Тема: «Признаки делимости на 2, 5, 10»
Тип и особенности: урок самостоятельного открытия и изучения новых знаний. Урок в форме эвристической беседы
Оборудование: проектор, компьютер, мобильный компьютерный класс, карточки с заданиями, заготовленными для каждой группы, «Ромашка» для рефлексии, индивидуальные тесты для компьютерного тестирования, презентация.
Цели урока:
образовательная – формулировать признаки делимости на 2, на 5, на 10. Приводить примеры чисел, делящихся и не делящихся на указанные числа, давать развернутые объяснения. Конструировать математические утверждения с помощью связки «если…, то…». Объединять два утверждения в одно с помощью словосочетания «в том и только том случае». Применять признаки делимости и использовать их в рассуждениях. Проверять, верное утверждение или нет.
Направлять и регулировать самостоятельную деятельность обучающихся по поиску и применению знаний в различных жизненных ситуациях.
развивающая – обучать приемам и методам рассуждения; развивать логическое мышление учащихся; развивать математическую речь (устную и письменную); развивать внимание, интеллектуальные и творческие способности обучающихся, познавательную активность, интерес к изучению математики.
воспитательная – создавать условия обучающимся для работы в группе, воспитывать потребность к сотрудничеству, умению слушать собеседника, уважать мнение оппонента, содействовать осознанию ценности совместной деятельности учащихся; создавать условия для развития у обучающихся стремления к познанию.
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие учащихся). (Слайд 2)
- Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем их, улыбнёмся и начнём наш урок.
2. Актуализация знаний. (Слайд 4)
1) Из чисел от 10 до 30 выпишите числа, кратные числу 2. Какие цифры у этих чисел будут последними?
2) Из чисел от 10 до 40 выпишите числа, кратные числу 5. Какие цифры у этих чисел будут последними?
3) Какие из чисел 146, 160, 213, 230, 381, 450 делятся на 10? Какие не делятся? В чем отличие?
- А как вы определили, что число делится на 2? на 5? на 10? ( Делили )
- А можно ли, не выполняя, деление определить, делится ли число на 2, на 5, на 10?
- Ребята, какая у нас сегодня учебная задача?
Учебная задача: найти способы быстрого определения делителей числа без выполнения деления.
3. Изучение нового материала. “Открытие” детьми нового. (Слайд 5)
- Перед вами две ромашки. Одна для чётных чисел, другая для нечётных. Ваша задача дополнить ромашки нужными числами. (Путём перемещения чисел на лепестки ромашек).
- Найдем кратные чисел 2, 5, 10. Записываются несколько на доске. (Слайд 6)
- Как удобнее их искать?
- Можно ли найти все кратные?
- А теперь посмотрите, подумайте: Среди данных чисел выпиши числа
· 1 колонка: что общего у чисел, делящихся на 2?
· 2 колонка: что общего у чисел, делящихся на 5?
· 3 колонка: что общего у чисел, делящихся на 10?
- С помощью каких примет можно определить делимость чисел на 2, на 5, на 10?
- А как по-другому можно назвать приметы? А по-другому можно назвать признак.
- А вы знаете, что такое признак? Где мы можем это узнать? (В Интернете, словаре, учебнике, спросить у взрослых и др.)
- Сегодня источником информации нам будет служить словарь Сергея Ивановича Ожегова. Найдите значение слова “признак”. (Признак – показатель, примета, знак по которым можно узнать, определить что-нибудь. Признаки делимости. Признаки весны. Признаки нетерпения. Без признаков жизни.) ( Слайд 8 )
- Какое значение нам подходит больше? (Признак делимости — правило, позволяющее сравнительно быстро определить, является ли число кратным заранее заданному без необходимости выполнять фактическое деление. (Слайд 9)
- Сформулируйте тему урока? (Признаки делимости на 2, на 5,на 10). (Слайд 10 )
- Сформулируйте признак делимости на 2? (Слайд 11, 12, 13, 14)
- Найдите формулировку в учебнике.
- Сформулируйте признак делимости на 5? (Слайд 15,16)
- Найдите формулировку в учебнике.
- Сформулируйте признак делимости на 10? (Слайд 17,18)
- Найдите формулировку в учебнике.
- На чём все эти признаки основаны? (На делимости последней цифры).
- Представление признаков в виде схемы параллельно при их выводе. Путём перемещения цифр демонстрируются признаки делимости.
4. Физкультминутка. (Слайд 19)
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
5. Первичное закрепление изученного материала.
1.Выполнение задания с комментированием с места по цепочке:
- Из представленных ниже чисел, выбери те числа, которые делятся на 2, на 5, на 10:
32, 20, 12, 80, 58, 18, 40, 262, 55,15, 54, 74, 260, 26, 66.
- Начинаю я. Помещается прямоугольник цвета фона в корзину и ниже открывается пример записи задания. Выполняется так, перемещая числа в нужную колонку. (Слайд 20, 21)
- Ребята, посмотрите и скажите, какие числа делятся на 2, на 5 и на 10 одновременно? ( 20, 80, 40, 260 )
Задание 1: (Слайд 22 )
Коля принёс несколько коробок с яйцами, по 10 яиц в каждой коробке. Может ли быть, что он принёс 35 яиц? 43 яйца? 50 яиц? (Может только принести 50 яиц).
Задание 2:
Составьте трёхзначные числа, которые делятся на 5 с помощью цифр 0, 2, 7, 5 ?
(275, 725, 570, 750, 720, 270, 205, 705). (Слайд 22 )
6. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой через документ - камеру.
(Слайд 24- 30)
- Ребята, как вы думаете, где в жизни можно применить признаки делимости?
(Знание признаков делимости чисел можно использовать не только в математике, но и в жизни. Например, когда нам нужно определить, можно ли распределить некоторое количество предметов на равные группы: разложить карандаши поровну в несколько коробок, разложить поровну конфеты в подарочные пакеты и т.д.)
7. Итоги урока. Рефлексия. (Слайд 32-36)
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились сегодня?
- Как по записи натурального числа узнать, делится ли оно на 2, на 5, на 10 или нет?
- Что вызвало у вас наибольшие затруднения? Как вы думаете, почему это произошло?
- Какие правила (темы) вам нужно будет повторить, чтобы не допускать в дальнейшем подобных ошибок?
- Что понравилось на уроке и почему? Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Какими словами можете выразить своё настроение как результат работы на уроке?
8. Домашнее задание (разбирается вместе). Оценки. ( Слайд 37)
- Стр. 141 в учебнике. Выучить признаки делимости. № 605,606, 607.
Литература (Слайд 38 )
1.Алдамуратова.Т.А,Байшоланов. Е.С. Математика 5 класс 1 часть. Учебник для общеобразовательной школы. Алматы «Атамура» 2015 г – 139с -140с
2. Алдамуратова.Т.А Математика 5 класс. Рабочая тетрадь
3. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. Математика 5 класс. Учебник для ОУ – М.: Просвещение, 2011. – 303с.
4. Дорофеев В.Г. Математика: дидакт. материалы для 5 класса / В.Г. Дорофеев, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, С.Б. Суворова. – М.: Просвещение, 2011. – 110с.