вывешиваются надписи: условие, вопрос, решение, ответ. | Знакомство со структурой задачи. Как вы думаете, чем отличаются эти рассказы? Вы можете ответить на него? Итак, математический рассказ, в котором есть вопрос, называется задачей. Что такое вопрос задачи? Кто как думает? Какое слово обязательно содержится в вопросе? Что можно сделать с задачей? Что нам известно в этой задаче? На языке математики это называется условием задачи. Как вы думаете, условие и вопрос должны быть связаны между собой по смыслу? Почему? Сосчитайте, сколько фруктов купила мама? Это решение задачи. Еще раз прочитайте вопрос задачи и ответьте на него. Это ответ задачи. Мы ответили на вопрос задачи? Мы решили задачу? Сделайте вывод, из каких частей состоит задача? | В первом рассказе есть вопрос. Да. Это, что мы должны выяснить, узнать. То, о чем нас спрашивают? Вопросительное слово. Решить. Что мама купила 2 яблока и 3 груши. Да. Иначе мы не сможем ответить на этот вопрос. 2+3=5 5 фруктов. Да. Мы решили задачу. Условие, вопрос, решение, ответ. | Учитывать выделенные учителем действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Различать способ и результат действия. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Осуществлять анализ объектов. Договариваться и приходить к общему решению. |
Использование схем. Введение записи. | Откройте рабочую тетрадь. Прочитайте первую задачу. А теперь прочитайте только условие задачи. Нарисуйте схему, изобразив карамельки синими квадратами, а шоколадные конфеты- зелеными квадратами. Прочитайте вопрос задачи. Что мы должны сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? Решите задачу. Назовите решение. Решение задачи записывается так: 2+4=6 Назовите ответ задачи. Ответ задачи записывается так: 6 конфет. Проверьте правильность своего решения. Оцените свою работу. Итак, из каких частей состоит задача? Кто был внимательным и сможет повторить? | Читают задачу полностью. Читают только условие задачи. У Даши 2 карамельки и 4 шоколадные конфеты. Рисуют схему. Сколько всего конфет у Даши? Решить задачу. 2+4=6 Всего 6 конфет. Проверяют правильность, оценивают свою работу. | Учитывать выделенные учителем действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Различать способ и результат действия. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Осуществлять анализ объектов. Договариваться и приходить к общему решению. Использовать знаково-символические средства, в тои числе модели и схемы. |
Применение способа. Самооценка. | Используя решенную задачу в качестве образца, решите следующую задачу в парах устно, затем зарисуйте схему к условию задачи и запишите решение в тетради. Не забудьте записать ответ. А третью задачу решите каждый самостоятельно. Обменяйтесь тетрадями, проверьте решение задачи друг у друга. У кого все правильно? У кого есть ошибки? В чем причина ошибок? | Читают задачу, рисуют схему в тетради, записывают решение и ответ. Организуют взаимопроверку. | Проводить сравнение по заданным критериям. Оценивать правильность выполнения действия. Адекватно воспринимать оценку товарищей. Осуществлять пошаговый контроль. |
Фиксация способа. Работа в группах. | Из предложенных вариантов выбрать те, которые являются задачами. На клумбе расцвели 3 розы и 2 георгина. Красивый будет букет. На клумбе расцвели 3 розы и 2 георгина. Сколько всего цветов расцвело на клумбе? На клумбе расцвели 3 розы и 2 георгина. Сколько тюльпанов расцвело на клумбе? Давайте вместе еще раз проговорим, что такое задача, из каких частей состоит задача? Как узнать задачу? Начертим в тетради следующую схему. Можем ли мы использовать следующую схему в своей дальнейшей работе? | Дети выбирают из предложенных вариантов верный. Задача ↓ Условие ↓ Вопрос ↓ Решение ↓ Ответ | Контролировать действия партнера. Осуществлять пошаговый контроль. Оценивать правильность выполнения действия. |
Подведение итога. Рефлексия. | Кто помнит, какую тему мы сегодня изучили? Какую цель ставили перед собой? Удалось ли нам достичь поставленной цели? Какие математические термины мы сегодня узнали? Какие пункты плана мы выполнили? Чему научились? Чему необходимо учиться? Расскажите по схем: что я узнал? Что запомнил? Что смог? | Индивидуально, по желанию отвечают на вопросы. | Способность к оценке своей учебной деятельности. Самоанализ и самоконтроль результата. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. |