№ | Этап урока | Деятельность учителя и учащихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности к уроку. - Какую гимнастику для активизации мышления вы хотите выполнить? (Выполняется предложенная детьми гимнастика. Например, массаж активных точек на ушах). | Общеучебное УУД — выбор способа активизации мышления |
2 | Постановка целей урока | - Умеете ли вы подписывать отрезки? Можно ли подписать длину одного и того же отрезка по разному, чтобы оба варианта были правильные? (Дети отвечают). - Как вы думаете, как построить работу на уроке, чтобы выяснить, возможно ли это? (-Попробовать самостоятельно начертить и подписать одинаковые отрезки, а потом сверить, кто как подписал. - Посмотреть в учебнике.) - Сегодня на уроке вы и будете учиться находить способ решения одного вида заданий с именованными числами в ходе групповой работы, учиться применять самостоятельно открытое правило. | Регулятивное УУД — действие самооценки. Общеучебное УУД — прогнозирование наиболее эффективного способа решения задачи. |
3 | Устный счет | -Для подготовки к открытию этого урока выполним несколько упражнений. -Прочитайте числа на экране интерактивной доски в парах, называя числа по очереди. ( 19, 11,17, 12, 14,18,15) - Продолжаем работать в парах. Ученики 1 варианта, назовите эти числа в порядке возрастания. 2вариант — проверяйте. (11,12,14,15,17,18,19). - Ученики 2 варианта, назовите эти числа в порядке убывания. 1 вариант- контролируйте.(19,18,17,15,14,12,11). - В парах «учитель-ученик» попросите друг друга представить числа от 11 до 19 (в любом порядке) в виде суммы разрядных слагаемых. (Учащиеся работают в парах по известному им алгоритму - первый ученик спрашивает, второй отвечает, первый оценивает ответ, второй дает свое задание и т.д. ) - Устно оцените работу друг друга. (-Ошибок не было. - Ошибок не было, но долго решал. - Были ошибки. - Решал лучше, чем вчера). На экране интерактивной доски 2 столбика примеров : Вставь числа, чтобы равенства были верными 10+...=17 10 + (...+4)=17 ...+10 =13 (9-...) +10=14 4+...=14 (8-6)+...=12 10+...=18 10+ (3+...)=18 - Выберете тот столбик примеров, который вы сможете решить устно достаточно быстро. Запишите в тетради только пропущенные числа в столбик. (Учащиеся работают самостоятельно). - Теперь сверьте свои ответы с ответами на доске. (На экране появляются ответы). - Оцените свою работу: если решили все примеры правильно — нарисуйте после последнего ответа зеленый квадрат, если все решили верно, но не все примеры успели решить — синий квадрат, если есть ошибки или было трудно решать— красный квадрат. | Комуникативное УУД — умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, умение управлять поведением партнера. Познавательное УУД — действие синтеза. Регулятивное УУД — действие контроля. Комуникативное УУД — умение слушать собеседника. Регулятивное УУД — действие оценки своих возможностей в выполнении задания. Регулятивное УУД — действие самоконтроля. Регулятивное УУД — умение адекватно оценивать свои достижения. |
4 | Измерение предметов с помощью линейки | - На последних уроках вы учились измерять различные предметы, чертить отрезки. Покажите на «лесенке успеха» на маркерных досках, как вы оцениванте свое умение чертить и измерять предметы, отрезки. (Учащиеся на маркерных досках изображают «лесенку успеха» и оценивают себя, поставив любой знак на высшей, средней, низшей ступеньке или на промежуточных ступеньках). - В учебнике на странице 78 измерьте длины изображенных на картинке предметов, запишите результат измерения в тетради.(Учащиеся самостоятельно выполняют задание). | Регулятивное УУД — самооценка уровня своих достижений. |
5 | Открытие приема перевода именованных чисел вида 15см = 1дм 5см,1дм 5см = 15см. | - Назовите результаты измерения.(Учащиеся отвечают. Кто-то называет длину отрезка 12см, кто-то — 1дм 2см). - А как правильно — 12см или 1дм 2 см? Обсудите в группах и аргументируйте свой ответ. (Групповая работа, после которой в ходе фронтального опроса учащиеся объясняют, что правильны оба варианта, так как 1дм и 10 см это одна и та же величина). - А как, не видя перед глазами линейки, выполнить такой перевод сантиметов в дециметры и сантиметры с любым числом? Обсудите в группах. (Групповая работа. Затем в ходе опроса учащиеся объясняют: надо представить число, например 15см, в виде суммы разрядных слагаемых 10 и 5, а так как 10см — это 1 дм, значит 15см — это 1 дм и 5 см). - Как вы объясните свои действия в обратном случае, когда нужно 1дм 5 см перевести в см?(1дм — это 10см, 10см и 5 см — это 15см, значит 1дм 5см — это 15см). - Поднимите руки, у кого получилось в групах четко объяснить прием перевода именованных чисел? У кого совсем не получилось? - Что вам помогло открыть и грамотно сформулировать новое правило? (Общая работа в группе, имеющиеся знания, примеры на устном счете). | Познавательные УУД — умения самостоятельно конструировать свои знания, составлять план действий. Коммуникатив ные УУД — умение формулировать предположение, умение слушать, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивное УУД — установление причины достижения успеха. |
6 | Упражнение в черчении отрезков и подписывании отрезков длиной более 10 см двумя способами (используя только единицу длины см и используя две единицы — см и дм) | - А теперь начертите несколько разных отрезков длиной более 10см. Подпишите каждый двумя способами — в см и в дм и см.(Самостоятельная работа). - Обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли сосед начертил и подписал свои отрезки.(Работа в парах). - А в дальнейшем каким способом вы будете подписывать отрезки? (- Мне удобнее в сантиметрах. - Я буду в дециметрах и сантиметрах. - Когда как. - Как будет сказано в задании). - Вернемся к «лесенке успеха». Оцените результат вашей работы. Если в умении чертить и правильно подписывать отрезки вы осталисьна том же уровне, обведите свой значок, если уровень изменился, покажите стелкой это изменение. (Учащиеся оценивают себя и показывают результат учителю). | Общеучебное УУД — умение принимать и удерживать учебную задачу. Познавательное УУД — умение чертить отрезки и подписывать их длину. Регулятивное УУД — умение осуществлять взаимный контроль. Коммуникатив ное УУД — умение определять способ взаимодействия. Регулятивное УУД — оценка нового уровня владения общим приемом решения учебно-практическтх задач по сравнению с изначальным. |
7 | Физкультминутка | - А теперь отдохнем. Вообразите, что вы сейчас находитесь на уроке физкультуры. Если я называю число больше 10 см, вы прыгаете как можно выше, если я называю число меньше 10см, вы приседаете как можно ниже. Если я называю число 10см, то стоите на месте. Будьте внимательны! 17 см, 19см, 8см, 10см, 1дм1см, 7см, 6см, 11см, 1дм ... | |
8 | Решение задач | - В каких случаях на уроке математики вам понадобится переводить см в дм и наоборот? - Продолжаем учиться решать задачи. Запишите решение этой задачи на маркерной доске. Текст задачи на экране интерактивной доски (Дети читают задачу самостоятельно, так как это позволяет уровень сформированности навыка чтения). Для урока труда Таня отрезала от длинной ленты ленточку длиной 8см, а Даша — ленточку длиной 1дм.На сколько см длинная лента стала короче? (Задачи не анализируются в ходе фронтальной работы, так как задачи этого типа с полным анализом решались на предыдущем уроке. Дети решают задачу и показывают решение учителю. Если в ходе решения не был выполнен перевод, учитель обращает внимание этого ребенка на то, что в его работе есть недочет и просит еще подумать). - Проверьте свое решение. На экране появляется решение задачи: 1дм =10см 10+8=18 (см) (Если у детей возникают вопросы, учитель видит ошибки в решении задачи на маркетных досках, обсуждается необходимость перевода или выбор действия в ходе решения задачи). По тому же алгоритму продолжается работа со следующими задачами: Ширина листа бумаги 1дм. Можно ли начертить на одной строчке этого листа отрезки длиной 3 см и 5 см, если между отрезками сделать расстояние 1 см? Длина карандаша 1дм, что на 3см длиннее ручки. Найди длину ручки. Длина зеленой полоски бумаги 4см, синей полоски — 3см, белой — 5см, желтой — 3см, красной — 2см. Какова будет длина разоцветной полоски, если склеить стык в стык желтую, зеленую и синюю полоски? | Логические УУД — действия анализа, синтеза. Регулятивные УУД — умение контролировать результаты своей деятельности, вносить коррективы. Общеучебные УУД- смысловое чтение. |
9 | Упражнение в переводе именованных чисел | - Оцените, как хорошо вы поняли, как выполняется перевод именованных чисел,выберете уровень упражнений — полегче или сосложнее.(Дети на маркерных досках пишут Л или С). Учитель раздает индивидуальные карточки с заданиями в зависимости от выбора обучающегося. *Выполни перевод 19см = ...дм...см 1дм 6см =...см 3см 1дм = ...см 14см = ...см...дм Составь из данных чисел верное равенство 1см, 11см, 1 дм **Сравни числа 19см ... 1дм 8см 7см 1дм ... 71см 16см ...1дм 9см 2см 1дм ... 1дм 3см Составь из данных чисел верное равенство 2см, 1см, 18см, 1дм, 5см - Сомневаетесь ли вы правильности своего решения? (Разбор сложных случаев. Если никто из детей не сомневается, учитель просит объяснить решение 3 строчки первого варианта и 3 и 4 строчек второго варианта, а также второе задание второго варианта). | Регулятивные УУД — самооценка уровня понимания учебного материала, действие прогнозирования (выбора уровня сложности задания). Логические УУД — действия сравнения, анализа, синтеза. Регулятивное УУД — действие контроля. Коммуникатив ное УУД — умение устно доказывать правильность своего решения. |
10 | Подведение итогов урока | - Поделитесь со своей парой мнениями по таким вопросам: Что нового для вас было на уроке? (Работа в парах). - Что было сложным, непонятным, не до конца понятным?(Работа в парах). - Отметьте в тетрадях на полях то задание, которое было наиболее сложным ,в чем вам нужно потренироваться на следующем уроке. (Дети отмечают. Если самым сложным было решение задач, ставят букву З на полях. Если составлять последовательности — букву П. В соответствии с этими отметками учитель на следующем уроке приготовит индивидуальные карточки для детей в зависимости от их выбора). - Что из того, чем мы занимались на уроке пригодить вам в жизни? В каких ситуациях? ( Ответы детей). | Регулятивные УУД — действия самооценки, целеполагание. Личностное УУД — установление и значение смысла своей деятельности. |
Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2012. - 152 с. (Начальная школа)
В.Н.Рудницкая Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. - М.: Вентана- Граф, 2011. - 144 с.:ил. - (Начальная школа XXI века)