Просмотр содержимого документа
«Признаки равенства треугольников»
Тема «Треугольники»
Тип урока: Систематизация и обобщение изученного материала.
Цели:
Учебная задача: выделение ведущих понятий темы, установление связей между ними, проверка полученных знаний по теме «Треугольники», повторить, обобщить, систематизировать первоначальные знания.
Диагностируемые цели: в результате урока ученик
знает связи между понятиями темы,
умеет применять теоретические знания при решении устных, письменных и тестовых задач, умеет применять три признака равенства треугольников,
понимает который признак необходимо применить в конкретной задаче.
Методы обучения: репродуктивный метод, эвристическая беседа.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: традиционные, презентация.
Мотивационно-ориентировочный этап:
Уч-ль: Здравствуйте. Кто напомнит, какую тему мы изучали на протяжении нескольких уроков?
Уч-ся: треугольники.
Уч-ль: правильно. Как вы думаете, чем мы займемся сегодня на уроке?
Уч-ся: повторением? Изучением новой темы?
Уч-ль: Перед новой темой следует закрепить то, что мы уже знаем. Сегодня у нас урок-обобщение, а тема остается та же. Откроем тетради и запишем число, классная работа, тема урока: Треугольники.
Уч-ль: Перечислите, что мы узнали в теме треугольники?
Уч-ся: Периметр, круг, три признака равенства.
Уч-ль: Всё ли мы вспомнили? Удобно ли вспоминать каждый раз изученное нами?
Уч-ся: Неудобно, много всего.
Уч-ль: Тогда может мы как-то систематизируем наши знания?
Уч-ся: Запишем кратко, сделаем таблицу.
Уч-ль: Верно, именно это и является целью нашего сегодняшнего урока: систематизировать и обобщить знания по теме «Треугольники».
Содержательный этап:
Уч-ль: Давайте все наши знания занесем в таблицу, чтобы она всегда была перед глазами. У каждого на парте есть заготовка таблицы, возьмем цветную ручку и будем заполнять пропуски.
Уч-ль: Давайте начнем заполнять. Начнем с первого пункта нашей таблицы. Скажите определение треугольника?
Уч-ся: Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой, соединенных отрезками.
Уч-ль: Как называются три точки и соединяющие их стороны?
Уч-ся: Точки – вершины, отрезки – стороны.
Уч-ль: Чем являются BAC,
Уч-ся: Углы данного треугольника -
Уч-ль: Что является периметром треугольника?
Уч-ся: Периметр треугольника – сумма длин трех сторон треугольника.
Уч-ль: А каким будет являться треугольник, если в нем две стороны равны?
Уч-ся: Треугольник называется равнобедренным.
Уч-ль: Как называются равные стороны и третья сторона равнобедренного треугольника?
Уч-ся: Боковые стороны – равные стороны.Третья сторона – основание равнобедренного треугольника.
Уч-ль: Как называются углы
Уч-ся:
Уч-ль: Каким свойством обладают углы при основании?
Уч-ся: В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.
Уч-ль: Чем является ВН:
Уч-ся: ВН – медиана.
Уч-ль: Каким свойством обладает медиана, проведенная к основанию в равнобедренном треугольнике?
Уч-ся: В равнобедренном треугольнике медиана, проведенная к основанию, является биссектрисой и высотой.
Уч-ль: Как называется треугольник, в котором все стороны равны?
Уч-ся: Равносторонний треугольник – треугольник, в котором все стороны равны.
Уч-ль: Каким свойством обладают углы равностороннего треугольника?
Уч-ся: В равностороннем треугольнике все углы равны.
Уч-ль: Хорошо. Давайте перейдем к следующему пункту таблицы. Скажите определение медианы, биссектрисы и высоты треугольника?
Высота треугольника – перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону.
Уч-ль: Каким свойством обладают медианы, высоты или их продолжения и биссектрисы в любом треугольнике?
Уч-ся: В любом треугольнике медианы пересекаются в одной точке, биссектрисы пересекаются в одной точке, высоты или их продолжения пересекаются в одной точке.
Уч-ль: Давайте в первом треугольнике проведем медианы, во втором – биссектрисы, а в третьем – высоты. Какие сложности возникли?
Уч-ся: Провести высоты в третьем треугольнике?
Уч-ль: Из-за чего возникла сложность?
Уч-ся: Треугольник тупоугольный. Для того, чтобы провести высоты AN и ВР
необходимо продолжить стороны ВС и АС соответственно. Высота будет перпендикулярна продолжению этих сторон.
Уч-ль: Молодцы (тому, кто ответит, можно поставить поощрительную оценку). Давайте перейдем к равенству треугольников. Какие мы знаем способы доказательства равенства треугольников?
Уч-ся: Наложение, сравнение 6 пар элементов и признаки равенства треугольников.
Уч-ль: Если два треугольника равны, что мы можем о них сказать?
Уч-ся: Если два треугольника равны, то элементы, т.е. стороны и углы, одного треугольника соответственно равны элементам другого треугольника.
В равных треугольниках против соответственно равных сторон лежат равные углы, против соответственно равных углов лежат равные стороны.
Уч-ль: Очень хорошо. Успеваете заполнять пропуски?
Уч-ся: да.
Уч-ль: Теперь давайте вспомним признаки равенства треугольников, но записывать их не будем. Пронумеруем рисунки соответственно номеру признака, отметим равные элементы и напишет наше сокращение признака. Назовите 1, 2 и 3 признаки равенства?
Уч-ся:
1 признак равенства треугольников:
Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.
2 признак равенства треугольников:
Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
3 признак равенства треугольников:
Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.
Уч-ль: Верно. А какие виды задач мы с вами решали?
Уч-ся: На доказательство и нахождение величин.
Уч-ль: Что мы доказывали и находили?
Уч-ся: Доказывали равенство треугольников, отрезков, углов. Находили величину угла и длину отрезка.
Уч-ль: И последний пункт нашей таблицы – окружность. Скажите определение окружности?
Уч-ся: Окружностью называется геометрическая фигура, состоящая из всех точек плоскости, расположенных на заданном расстоянии от данной точки.
Уч-ль: Как называется данная точка?
Уч-ся: Данная точка называется центром окружности.
Уч-ль: Что является радиусом, хордой и диаметром окружности?
Уч-ся:
Радиус окружности – отрезок, соединяющий центр с какой-либо точкой окружности.
Хорда окружности – отрезок, соединяющий две точки окружности.
Диаметр окружности – хорда, проходящая через центр окружности.
Уч-ль: Давайте подпишем на рисунке.
Уч-ль: Является ли второй рисунок кругом?
Уч-ся: Нет.
Уч-ль: Почему? Каково определение круга?
Уч-ся: Круг – часть плоскости, ограниченная окружностью.
Уч-ль: Значит что нужно сделать, чтоб получить круг?
Уч-ся: Заштриховать окружность.
Канва-таблица:
Треугольники
Точки А,В,С - АВС - –
Отрезки АВ, ВС, АС - АВ = ВС - ABCBCABAC
АС -
Р =
ВН -
Провести
Медианы: Биссектрисы: Высоты:
АР, ВN, CQ АР, ВN, CQ АР, ВN, CQ
О- О- О-
Равенство треугольников
Виды задач
Доказать: Найти:
1) 1)
2) 2)
3)
Окружность
Окружность Круг
Готовая таблица:
Треугольники
Точки А,В,С - вершины АВС - равнобедренный – равносторонний
Отрезки АВ, ВС, АС - стороны АВ = ВС – боковые стороныABC=BCA=BAC
ABC, BAC, CBA - углы треугольникаАС - основание
Р = АВ+ВС+САBAC=ACB
ВН-медиана, высота, биссектриса
Провести
Медианы: Биссектрисы: Высоты:
АР, ВN, CQ АР, ВN, CQ АР, ВN, CQ
О-точка пересечения медиан О- точка пересечения биссектрис О- точка пересечения высот
Равенство треугольников
Наложение
Сравнение 6 пар элементов
Признаки равенства
Виды задач
Доказать: Найти:
1) Равенство треугольников 1) Величину угла
2) Равенство отрезков 2) Длину отрезка
3) Равенство углов
Окружность
Окружность Круг
Уч-ль: Теперь перед нами есть таблица с теорией всей главы, при необходимости мы сможем ей воспользоваться. Давайте решим номер 170 из учебника. Прочитайте условие задачи.
Уч-ся: Докажите, что треугольники АВС и А1В1С1 равны, если АВ=А1В1, 1, АD=A1D1, где АD и A1D1 биссектрисы треугольников.
Уч-ль: (вызывает ученика к доске) Давайте запишем, что нам дано построим чертеж.
Дано:
АВ=А1В1, 1, АD=A1D1,
АD и A1D1-биссектрисы
Доказать: АВС = А1В1С1
Уч-ль: Как мы будем доказывать равенство треугольников?
Уч-ся: с помощью признаков равенства.
Уч-ль: Какой признак можно применить?
Уч-ся: пока никакой.
Уч-ль: Что нужно доказать, чтобы использовать признаки?
Уч-ся: Чтобы использовать 1 признак, нужно доказать, что АС=А1С1. Чтобы использовать 2 признак, нужно доказать, что B=B1.
Уч-ль: Чтобы доказать, что АС=А1С1, что будем рассматривать?
Уч-ся: Треугольники, в которые они входят. Так как равенство треугольников АВС и А1В1С1 необходимо доказать по условию, то остались только АDС и А1D1С1.
Уч-ль: Можем ли мы доказать равенство этих треугольников?
Уч-ся: АВ=А1В1, АD=A1D1, D=B1A1D1 (1, АD и A1D1-биссектрисы). Следовательно треугольники равны по первому признаку.
Уч-ль: Что следует из равенства треугольников?
Уч-ся: Что B=B1. BD=B1D1.
Уч-ль: Можем ли теперь доказать равенство данных треугольников?
Уч-ся: Да, мы имеем, что АВ=А1В1, 1, B1 (из 2). Значит АВС = А1В1С1(по второму признаку).
Уч-ль: Молодцы. Давайте оформим доказательство в тетрадях:
Доказательство:
1 D=B1A1D1 (АD и A1D1-биссектрисы)
Рассмотрим BAD и B1A1D1:
АВ=А1В1, АD=A1D1, D=B1A1D1 BAD = B1A1D1 (по первому признаку) B1
Рассмотрим АВС = А1В1С1:
АВ=А1В1, 1, B1 (из 2) АВС = А1В1С1 (по второму признаку).
Уч-ль: Что в задаче пригодилось применить из новой темы?
Уч-ся: 1 и 2 признак равенства треугольников.
Уч-ль: Что еще?
Уч-ся: биссектрисы.
Уч-ль: Верно. Давайте решим №179. (Если останется время, то в классе.Если не останется, то в домашнее задание). Прочитайте условие задачи.
Уч-ся: На боковых сторонах АВ и АС равнобедренного треугольника АВС отмечены точки Pи Q так, что PXB=QXC, где X-середина основания BC. Докажите, что BQ=CP.
Уч-ль: (вызывает ученика к доске) Построим чертеж и запишем дано.
Дано:
АВС - равнобедренный
АВ=АС, ВХ=ХС, PXB=QXC
Доказать: BQ=CP
Доказательство:
АВС – равнобедренный В = С
Рассмотрим BPXи CQX:
CX=BX, PXB=QXC, BPX= CQX (по второму признаку) CQ=PQ, QX=XP.
Рассмотрим BPСи CQВ:
CQ=PB, сторона CB – общая, BPС= CQВ (по второму признаку) QB=BC.
Уч-ль: Итак, что мы применили в задаче из новой темы?
Уч-ся: 2 признак равенства треугольников.
Уч-ль: что то еще из новой темы мы применили?
Уч-ся: нет.
Рефлексивно – оценочный этап:
Тем, кто активно отвечал на уроке, можно поставить оценку за активность.
Уч-ль: Домашнее задание сегодня будет необычным. Если вы просто хотите получить оценку, то выполните номера 165, 179(если не успели). Если вы хотите дополнительную оценку, выполните домашнее задание с элементами творчества. Вы можете сделать то, что сами хотите, по теме «Треугольники». Например: составить задачу и решить ее, составить кроссворд и так далее.
№165: Отрезки АВ и СD пересекаются в их общей середине О. На отрезках АС и BD отмечены точки К и К1, так, что АК=ВК1. Докажите, что: а) ОК=ОК1; б) точка О лежит на прямой КК1.
Дано:
АВ СD=О, АО=ОВ, СО=ОD,
К АС, К1 ВD, АК=ВК1.
Доказать:
а) ОК=ОК1; б) О КК1.
Доказательство:
Рассмотрим АОС и ВОD
АО=ОВ (по условию)
СО=ОD (по условию)
D( вертикальные)
АОС= ВОD (по двум сторонам и углу между ними)
Тогда
Рассмотрим АКО и ВК1О
АК=ВК1 (по условию)
АО=ОВ ( по условию)
АКО= ВК1О (по двум сторонам и углу между ними)
, КО=ОК1 (по определению равных треугольников)
АВ-отрезок по условию.
(из 2)
Тогда - вертикальные, значит К и К1 лежат на одной прямой, Точка О КК1.
Уч-ль: Итак, давайте подведем итоги нашего сегодняшнего урока. Какие цели мы ставили в начале урока?
Уч-ль: Как можно систематизировать материал для большей наглядности?
Уч-ся: Составить табличку, кратко записать.
Уч-ль: Совершенно верно, мы с вами заполнили пропуски в заготовленной таблице, теперь при необходимости мы можем пользоваться этим материалом. Какие пункты мы рассмотрели в нашей таблице?
Уч-ся: Треугольники, провели медианы, высоты и биссектрисы, повторили равенство треугольников, записали виды задач, вспомнили определение окружности и круга.