Просмотр содержимого документа
«Приведение дробей к общему знаменателю»
Приведение дробей к общему знаменателю
Цели: ввести понятие дополнительного множителя; отрабатывать умения приводить дроби к новому знаменателю и находить дополнительный множитель; закрепить знание основного свойства дроби и умение сокращать дроби; развивать математическую речь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся
1. Ознакомить учащихся с результатами самостоятельной работы.
2. Решить задания, в которых допущено наибольшее количество ошибок.
III. Устный счет
1. Найдите наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное чисел: 9 и 12; 12 и 16; 15 и 25; 3 и 4; 6 и 18; 4 и 15; 12 и 5; 6 и 20; 3 и 7.
2. Чему равен наибольший общий делитель двух чисел, если наименьшее общее кратное этих чисел равно их произведению? (1, так как числа взаимно простые.)
3. Восстановите запись:
4. Объясните, почему несократимы дроби
5. На столе лежало 4 яблока, одно разрезали пополам. Сколько стало яблок? (4.)
6. Из двух пунктов, находящихся на расстоянии 144 км, навстречу друг другу выехали машина и велосипедист. Скорость машины 60 км/ч, скорость велосипедиста 12 км/ч. Через какое время они встретятся? (2 ч.)
IV. Индивидуальная работа
1. Сократите дроби:
2. Сократите:
2 карточка (для сильных учащихся)
1. Сократите дроби:
2. Сократите:
V. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке мы узнаем, что такое дополнительный множитель дробей, и будем приводить дроби к новому знаменателю.
VI. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа.
№ 286 стр. 47 (устно).
(Ответ: 2, 6, 3, 8, 4.)
— Умножьте числитель и знаменатель дроби на 6:
— Какая дробь получилась в результате умножения? (В результате получается дробь, равная данной, числитель и знаменатель которой кратны прежней.)
2. Работа над новой темой.
— Дана дробь 3/4. Умножьте числитель и знаменатель дроби на 2. Какая дробь получилась? (6/8.)
— Что можно сказать о дробях 3/4 и 6/8? (3/4 = 6/8.)
— В таком случае говорят, что дробь - привели к новому знаменателю 8.
— К какому новому знаменателю можно привести данную дробь? (Дробь можно привести к любому знаменателю, кратному знаменателю данной дроби.)
Определение. Число, на которое надо умножить знаменатель дроби, чтобы получить новый знаменатель, называют дополнительным множителем.
VII. Закрепление изученного материала
1. Решить задание у доски и в тетрадях с подробным комментированием
— Что нужно сначала найти, чтобы привести дроби к новому знаменателю? (Дополнительный множитель.)
Решение:
— Изменилась ли дробь после ее приведения к новому знаменателю? (Мы получили дробь, равную данной.)
— Что можете сказать о дробях 7/6 и 21/18? (Это различные записи одного и того же числа.)
2.
Решение:
а) 60 : 4 · 3 = 45 мин,
60 : 4 = 15 - дополнительный множитель,
60 : 15 · 7 = 28 мин,
60 : 15 = 4 — дополнительный множитель,
— Что интересного заметили? (Числитель новой дроби равен количеству минут.)
VIII. Физкультминутка
IX. Работа над задачей
(после подробного разбора самостоятельно можно предложить решить любым способом).
— Прочитайте задачу.
— Что известно? Что надо узнать?
— Что можно узнать 1 действием? (Скорость сближения.)
— Как найти расстояние, зная скорость и время? (Скорость умножить на время.)
— Можно ли вторым действием найти расстояние? (Нет.)
— Почему? (Скорость и время выражаются разными единицами измерения.)
— В чем надо выразить 15 мин? (В секундах.)
— Сколько секунд в 1 мин? (60 с.)
— Сколько секунд в 15 мин? (15 умножить на 60.)
Решение:
34 + 46 = 80 (км/с) — скорость сближения.
15 мин = 15 · 60 = 900 (с) - до встречи.
80 · 900 = 72 000 (км)
— Как по-другому можно решить задачу?
— Что можно сделать сначала? (Перевести минуты в секунды.)
— Что можно найти потом? (Расстояния, которые пролетят комета и космический корабль за это время.)
— Что узнаем последним действием? (Все расстояние, которое будет между ними до встречи.)