Открытый урок по теме: "Признак делимости на 9".
Цели:
1) Обучающие:
- сформировать представление о признаке деления на 9;
- совершенствование вычислительных навыков и навыков устного счета.
2) Развивающие:
- развитие умения аргументировать собственное мнение;
- развитие умения анализировать, систематизировать.
3) Воспитательные:
- способствовать выявлению и раскрытию способностей учащихся;
- воспитание чувства ответственности, взаимопомощи;
- воспитание культуры общения.
Задача: закрепить первичное умение применять признак делимости на 9.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Настроить детей на работу на уроке. Открыть тетради, записать число, оставить место для темы.
В некотором городе жил да был мальчик Карик. Был он таким же любознательным, сообразительным и озорным как вы. Однажды поднялся сильный ветер, который перенёс Карика в страну "Незнания", а чтобы выбраться из этой страны ему нужно пройти испытания.
2. Актуализация знаний.
А) - На входной двери в подъезд стоит электронный кодовый замок. Какие числа могут составить комбинацию кода, если известно, что все они кратны 5:
234, 1175, 809, 221, 310, 512, 665.
Б) - Было четырехзначное число 147*, но последняя цифра потерялся. Поставьте вместо * такую цифру, чтобы получившееся число:
а) делилось на 10 и на 5. 1475 и 1470
б) делилось на 2, но не делилось на 5. 1472,1474,1476,1478. Какие числа у вас получились? Почему вы не взяло цифру 0?
в) не делилось на 2 и на 5. 1471, 1473, 1477, 1479. Какие числа у вас получились? Почему вы не взяли цифру 5?
3. Объяснение нового материала.
Задача. Маша пошла в лес за грибами и насобирала 144 гриба. Возвратившись домой Маша обнаружила, что у неё всего 9 банок. Получиться ли у Маши разложить все грибы в 9 банок поровну?
Как 144 гриба распределить на 9 банок, не выполняя деления?
Представим 144 в виде суммы разрядных слагаемых
144=100+40+4
Определим делится ли 100:9=11(ост. 1) Раскладывая первую сотню грибов у Маши получится по 11 грибов в банке и 1 останется.
40:9=4 (ост. 4), т.е. раскладывая следующие 40 грибов Маша положила в каждую банку по 4 гриба и у неё осталось 4.
4:9=0 (ост 4)
Выпишем все грибы, которые остались у Маши 1 4 4. Сколько грибов осталось не разложенными? Ответ - 9. 9 делится на 9. Значит, Маша ещё по одному грибу может разложить. Получилось ли у Маши разложить все грибы в 9 банок поровну? Ответ - да.
Обратите внимание на остатки, которые у нас получились?
Предполагаемый ответ (они похожи на наше число).
Что мы сделали с остатками? Ответ - сложили.
Тогда получается, что если сложить цифры в записи числа и полученная сумма делится на 9, то и само число делится на 9.
4. Закрепление.
Давайте проверим нашу гипотезу. У каждого из вас на парте карточка переверните её. Заполните таблицу.
Число | Делится ли число на 9? | Сумма цифр | Делится ли сумма цифр числа на 9? |
504 | Да | 9 | Да |
3047 | Нет | 14 | Нет |
32517 | Да | 18 | Да |
И так, наша гипотеза подтвердилась. Давайте попробуем сформулировать правило?
Правило. Число а делится на 9 тогда и только тогда, когда сумма цифр делится на 9.
Теперь давайте применим наши новые знания в заключительном задании, которое поможет вернуться Карику домой.
Расшифруйте фамилию, расположив в порядке возрастания числа кратные 9.
А | 702 | Н | 619 | С | 441 | Л | 864 |
К | 522 | П | 288 | А | 306 | Ь | 990 |
1) Выпишите все числа, которые делятся на 9.
2) Распределите эти числа в порядке возрастания.
Историческая справка.
Выдающийся французский математик и физик Блэз Паскаль ещё в раннем возрасте вывел общий признак делимости чисел, из которого следуют все частные признаки.
Признаки делимости на 2, на 3 и на 5 были известны с давних времен. Так, например, признак делимости на 2знали древние египтяне в II в. до н.э., а признак делимости на 9 был известен грекам в 111 г. н.э.
5. Рефлексия.
Ребята мы помогли Карику вернуться домой, а он нам оставил несколько предложений, которые необходимо закончить.
Сегодня я узнал …
Было трудно …
Я понял, что …
Я попробую …
Меня удивило …
6. Д/з. Написать рассказ или сказку о признаках делимости.