"ПРОЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС".
1. Сценарий урока:
1.1. Тема : «Сравнение десятичных дробей» , 5 класс .
1.2 Цели урока: научить учащихся сравнивать десятичные дроби. Научить учащихся самостоятельно т выводить правило сравнения десятичных дробей и научить применять полученный алгоритм на практике ; умение работать с различными источниками ( учебник, компьютер) ; воспитать бережное отношение к здоровью, через метопредметные связи.
1.3. Задачи урока: А)обучающая- сформулировать правило сравнения десятичных дробей, сформулировать умения пользоваться этим правилом,
Б)развивающая- развивать логическое мышление, память, познавательный интерес, математическую речь, навыки самоконтроля,
В) воспитывающая- развитие любознательности и интереса к предмету, формирование ответственного , доброжелательного отношения друг к другу
1.4. Оборудование и материалы к уроку: учебники по математике , карточки, проектор , индивидуальные карты оценки учеников , компьютер .
1.5. Фундаментальные образовательные объекты: работа с числами.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Метапредметные результаты |
Организационный (1 минута) | Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку, организация внимания . | Слушают учителя, настраиваются на работ, проверяют готовность к уроку. | Умение слушать и вступать в диалог |
Актуализация знаний, проверка домашнего задания (10 минут) | Учитель проверяет домашнее задание , затем пишется математический диктант. -Какое сегодня число? -Запишите в тетради число, классная работа. -В своем оценочном листе , который лежит у каждого на парте нарисуйте пожалуйста смайлик, который соответствует вашему настроению . -Давайте проверим домашнее задание. Учитель предлагает обменяться тетрадями с соседом и проверить правильность выполнения домашнего задания. Домашнее задание проверяется устно, комментируется каждый пример, а результат отображается на слайдах. -А теперь , оцените , пожалуйста, работу соседа по пятибальной шкале и поставьте баллы в индивидуальный оценочный лист. -А теперь напишем небольшой математический диктант, благодаря которому вспомним материал предыдущих уроков: 1) Записать в тетради, через точку с запятой , три числа в виде десятичной дроби: а)восемнадцать целых шесть сотых, б) три целых девять тысячных, в)шестьдесят целых пятьдесят четыре десятитысячных. 2) Сравните числа: а) 5 и 4, б) 4 и 4 , в) 0 и 1. 3) Равны ли числа: а) 6, 30 и 6, 3; б) 0,7 и 0, 07; в) 13 и 13, 01 , г) 60,6 и 6, 06. Затем идет проверка с помощью слайдов , трудные моменты комментируются и объясняются. Учитель предлагает в своем индивидуальном оценочном листе, в графе математический диктант поставить заработанные баллы( за 10 правильных- «5» , за 8-9 –«4», за 5-7-«3», за 4 и меньше – «2». ) | Дети проверяют домашнее задание у соседа по парте, оценивают работу, выставляют оценку в оценочный лист, затем выполняют задания математического диктанта, оценивают сами свой результат, выставляют отметку в оценочный лист. | Познавательные : применение предметных знаний, выполнение учебных заданий. Регулятивные: умения распознавать вопросы на слух и отвечать на них. Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Личностные: самооценка, взаимооценка. |
Постановка целей и задачей урока (7 минут) | Учитель спрашивает: -Какая температура тела бывает у здорового человека? -В каких случаях у человека повышается температура тела? - Какие профилактические действия против гриппа вы знаете? -У вас на партах лежат карточки с таблицей, в которой указана температура здорового и больного человека. Отметьте галочкой , где человек болен, а где здоров. Затем учитель предлагает обменяться карточками и проверить правильность выполнения задания у соседа по парте. (Поставьте «+» за правильный ответ и «-» за неправильный) На доске находится слайд с таблицей. Учитель приглашает одного из учеников к доске и просит его показать, как он оценил состояние больного . -Ребята, а как вы определили – здоров или болен человек? Встаньте , пожалуйста, те, кто не ошибся в задании. Ну а те, кто немного ошибся, я думаю, научаться сегодня сравнивать десятичные дроби. Затем учитель предлагает записать в тетрадях тему : «Сравнение десятичных дробей». -Давайте вместе попробуем разобраться , как же сравниваются десятичные дроби. Давайте поработаем со следующими примерами. Сравните дроби: а)4,5 и 13, 1; б) 3,1 и 3,3; в)3,11 и 3, 14; г)3, 11 и 3, 4. Попробуйте подробно разобраться с каждой парой дробей. | Работают с таблицей температуры тела , комментируют полученный результат , оценивают работу соседа по парте, выявляют проблему , ставят цель и формулируют тему урока. | Познавательные : постановка и формулирование проблемы, самостоятельное формулирование познавательной цели. Регулятивные: умение анализировать, делать выводы. Коммуникативные : умение выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении, работать в паре. Личностные: взаимооценка. |
Усвоение новых знаний (9 минут) | Что можно сказать по поводу сравнения первой пары чисел? Какой вывод можно сделать? (количество целых у второй дроби больше чем у первой, поэтому 4,5 меньше13,1). -Хорошо, сначала смотрим на количество целых. Больше будет та дробь, у которой больше целых. Как сравнить вторую пару дробей? (целых- одинаковое количество, но десятых у второй дроби больше чем у первой , значит 3,1 меньше3,3). Какой можно сделать вывод? -Верно, если целых –одинаковое количество , смотрим на десятые. Больше будет та дробь, у которой десятых больше. -Как сравнить третью пару дробей? -Молодцы, если целых и десятых одинаковое количество, значит , смотрим на сотые, больше будет та дробь, у которой сотых больше. Значит 3,11 меньше чем 3, 14. -Я думаю, стало понятно, что если сотых одинаковое количество, то мы будем смотреть на тысячные и так далее. -А как сравнить последнюю пару десятичных дробей? - Верно, некоторые из вас заметили, что у числа 3,11 количество десятых меньше, чем у числа 3,4; значит 3,4 больше , чем 3,11. -А теперь попробуйте сравнит число 3, 4 и 3,40 по уже знакомому нам теперь правилу. Какой вывод мы можем сделать? (если в конце десятичной дроби приписать нули или несколько нулей, то получиться дробь, равная данной). -Давайте еще раз сформулируем правило: для того, чтобы сравнить две десятичные дроби нужно сначала сравнить количество целых, больше будет та дробь, у которой целых больше, если целых у них одинаково, то сравниваем количество десятых и так далее(слайд с примерами). | Выполняют вместе с учителем сравнение дробей, отвечают на вопросы учителя , выдвигают предположения, учатся самостоятельно формулировать правила. | Познавательные: систематизация знаний, выбор способов решения задач. Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действий ; прогнозирование. Коммуникативные: развитие умения слушать, задавать вопросы. Личностные: осознание ответственности за общее дело. |
Выполнение учащимися заданий на закрепление пройденного правила (9 минут) | - А теперь попробуем применить наши новые знания на практике. Решим из учебника № 1172 и № 1175. -К доске , по очереди , выходят те, кого я вызываю. Решают с объяснением по одному примеру. -Хорошо, а теперь проверим, научились ли вы сравнивать десятичные дроби. А для этого следующее задание мы будем решать по вариантам, к доске, от каждого варианта, будут вызваны ученики( ученики решают примеры на боковых досках, чтобы класс не видел их решения). Задание: сравните дроби. 1 вариант: 12,567 и 125, 67; 0,0091 и 0, 01; 7, 399 и 7, 4. 2 вариант: 4,199 и 4,2; 18, 342 и 183, 42; 0,02 и 0,0045. -А теперь проверим результат. Если все решено верно, то ставим «5» баллов в оценочный лист, если решено только два примера , то «4» балла, если решен один пример, то ставим «3» балла. | Отвечают на вопросы учителя, выполняют письменные задания в тетради и у доски, решают примеры по вариантам самостоятельно в тетради, от каждого варианта к доске выходит по одному человек и решают те же примеры на боковых досках, потом вместе с классом проверяют. Выставляют отметку в оценочный лист . | Познавательные: уметь решать примеры по выбранному правилу, применять полученные знания. Регулятивные: умение анализировать и оценивать результат работы. Коммуникативные: умение слушать , обращаться с вопросом к учителю. Личностные: самооценка. |
Подведение итогов урока, домашнее задание. (2 минуты) | -Запишите домашнее задание: страница 189-190, № 1200,1206, параграф 31. -А теперь подсчитайте общее количество баллов на вашем оценочном листе и впишите результат в последнее пустое окошко. Если набрано 14-15 баллов, то вы получаете «5», если 11-13, то «4», если 8-10, то «3». Если кто-то набрал меньшее количество баллов, то постарайтесь в следующий раз работать лучше. | Отвечают на вопросы учителя, записывают домашнее задание, подсчитывают общее количество баллов и ставят себе отметку | Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные : осознание уровня и качества усвоенного материала. Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли. Личностные: самооценка. |
Рефлексия (2 минуты) | -О чем мы сегодня говорили? Научились ли мы сегодня сравнивать десятичные дроби? Пригодятся ли вам полученные знания в жизни. Приведите примеры. На своем оценочном листе нарисуйте смайлик, соответствующий тому настроению, которое соответствует концу урока. | Дети отвечают на вопросы учителя, сдают тетради и оценочные листы учителю. | Познавательные: рефлексия. Регулятивные: оценка своей деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Личностные: самооценка. |
1.16. Список литературы и других источников , использованных учителем для подготовки к уроку:
1)Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., « Математика 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений» - М.Мнемозина, 2013.
2)Хуторской А.В. «Как разработать творческий урок.(Электронный ресурс)».
3)«Поурочные разработки по математике» к учебному комплекс Н.Я.Виленкина.