Урок по теме «Признаки возрастания и убывания функции»
является пятым уроком раздела «Производная». При изучении данного раздела закрепляются знания учащихся о производной, показывают широкий спектр применения производной.
Урок относится к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
Цель данного урока: совершенствование умений нахождения производных, показать широкий спектр применения производной; формирование умений по применению знаний и способов действий, изменённых в новых учебных ситуациях; развитие подсознательной активности учащихся; навыков самостоятельной поисковой работы; формирование у учащихся понятий о научной организации труда; умений по рецензированию собственных ответов и ответов одноклассников.
Предлагаемый урок – урок-поиск, где главная роль отводится исследованию на основе сравнения и анализа изучаемого материала. Такой подход стимулирует умственную работу школьников.
Урок овладения новыми знаниями самостоятельно, предполагает формирование специальных математических навыков и применение их в комплексе при выполнении различных задач.
Урок отмечает научность, доступность и посильность изучаемого материала. Рационально и эффективно распределено время урока, оптимальна смена видов деятельности: устный счет предназначен актуализировать знания, необходимые для выполнения следующих заданий, и обеспечить подготовку к решению задач, сочетание которых основано на принципе градации - от простых примеров к сложным заданиям.
На уроке предполагается, наряду с фронтальной, организация взаимоопроса и индивидуальной работ.
Комплекс вышеперечисленных методических средств, приемов, уровень сложности предлагаемых заданий рассчитан на школьников как освоивших обязательные стандарты знаний, так и для учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
КГУ «Береговая средняя школа отдела образования акимата Тарановского района»
Образование высшее, стаж 15 лет, категория – первая.
111703 Костанайская область
Тарановский район
с. Береговое
улица Комсомольская 25
Рабочий телефон – 87143628518, beregovay10@.rambler.ru,
сотовый 87777597645
Класс: 10
Девиз урока «Просто знать - ещё не всё, знания нужно использовать»
Гете
Цели урока:
общеобразовательные:
Совершенствование умений нахождения производных; ввести признак возрастания, убывания функции и показать его применение при решении заданий;
Закрепить и углубить знания учащихся о производной;
3) Показать широкий спектр применения производной;
4) Формирование умений по применению знаний и способов действий изменённых в
новых учебных ситуациях;
развивающие:
развитие подсознательной активности учащихся;
развитие навыков самостоятельной поисковой работы.
воспитательные:
формирование у учащихся понятий о научной организации труда;
формирование умений по рецензированию собственных ответов и ответов одноклассников.
Тип урока: урок совершенствования, усвоения и закрепления знаний.
Формы учебной работы:
индивидуальная;
индивидуально-коллективная (групповая, парная).
Оборудование:
компьютер, презентация;
рабочая карта урока;
оценочный лист.
Вопросы, подлежащие обсуждению на уроке:
Признаки возрастания и убывания функции;
Нахождение промежутков возрастания и убывания функции с помощью производной.
План урока
Организационный момент.
Постановка цели.
Повторение опорных знаний (диктант с проверкой).
Обобщение и систематизация знаний.
Творческое применение знаний, умений и навыков (самостоятельная работа).
Рефлексия.
Домашнее задание.
Подведение итогов.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. (слайд 1)
Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть, надеюсь, что это взаимно. И в доказательство этого, давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.
Отгадайте ключевое слово урока(слайд 2)
1) С ее появлением математика перешагнула из алгебры в математический анализ;
2) Ньютон назвал ее «флюксией» и обозначал точкой;
3) Бывает первой, второй,… ;
4) Обозначается штрихом.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Фронтальный опрос учащихся. (слайд 3).
( работа в парах, с последующей взаимопроверкой).
а) Дать понятие приращения аргумента.
Ответ: Разность значений аргумента в точке х.
б) Сформулируйте определение функции в точке;
Ответ: Производной функции в данной точке называется предел отношения приращения функции в этой точке к приращению аргумента, когда приращение аргумента стремится к нулю.
в) В чём состоит механический смысл производной?
Ответ: производная функции y = f(x) в точке x0 - это скорость изменения функции f (х) в точке x0 x'(t). = (t)
г) В чём состоит геометрический смысл производной?
Ответ: значение производной f '(x) при данном значении аргумента x равно тангенсу угла образованного с положительным направлением оси Ox касательной к графику функции f(x) в точке M(x, f(x)). k = tg = f '(x0).
2) Решение заданий.(слайд 4)
Установить соответствие между функциями и соответствующими им производными. (Учащиеся записывают в тетрадь ответ в виде пары, где на первом месте стоит цифра-номер функции, а на втором – буква соответствующая этой функции производная)
f(x)
f´(x)
1. y= хn
A. y´= C
2. y= cos x
B. y´= cos x
3. y= sin x
C. y´= -(1/x2)
4. y= 1/x
D. y´= nxn-1
5. y= Cx
E. y´= -sin x
Ответ: 1 – D, 2 – Е, 3 – В, 4 – С, 5 – А. (слайд 5)
Учащиеся самостоятельно проверяют правильность своих решений и выставляют оценку в свой оценочный лист.
3. Математическая разминка. (слайд 6)
Учащиеся выполняют задания. Ответы проверяются с помощью таблицы «ответ – буква». Записывают только буквы, из которых получаются фамилии учёных.
Задания: найдите y'(x) или y'(x0).
I вариантII вариант
y = 5x² + 4, x0 = 6 Н 1. y = 0,5x² – 6x + 1/5 Л
y = 15cosx + 3 Ь 2. y = 11 + 8sinx Е
y = -0,5x² + 6x + 17 Ю 3. y = 2√x + 4x, x0 = 9 Й
y = 1/x + 2√x Т 4. y = 4/x – √x Б
y = 2x + cosx О 5. y = 7,9 + 2x², x0 = 0 Н
y = 60x + 4,8 Н 6. y = sinx – cosx, x0 = 0 И
y = 3,5x² – 12, x0 = 1/7 И 7. y = cosx + 2sinx, x0 = 0 Ц
Ответы:
Б: -4/х² -1/(2√х)
И: 1
Л: х – 6
О: 2 – sinх
Ц: 2
Ю: -x + 6
Е: 8соsх
Й: 4,3
Н: 60
Т: -1/х² + 1/√х
Ь: -15sinx
4. Историческая справка.
(Краткий рассказ двух учащихся о жизни этих ученых и их вкладе в изучение математического анализа (учащиеся сами находят информацию, работая с дополнительной литературой и другими информационными ресурсами)).
Вывод: Эти учёные одновременно разработали основы математического анализа; если Ньютон исходил из задач механики, то Лейбниц – из геометрических задач.
(слайд 7) Весь мир его узнал по изданным трудам,
Был даже край родной с ним вынужден считаться,
Уроки мудрости давал он мудрецам,
Он был мудрее их: умел он сомневаться.
Вольтер «Надпись к портрету Лейбница»
Готфрид Лейбниц Исаак Ньютон
(1646 – 1716) (1643 – 1727)
5. Для функций, графики которых изображены на рисунках, укажите промежутки возрастания, убывания (на рисунках графики различных функций). (слайды 8-9)
Изучение нового материала.
Работа в группе: (создать критерии: аккуратность, математическая речь, научность….). (слайды 10,11,12)
2.Составь и усвой алгоритм нахождения промежутков возрастания и убывания функции:
Найти область определения функции;
Найти производную функции;
Решить неравенствоf '(x) 0 или f '(x)
Используя утверждения теоремы, найти промежутки возрастания и убывания функции.
3.Вспомни изученную информацию, и заполни пропуски в решении.
Пример: Найдем промежутки возрастания и убывания функции f (x)=(1/3)х3-4х+2
1. D (y): определена при любом х
2. f '(x)=(( 1/3)х3-4х+2) '=
3. f '(x) 0
х2-4 0
(х-2)(х+2) 0
х1=____; х2=____
+ - +
f '(x) х
f (x) -2 2
Ответ: функция возрастает:
функция убывает:
4. Сделайте вывод:
Вывод:
Достаточный признак возрастания функции: Если f'(x) 0 в каждой точке интервала У, то функция f возрастает на У.
Достаточный признак убывания функции: Если f'(x) f убывает на У.
6.Руководствуясь алгоритмом нахождения промежутков возрастания и убывания функции решите задания из учебника / у доски/.
1 группа № 258,
2 группа №261.
7 .Самостоятельная работа
Карточка №1.
Найдите силу, действующую на тело массой 7 кг, движущееся по закону s(t) = 4t2 – 5t + 3 в момент времени t = 2с.
Найдем промежутки возрастания и убывания функции f(x)=2х3-3х2-12х-1
Карточка №2.
Количество электричества, протекающее через проводник, начиная с момента t = 0, задаётся формулой q = 3t2 + t + 2. Найдите силу тока в момент времени t =3.
Найдем промежутки возрастания и убывания функции f(x)= 3х3-3х2+х-6
Карточка №3.
Точка движется прямолинейно по закону х(t) =5t3+3. Найдите скорость движения при t=4(время измеряется в секундах, координата в метрах).
Найдем промежутки возрастания и убывания функции
f(x)= 3х3-6х2+4х-7
Карточка №4.
Точка движется прямолинейно по закону х(t) =4t2-15t4. Найдите скорость движения при t=2 (время измеряется в секундах, координата в метрах).
2. . Для функций, графики которых изображены на рисунках, укажите промежутки возрастания, убывания (на рисунках графики различных функций).
Самостоятельная работа:
Карточка №1.
Найдите силу, действующую на тело массой 7 кг, движущееся по закону s(t) = 4t2 – 5t + 3 в момент времени t = 2с.
Найдем промежутки возрастания и убывания функции f(x)=2х3-3х2-12х-1
Карточка №2.
Количество электричества, протекающее через проводник, начиная с момента t = 0, задаётся формулой q = 3t2 + t + 2. Найдите силу тока в момент времени t =3.
Найдем промежутки возрастания и убывания функции f(x)= 3х3-3х2+х-6
Карточка №3.
Точка движется прямолинейно по закону х(t) =5t3+3. Найдите скорость движения при t=4(время измеряется в секундах, координата в метрах).
Найдем промежутки возрастания и убывания функции f(x)= 3х3-6х2+4х-7
Карточка №4.
Точка движется прямолинейно по закону х(t) =4t2-15t4. Найдите скорость движения при t=2 (время измеряется в секундах, координата в метрах).
Найдем промежутки возрастания и убывания функции f(x)= х3-7х2+16х-7
Приложение №2
Работа в группе: (создать критерии) /аккуратность, математическая речь, правильность…./.