kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для урока:Признаки делимости на 2,на 5 и на 10.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Признаки делимости на 2, 5, 10»

Тип и особенности: урок  самостоятельного открытия и изучения новых знаний.  Урок в форме эвристической беседы

Оборудование: проектор,  компьютер,  мобильный компьютерный класс, карточки с заданиями, заготовленными для каждой группы, «Ромашка» для рефлексии,  индивидуальные тесты для компьютерного тестирования, презентация.

Цели урока:

образовательная – формулировать признаки делимости на 2, на 5, на 10. Приводить примеры чисел, делящихся и не делящихся на указанные числа, давать развернутые объяснения. Конструировать математические утверждения с помощью связки «если…, то…». Объединять два утверждения в одно с помощью словосочетания «в том и только том случае». Применять признаки делимости и использовать их в рассуждениях. Проверять, верное утверждение или нет.

Направлять и регулировать самостоятельную деятельность обучающихся по  поиску и  применению знаний в различных жизненных ситуациях.

развивающая – обучать приемам и методам рассуждения; развивать логическое мышление учащихся; развивать математическую речь (устную и письменную); развивать внимание, интеллектуальные и творческие способности обучающихся, познавательную активность, интерес к изучению математики.

воспитательная  – создавать условия обучающимся для работы в группе, воспитывать потребность к сотрудничеству, умению слушать собеседника, уважать мнение оппонента, содействовать осознанию ценности совместной деятельности учащихся;  создавать условия для развития у обучающихся  стремления к познанию.

                                                                Ход урока

1. Организационный момент (приветствие учащихся). (Слайд 2)

- Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем их, улыбнёмся и начнём наш урок.

2. Актуализация знаний. (Слайд 4)

1)  Из чисел от 10 до 30 выпишите числа, кратные числу 2. Какие цифры у этих чисел будут последними?

2)   Из чисел от 10 до 40 выпишите числа, кратные числу 5. Какие цифры у этих чисел будут последними?

3) Какие из чисел 146, 160, 213, 230, 381, 450 делятся на 10? Какие не делятся? В чем отличие?

- А как вы определили, что число делится на 2? на 5? на 10? ( Делили )

- А можно ли, не выполняя, деление определить, делится ли число на 2, на 5,        на 10?

- Ребята, какая у нас сегодня учебная задача?

 Учебная задача: найти способы быстрого определения делителей числа без выполнения деления.

3. Изучение нового материала. “Открытие” детьми нового. (Слайд 5)

- Перед вами две ромашки. Одна для чётных чисел, другая для нечётных. Ваша задача дополнить ромашки нужными числами. (Путём перемещения чисел на лепестки ромашек).

- Найдем кратные чисел 2, 5, 10. Записываются несколько на доске. (Слайд 6)

- Как удобнее их искать?

- Можно ли найти все кратные?

- А теперь посмотрите, подумайте: Среди данных чисел выпиши числа

·         1 колонка: что общего у чисел, делящихся на 2?

·         2 колонка: что общего у чисел, делящихся на 5?

·         3 колонка: что общего у чисел, делящихся на 10?

- С помощью каких примет можно определить делимость чисел на 2, на 5, на 10?

- А как по-другому можно назвать приметы? А по-другому можно назвать признак.

- А вы знаете, что такое признак?  Где мы можем это узнать? (В Интернете, словаре, учебнике, спросить у взрослых и др.)

- Сегодня источником информации нам будет служить словарь Сергея Ивановича Ожегова. Найдите значение слова “признак”. (Признак – показатель, примета, знак по которым можно узнать, определить что-нибудь. Признаки делимости. Признаки весны. Признаки нетерпения. Без признаков жизни.)  ( Слайд 8 )

Какое значение нам подходит больше? (Признак делимости — правило, позволяющее сравнительно быстро определить, является ли число кратным заранее заданному  без необходимости выполнять фактическое деление. (Слайд 9)

- Сформулируйте тему урока? (Признаки делимости на 2, на 5,на 10). (Слайд 10 )

- Сформулируйте признак делимости на 2?    (Слайд 11, 12, 13, 14)

- Найдите формулировку в учебнике.

- Сформулируйте признак делимости на 5?    (Слайд 15,16)

- Найдите формулировку в учебнике.

- Сформулируйте признак делимости на 10?  (Слайд 17,18)

- Найдите формулировку в учебнике.

- На чём все эти признаки основаны? (На делимости последней цифры).

Представление признаков в виде схемы параллельно при их выводе.           Путём перемещения цифр демонстрируются признаки делимости.

4. Физкультминутка.  (Слайд 19)

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.

5. Первичное закрепление изученного материала.

1.Выполнение задания с комментированием с места по цепочке: 

- Из представленных ниже чисел, выбери те числа, которые делятся на 2,  на 5,    на 10:

32, 20, 12, 80, 58, 18, 40, 262, 55,15, 54, 74, 260, 26, 66.

- Начинаю я. Помещается прямоугольник цвета фона в корзину и ниже открывается пример записи задания. Выполняется так, перемещая числа в нужную колонку. (Слайд 20, 21)

- Ребята, посмотрите и скажите, какие числа делятся на 2,  на 5  и  на 10 одновременно?  ( 20, 80, 40, 260 )

Задание 1: (Слайд 22 )

Коля принёс несколько коробок с яйцами, по 10 яиц в каждой коробке. Может ли быть, что он принёс 35 яиц? 43 яйца? 50 яиц? (Может только принести 50 яиц).

Задание 2:

Составьте трёхзначные числа, которые делятся на 5 с помощью цифр 0, 2, 7, 5 ?

(275, 725, 570, 750, 720, 270, 205, 705). (Слайд 22 )

6. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой через документ - камеру.

(Слайд 24- 30)

- Ребята, как вы думаете, где в жизни можно применить признаки делимости?

(Знание признаков делимости чисел можно использовать не только в математике,  но и в  жизни.  Например,  когда нам нужно определить,    можно ли распределить некоторое количество предметов   на равные группы: разложить карандаши  поровну в несколько коробок,  разложить поровну конфеты  в  подарочные пакеты и т.д.)

7. Итоги урока. Рефлексия. (Слайд 32-36)

Что нового вы узнали сегодня на уроке?  Чему вы научились сегодня?

- Как по записи натурального числа узнать, делится ли оно на 2, на 5, на 10 или нет?

- Что вызвало у вас наибольшие затруднения? Как вы думаете, почему это произошло?

- Какие правила (темы) вам нужно будет повторить, чтобы не допускать в дальнейшем подобных ошибок?

- Что понравилось на уроке и почему? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Какими словами можете выразить своё настроение как результат работы на уроке?

8. Домашнее задание (разбирается вместе). Оценки. ( Слайд  37)

- Стр. 141 в учебнике. Выучить признаки делимости. №   605,606, 607.

 Литература (Слайд 38 )

1.Алдамуратова.Т.А,Байшоланов. Е.С. Математика 5 класс 1 часть.            Учебник для общеобразовательной школы. Алматы «Атамура» 2015 г – 139с -140с

2.  Алдамуратова.Т.А  Математика 5 класс.  Рабочая тетрадь

3. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. Математика 5 класс. Учебник для ОУ – М.: Просвещение, 2011. – 303с.

4. Дорофеев В.Г. Математика: дидакт. материалы для 5 класса / В.Г. Дорофеев, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, С.Б. Суворова. – М.: Просвещение, 2011. – 110с.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока:Признаки делимости на 2,на 5 и на 10.»

Коммунальное государственное учреждение  «Средняя школа имени М.Ауэзова» Автор: Шайкенова М.К, учитель математики,

Коммунальное государственное учреждение

«Средняя школа имени М.Ауэзова»

Автор: Шайкенова М.К,

учитель математики,

Цель урока - найти способы быстрого определения делителей числа без выполнения деления; - сформулировать признаки делимости чисел на 2, 5, 10; -научиться применять признак при решении задач

Цель урока

- найти способы быстрого определения делителей числа без выполнения деления;

- сформулировать признаки делимости чисел на 2, 5, 10;

-научиться применять признак при решении задач

1) Из чисел от 10 до 30 выпишите числа, кратные числу 2. Какие цифры у этих чисел будут последними? 2) Из чисел от 10 до 40 выпишите числа, кратные числу 5. Какие цифры у этих чисел будут последними? 3) Какие из чисел 146, 160, 213, 230, 381, 450 делятся на 10? Какие не делятся? В чем отличие?

1) Из чисел от 10 до 30 выпишите числа, кратные числу 2. Какие цифры у этих чисел будут последними?

2) Из чисел от 10 до 40 выпишите числа, кратные числу 5. Какие цифры у этих чисел будут последними?

3) Какие из чисел 146, 160, 213, 230, 381, 450 делятся на 10? Какие не делятся? В чем отличие?

23 12 24 10 20 25 26 45 27 68 22 38 31 71 17 99

23

12

24

10

20

25

26

45

27

68

22

38

31

71

17

99

Делящиеся на 2 Не делящиеся на 2

Делящиеся

на 2

Не

делящиеся

на 2

10 20 12 45 27 23 38 24 25 99 22 26 31 17 68 71

10

20

12

45

27

23

38

24

25

99

22

26

31

17

68

71

Среди данных чисел выпиши числа 1; 2; 5; 6; 10; 12 ; 15; 18; 20; 35; 36; 40 Кратные 2 : Кратные 5 : Кратные 10: Попробуй сформулировать признаки делимости на 2, 5, 10. 2, 6, 10, 12, 18, 20, 36, 40 . 5, 10, 15, 20, 35, 40 .  10, 20, 40 .

Среди данных чисел выпиши числа

1; 2; 5; 6; 10; 12 ; 15; 18; 20; 35; 36; 40

Кратные 2 :

Кратные 5 :

Кратные 10:

Попробуй сформулировать признаки делимости

на 2, 5, 10.

2, 6, 10, 12, 18, 20, 36, 40 .

5, 10, 15, 20, 35, 40 .

10, 20, 40 .

Из словаря Сергея Ивановича Ожегова.

Из словаря Сергея Ивановича Ожегова.

  • Найдем значение слова “признак”. Признак – показатель, примета, знак по которым можно узнать, определить что-нибудь. Признаки делимости. Признаки весны. Признаки нетерпения.
  • Без признаков жизни.  
-  Какое значение нам подходит больше?

Какое значение нам подходит больше?

  • Признак делимости  — правило, позволяющее сравнительно быстро определить, является ли число кратным заранее заданному  без необходимости выполнять фактическое деление. 
Цифры  1, 3, 5, 7 и 9 называют нечетными  Цифры  0, 2, 4, 6 и 8 называют четными I. Признак делимости на 2
  • Цифры

1, 3, 5, 7 и 9 называют нечетными

  • Цифры

0, 2, 4, 6 и 8 называют четными

I. Признак делимости на 2

Натуральные числа, запись которых оканчивается четной цифрой, делятся на 2
  • Натуральные числа, запись которых оканчивается четной цифрой, делятся на 2
Например:

Например:

  • 14 : 2 = 7
  • 46 : 2 = 23
  • 318: 2 = 15
  • 242 : 2 = 121
  • 500 : 2 = 250
Числа делящиеся на 2, называют  четными числами  и числа не делящиеся на 2, называют нечетными  числами Например: 10, 22, 34, 46, 78, 120 - четные числа 11, 23, 35, 47, 69 - нечетные числа

Числа делящиеся на 2, называют четными числами и числа не делящиеся на 2, называют нечетными числами

Например:

  • 10, 22, 34, 46, 78, 120 - четные числа
  • 11, 23, 35, 47, 69 - нечетные числа

II. Признак делимости на 5 35: 5 = 7  100 : 5 = 20  153 5  25: 5 = 5 50 : 5 = 10  Если число оканчивается на 0 и на 5, то оно делится на 5.

II. Признак делимости на 5

35: 5 = 7

100 : 5 = 20

153 5

25: 5 = 5

50 : 5 = 10

Если число оканчивается на 0 и на 5, то оно делится на 5.

Числа, кратные числу 5 : 5, 10, 15, 25, 30….. Последняя цифра этих чисел оканчивается 0 и 5

Числа, кратные числу 5 : 5, 10, 15, 25, 30…..

Последняя цифра этих чисел оканчивается 0 и 5

Натуральные числа, запись которых оканчивается цифрой 0 или цифрой 5, делятся на 5.  Например :

Натуральные числа, запись которых оканчивается цифрой 0 или цифрой 5, делятся на 5.

Например :

  • 15 : 5 = 3
  • 125 : 5 = 25
  • 220 : 5 = 44
  • 1000 : 5 = 200
Числа, кратные числу 10 : 10, 20, 70, 100, 130, 250, 1000…..

Числа, кратные числу 10 : 10, 20, 70, 100, 130, 250, 1000…..

  • Запись всех этих чисел оканчивается цифрой 0
III. Признак делимости на 10   100 : 10 = 10 50 :10 = 5 65 10 34560 :10 = 3456 400 :10 = 40 650 : 10 = 65

III. Признак делимости на 10

100 : 10 = 10

50 :10 = 5

65 10

34560 :10 = 3456

400 :10 = 40

650 : 10 = 65

Если число оканчивается на цифру 0, то оно делится на 10.   Например :

Если число оканчивается на цифру 0, то оно делится на 10.

Например :

  • 50 : 10 = 5
  • 120 : 10 = 12
  • 2240 : 10 = 224
  • 1000 : 10 = 100
Так как 10=2 5, то все числа, которые делятся на 10. делятся и на 2, и на 5. Например: 80= 8 10= 8 (2 5),  Тогда 80: 10=8,  Тогда 80: 10=8,  80: 2=40, 80:5=16.

Так как 10=2 5, то все числа, которые делятся на 10. делятся и на 2, и на 5.

  • Например: 80= 8 10= 8 (2 5),

Тогда 80: 10=8,

  • Тогда 80: 10=8,

80: 2=40,

80:5=16.

На чем все эти признаки основаны?

На чем все эти признаки основаны?

На чем все эти признаки основаны? На делимости последней цифры.

На чем все эти признаки основаны?

На делимости последней цифры.

Из представленных ниже чисел, выбери те числа, которые делятся на 2; на 5; на 10: 32 58 12 80 20 262 55 18 40 15 2 74 54 2 66 26 260

Из представленных ниже чисел, выбери те числа, которые делятся на 2; на 5; на 10:

32

58

12

80

20

262

55

18

40

15

2

74

54

2

66

26

260

На 2: На 5: 32 20 12 80 58 18 40 262 54 74 260 26 66 На 10: 20 80 40 55 15 260       20 80 40 260

На 2:

На 5:

32

20

12

80

58

18

40

262

54

74

260

26

66

На 10:

20

80

40

55

15

260

20

80

40

260

Задание 1: Коля принёс несколько коробок с яйцами, по 10 яиц в каждой коробке. Может ли быть, что он принёс 35 яиц? 43 яйца? 50 яиц? Задание 2: Составьте трёхзначные числа, которые делятся на 5 с помощью цифр 0, 2, 7, 5 ?

Задание 1:

Коля принёс несколько коробок с яйцами, по 10 яиц в каждой коробке. Может ли быть, что он принёс 35 яиц? 43 яйца? 50 яиц?

Задание 2:

Составьте трёхзначные числа, которые делятся на 5 с помощью цифр 0, 2, 7, 5 ?

275, 725, 570, 750, 720, 270, 205, 705

275, 725, 570, 750, 720, 270, 205, 705

Проверим как вы усвоили изученный материал.  Составление примеров, решение – на доске и в тетрадях

Проверим как вы усвоили изученный материал.

Составление примеров, решение – на доске и в тетрадях

1) Какое из данных чисел делится на 2?

1) Какое из данных чисел делится на 2?

2) Среди чисел найдите те, которые делятся и на 2 и на 5.

2) Среди чисел найдите те, которые делятся и на 2

и на 5.

3) Какую цифру нужно поставить вместо * в числе 1123*5, чтобы полученное число делилось на 25?

3) Какую цифру нужно поставить вместо * в числе 1123*5, чтобы полученное число делилось на 25?

4) Какое из данных чисел четные?

4) Какое из данных чисел четные?

5) Какое из данных чисел, кратное и 5, и 10

5) Какое из данных чисел, кратное и 5, и 10

Проверим ответы:  1) б 2) б 3) б 4) в 5) а «5» - 5 правильных ответов «4» - 4 правильных ответов «3» - 3 правильных ответов  Составление примеров, решение – на доске и в тетрадях

Проверим ответы:

1) б

2) б

3) б

4) в

5) а

«5» - 5 правильных ответов

«4» - 4 правильных ответов

«3» - 3 правильных ответов

Составление примеров, решение – на доске и в тетрадях

Ребята, как вы думаете, где в жизни можно применить признаки делимости?

Ребята, как вы думаете, где в жизни можно применить признаки делимости?

Знание признаков делимости чисел можно использовать не только в математике, но и в жизни. Например, когда нам нужно определить, можно ли распределить некоторое количество предметов   на равные группы: разложить карандаши поровну в несколько коробок, разложить поровну конфеты в подарочные пакеты и т.д.

Знание признаков делимости чисел можно использовать не только в математике, но и в жизни. Например, когда нам нужно определить, можно ли распределить некоторое количество предметов   на равные группы: разложить карандаши поровну в несколько коробок, разложить поровну конфеты в подарочные пакеты и т.д.

Назовите все четные числа, находящиеся между числами Назовите все четные числа, находящиеся между числами   30 и 45.

Назовите все четные числа, находящиеся между числами

Назовите все четные числа, находящиеся между числами

30 и 45.

Рефлексия:

Рефлексия:

Что для этого достаточно знать?

Что для этого достаточно знать?

Делится ли число на 5?

Делится ли число на 5?

На 2:  Если число оканчивается четной цифрой, т.е. одной из цифр 0, 2, 4, 6, 8, то оно  делится на 2.  Числа, оканчивающиеся цифрой 1, 3, 5, 7, 9, не делятся на 2.

На 2:

Если число оканчивается четной цифрой, т.е. одной из цифр 0, 2, 4, 6, 8, то оно

делится на 2.

Числа, оканчивающиеся цифрой 1, 3, 5, 7, 9,

не делятся на 2.

На 10: Делим числа мы на 10, Если 0 в конце числа. Ну а если его нету, Не получится тогда.  На 5: Когда число оканчивается На цифру 0 и 5, Деление начинается На простое число 5.

На 10:

Делим числа мы на 10,

Если 0 в конце числа.

Ну а если его нету,

Не получится тогда.

На 5:

Когда число оканчивается

На цифру 0 и 5,

Деление начинается

На простое число 5.

Домашнее задание.  1. Стр. 141 в учебнике. Выучить признаки делимости на 2, на 5, на 10. 2.Решить № 605, 606, 607. 3 * . Попытаться к следующему уроку сформулировать признак делимости на 4.

Домашнее задание.

1. Стр. 141 в учебнике. Выучить признаки делимости на 2, на 5, на 10.

2.Решить № 605, 606, 607.

3 * . Попытаться к следующему уроку сформулировать признак делимости на 4.

  Литература   1. Алдамуратова.Т.А,Байшоланов. Е.С . Математика 5 класс 1 часть . Учебник для общеобразовательной школы. Алматы «Атамура» 2015 г – 139с -140с 2. Алдамуратова.Т.А Математика 5 класс Рабочая тетрадь 3.Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. Математика 5 класс. Учебник для ОУ – М.: Просвещение, 2011. – 303с. 4. Дорофеев В.Г. Математика: дидакт. материалы для 5 класса / В.Г. Дорофеев, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, С.Б. Суворова. – М.: Просвещение, 2011. – 110с.

  Литература

1. Алдамуратова.Т.А,Байшоланов. Е.С . Математика 5 класс 1 часть . Учебник для общеобразовательной школы.

Алматы «Атамура» 2015 г – 139с -140с

2. Алдамуратова.Т.А Математика 5 класс Рабочая тетрадь

3.Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. Математика 5 класс. Учебник для ОУ – М.: Просвещение, 2011. – 303с.

4. Дорофеев В.Г. Математика: дидакт. материалы для 5 класса / В.Г. Дорофеев, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева,

С.Б. Суворова. – М.: Просвещение, 2011. – 110с.

Спасибо  за работу.

Спасибо

за работу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация для урока:Признаки делимости на 2,на 5 и на 10.

Автор: Шайкенова Марита Кенесказиновна

Дата: 22.11.2015

Номер свидетельства: 256723


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства