2. Активизация знаний | - Посмотрите, что изображено на доске? (На доске под цифрами изображены: точка, прямая и кривая линия, луч, отрезок) - Назовите под какой цифрой изображена точка, прямая линия, кривая линия, луч и отрезок. | Вспоминают названия геометрических фигур, изображённых на доске, поднимая руку, называют, и сразу же идет обсуждение (если вдруг мнения разошлись). | Познавательное УУД: воспроизведение по памяти ранее изучено информации. |
- Какие вы молодцы, вспомнили названия и как выглядят. А теперь я вам буду задавать утверждения, а вы если согласны с ними, то поднимаете синюю карточку, а если не согласны, то зелёную карточку. -Через одну точку можно провести только одну прямую линю (неправильно) -У прямой нет начала и нет конца. (правильно) - Через две точки можно провести много прямых (неправильно) - У луча есть начало и нет конца (правильно) | Слушают высказывания и поднимают карточки нужного цвета (согласен - не согласен), после каждого выражения происходит обсуждение с доказательствами. | Прием « Согласен не согласен» Познавательные УУД: анализ информации. Личностные УУД: умение выражать своё мнение. |
3. Постановка проблемы | -Какой учебный предмет помогает чертить нам эти геометрические фигуры? -А что можно измерять линейкой ? -А чем ещё можно измерять предметы? На каждой парте лежат 2 мерки разной длины (они подобранны таким образом, чтобы укладывалось целое число в измеряемый объект) - Вместе с соседом по парте измерьте длину парты с помощью первой мерки. Сколько у Вас получилось? Теперь измерьте с помощью второй мерки. А сейчас сколько у Вас получилось? (В это время ответы детей записываются на доске, получается 2 числа) - Ребята, а как вы думаете, почему у нас с вами получились разные числа, ведь парта не становилась больше или меньше? | -Линейка. -Длину какого-то предмета. Заслушиваются варианты детей. Измеряют в парах длину парты сначала одной меркой, потом другой. Выслушиваются ответы детей и они подводятся к выводу, что были меры разной длины. | Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: анализ с целью выявления сходства и различия объектов. Коммуникативное УУД: учебное сотрудничество со сверстниками Регулятивные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме |
4.Открытие нового знания и составление алгоритма | -Шаги ,локти у всех людей разные, меры тоже могут быть разные, поэтому трудно измерить точно этими величинами .Что же нам делать, как же быть, чтобы не было никакой путаницы? - Какой же? -До нас люди тоже думали и спорили, и, чтобы прийти к единому мнению, они выбрали одинаковые мерки и создали эталон мер. Мы с Вами начнём пользоваться удобной мерой длины- сантиметр. Достаньте и рассмотрите свою линейку: расстояние между соседними метками, над которыми стоят числа, и есть один сантиметр. -Как вы думаете, что же нового мы сегодня узнаем на уроке математики? -Давайте откроем с вами учебник на странице 66. Рассмотрите отрезок, равный одному сантиметру. Можно ли отмерить один см без линейки? -Верно. Но можно ли таким способом измерить длину каждого отрезка? -Посмотрите, чему равна длина красного отрезка? Чему равна длина зелёного отрезка? Почему вы легко ответили на этот вопрос? - Предмет, который нам помогает измерять - это линейка. Посмотрите, как нужно прикладывать линейку , чтобы произвести правильное измерение. Один конец предмета приложи на линейке к нулю, а число, на которое будет указывать второй конец отрезка, и будет означать длину отрезка в см.Чему равна длина голубого отрезка? -А длина голубого карандаша? -Найдите на полях отвёртку и шуруп. Возьмите линейку и попробуйте сами измерить длину этих предметов. Сколько она сантиметров? Теперь измеряем шуруп. Сколько он сантиметров? Какой из предметов длиннее? - Сейчас мы научимся чертить отрезки разной длины. Откройте рабочие тетрадки. В тетрадке в клеточку очень легко увидеть сантиметр. Поставьте точку, отступив 1 клеточку от края тетради. Отступите ещё 2 клеточки и поставьте вторую точку. Линейкой соедините точки. Что начертили? -Какой длины? Укажите эту длину на отрезке. Кратко сантиметр принято записывать – см. (все действия дублируются на доске) -А теперь давайте начертим отрезок длинной 4 см. Сначала ставим точку на 0, затем точку на цифре 4 и соедините эти две точки. Подписываем отрезок. | - Измерять одинаковой меркой Дают разные ответы Достают и рассматривают свою линейку. Высказывают предположения, а учитель подводит их к выводу. -Можно , используя клеточки в тетради .1 см = 2 клеточкам . - Нет. -7 см. -5 см. Потому что он уже разделён на сантиметры. Смотрят в учебник и слушают объяснения учителя. -8 см. - 9 см. Находят рисунок на полях, берут линейку и начинают измерять. -Отвёртка длиннее, а шуруп короче. Проделывают работу вместе с учителем. - Отрезок. - 1 см. Под комментарии учителя вместе с ним проделывают действия в тетрадях и чертят отрезок. | Проблемный диалог Познавательное УУД: поиск выхода из проблемной ситуации. Регулятивные УУД: умение определять цель предстоящей деятельности; постановка учебной задачи. Познавательное УУД: сопоставление различных объектов в процессе их рассматривания; выявление сходства и различий Коммуникативное УУД: умение отвечать на вопросы учителя. Регулятивное УУД: умение осуществлять поиск информации на страницах учебника. Познавательные УУД: планирование последовательных действий (алгоритм) Регулятивные УУД: контроль способа действия и результата с заданным эталоном; коррекция. |
5. Первичное закрепление изученного материала. | - Ребята, мы с Вами сейчас научились чертить отрезки, а теперь попробуйте дать друг другу задания в вычерчивании отрезков какой-то длины в пределах 10 см. Не забудьте подписать длину своего отрезка. -Поменяйтесь тетрадями ,проверьте измерения и работу своего соседа. - Чей сосед правильно начертил заданный вами отрезок? А кто пока ошибся? Не расстраивайтесь. Я уверена, что вместе, тренируясь, мы сможем преодолеть ваши затруднения. На каждую парту раздаётся набор фигур:равносторонний треугольник, квадрат. Работаем в паре. Измерьте длину сторон квадрата. Измерьте длину сторон треугольника. Какие результаты у Вас получились? - Давайте решим теперь задачу. В учебнике на с.66 напечатан текст, это текстовая задача. Давайте прочитаем ее. Задача состоит из 4 частей: условие, вопрос, решение, ответ ( плакат с алгоритмом на доске). Сейчас мы прочитаем только условие - это то, что известно в задаче, теперь прочитаем вопрос – это предложение с вопросительным знаком, это то, что надо узнать. Без вопроса нет задачи. Чтобы найти ответ на вопрос, мы должны решить задачу, решение мы запишем в тетрадь. -Сколько было легковых машинок? Сколько служебных машинок? -Что надо узнать в задаче? - Кто может сделать схему к данной задаче? -Каким действием мы ответим на вопрос задачи? Запишем в тетрадь: 4+1. -А сейчас давайте вычислим ответ:4+1=5 -Мы ответили на вопрос? Значит можем записать теперь ответ. - Ребята, у вас на партах лежат листочки в клеточку, где начерчены 2 отрезка. Прежде чем мы приступим к выполнению задания, начертите на полях этого листочка (сверху вниз) отрезок длиной 2 см (действия дублируются учителем на доске). Поднимите руку, кто считает, что он хорошо научился чертить и измерять отрезки? Тогда поставьте на только что начерченном на полях отрезке «крестик» вверху. Кто считает, что ему ещё необходимо потренироваться – в середине, и кто думает, что он ничего не понял, – внизу. - А теперь посмотрите на сами отрезки. Нет ли в измерениях ошибки, если да, то найдите ее и исправьте. (учитель собирает листочки в конце урока и сам проверяет выполнение этого задания) | Измеряют и называют результаты измерений. Находят нужную задачу в учебнике. Читают и отвечают на вопросы. - 4 - 1 - Cколько всего машинок. Один ребёнок у доски, остальные в своей тетрадке составляют схему. -Сложение (или как вариант плюсом) Записывают решение задачи -Да. Записывают ответ Выполняют задание, чертят линию и выставляют значки в соответствии с заданными параметрами. Дети измеряют отрезки, находят ошибку и исправляют её. | Познавательное УУД: выявление известного и неизвестного. Регулятивное УУД: взаимоконтроль правильности и полноты выполнения заданий. Коммуникативное УУД: умение корректно сообщать товарищу об ошибках. Коммуникативное УУД: умение слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: анализ и постройка устных математических сообщений; умение использовать общие приемы решения задач. Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять цели работы. Личностное УУД: самооценивание качества и уровня усвоения материала Дидактическая игра «Найди ошибку» Познавательное УУД: применение нового учебного материала на практике. |
6. Итог урока | - Что нового мы узнали на уроке? -С какой универсальной меркой познакомились? - Что мы хотели научиться делать с помощью линейки? - Получилась у вас эта работа? - А сейчас давайте подумаем, где новые знания нам пригодятся в жизни? Давайте представим такую ситуацию: «Вам надо купить обложку для книги, как лучше поступить, чтобы обложка подошла по размеру книги?». -Правильно, измерить длину и ширину книги, а затем обложки.» - Теперь вы знаете, для чего нужно уметь измерять длину в сантиметрах при помощи линейки. - Мы с Вами сегодня хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились. Спасибо за работу. Урок окончен. | Дети отвечают на поставленные вопросы, учитель направляет и корректирует, уточняет и т.д. Даются разные ответы. Если вариант про книгу не прозвучал, то его предлагает учитель. | Регулятивное УУД: оценка уровня овладением материала (что усвоено, а над чем ещё работать) Коммуникативные УУД: умение выстраивать монолог. Личностное УУД: ориентация на практическое значение; формирование положительного отношения к процессу познания. |