kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Таким образом, проблема здоровья детей и подростков сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение».

Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при проведении любого урока  я как учитель всегда помню заповедь здоровьесберегающей технологии «Не навреди!».

В работе описываются здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать на уроках математики  при работе с учащимися с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ »

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

“Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, детей зависит их духовная

жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы…”

В.А.Сухомлинский

В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.

Таким образом, проблема здоровья детей и подростков сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение».

Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при проведении любого урока я как учитель всегда помню заповедь здоровьесберегающей технологии «Не навреди!».

О Даниле

С Данилом мы занимаемся (домашняя форма обучения) с 5 класса. До этого ребенок занимался, как и все ребята, в школе. На первых занятиях я обратила внимание на необычную внешность ребенка, на то, как он передвигается во время перемен. На то, как он пишет (ребенок не попадал в строчки, в клеточки), фактически текст не читался, мальчик не мог ответить на вопросы по предмету, простейшие задания вызывали большие затруднения, поведение было либо агрессивное, либо подавленное. Часто жаловался на плохое самочувствие.

Мама Данила ежедневно встречала ребенка, интересовалась успеваемостью. И при общении она сообщила о том, что ребенок имеет проблемы со здоровьем, серьезное заболевание.

Проблемы со здоровьем:

повышенное внутричерепное давление, на фоне которого возникают очень сильные головные боли, головокружения, ухудшение внимания, быстрая утомляемость

нарушения функций опорно-двигательного аппарата:

трудность или невозможность выполнения мелких и точных движений;

недостаточность контроля и координации произвольных движений;

недостаточность вспомогательных функций рук;

асинхронизация движений, координации рук;

ограничение подвижности.

Моя задача как учителя состояла и состоит в том, чтобы создать условия для включения ребенка в процесс обучения и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям.

Проблема здоровья стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение».

Я поняла, что для Данила нужна своя система, свои способы и методы обучения.

Любая личностно-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей технологией.

Первые наши уроки на 2/3 состояли из того, что мы учились держать правильно ручку, работали в прописи, учились чертить линии по линейке, обводить шаблоны, делали различные упражнения.

Каждое занятие мы начинаем с прописывания чисел, слов(терминов).

Умственная деятельность всегда ведет к усталости и падению работоспособности. А это влияет на качество усвоения изучаемого материала и вообще на способность воспринимать, какую - либо информацию. Но если работа разнообразная и интересная, то и усталость не ощущается.

И сейчас уже можно говорить о том, какие технологии целесообразно применять в работе с этим учеником.

Одной из технологий, реализуемой мною в образовательном процессе, является технология развития критического мышления, в основе которой лежат личностно- ориентированные принципы, культурно-ориентированные принципы, деятельностно - ориентированные принципы.

Как пример приведу фрагмент урока по геометрии:

Стадия вызова.

Предлагается прочитать название темы урока. «В мире треугольников»

Прием «Ключевые слова». Дать определение каждого слова входящего в название темы. Ответить на вопрос о чем пойдет речь на уроке.

Стадия осмысления.

Также использую в рамках развивающего обучения информационно-коммуникационных технологий, что позволяет сделать процесс обучения более продуктивным, эффективным, интересным, информационно насыщенным. Информационно-коммуникативные технологии применяются на любых этапах изучения и обобщения, как поддерживающие познавательную мотивацию. Ни для кого, ни секрет, что ключевой проблемой любого обучения является проблема удержания внимания учащихся.

Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений на экране позволяет удерживать внимание на протяжении всего урока. Компьютер позволяет изменять темп и формы ведения урока, использовать образно-художественное представление, проявлять творчество, что ведет к снижению утомляемости.

Технологию французских демаршей применяю на этапе конструирования знаний, на этапе рефлексии. Данная технология ориентирует ученика на выделение существенных признаков, понятий, позволяет оперировать этими понятиями при решении практических и творческих задач.

Технология проектного обучения применяю в основном при изучении геометрического материала.

Все выше перечисленные технологии соответствуют индивидуальным особенностям ученика.

В этих условиях я выстраиваю свою деятельность с учетом необходимости сохранения и укрепления здоровья участников процесса.

Формы реализации здоровьесберегающих технологий

Использую следующие формы реализации здоровьесберегающих технологий:

 занятия с чередованием высокой и низкой двигательной и умственной активности.

 физкультминутки

 пальчиковую, оздоровительную, дыхательную гимнастику

Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши “горели”. Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

1) потягивание за мочки сверху вниз;

2) потягивание ушной раковины вверх;

3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

При построении уроков использую в работе рекомендации, приемы, технологии, которые связаны со здоровьесберающей технологией:

1. Обстановка и гигиенические условия в комнате должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

2. Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность уроков утомляет ребенка. Частая же смена одной деятельности другой потребует дополнительных адаптационных усилий.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.

4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка.

11. Необходимо использовать следующие виды дидактических игр:

- игры – упражнения;

- игры – путешествия;

- сюжетная (ролевая) игра;

Игры – упражнения. Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.

Игры – путешествия. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах.

Сюжетная (ролевая) игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.

Использование таких несложных приемов на каждом уроке приносит свои плоды.

На каждом уроке необходимо уделять внимание вопросам сохранения здоровья:

 Начинаю уроки с воспитательного момента, которые назвала «Минутки здоровья». К примеру, напоминаю учащимся о правильной осанке, освещении в комнате и др.

 В своей практике использую элементы хромотерапии – лечение цветом. С этой целью на уроке использую карточки, таблица, изображение фигур на компьютере определенного цвета, что влияет на физическое и психическое состояние:

Синий цвет- снимает головную боль,

красный – повышает работоспособность,

желтый – улучшает настроение,

зеленый цвет используют для коррекции зрения.


Например, «Найди пару»: Найди в таблице число и его квадрат:


1

16

-3

9

25

-8

2

16

7

3

-5

64

0,2

0,01

4

0,008

10

47

1000

81


«Табличка цветная» - все клеточки разноцветные.


Работа со зрительными метками.

 Среди выражений, расположенных на поверхностях рабочего места, назовите числовые выражения.

26(-4*0,5-3)

3а+143,5:12

а

0

19

в-12

Упражнение «Буратино». Учащимся предлагается закрыть глаза, представить, что нос стал как у Буратино и, обмакнув нос в чернильницу написать, например слово «параллелограмм», «миллиметр», и др..

 если вижу, что ребенок перевозбуждённый, то провожу упражнения «надувание воздушного шарика» или «сдувать пушинку с ладони» (упражнения на «выдох»)

 если вижу, что ребенок вялый, «спящий», мы делаем упражнение «нюхать что-то приятное» (например, розу, арбуз, клубнику – кому что нравится) - упражнения на «вдох».

Внедрение вышеуказанных методов и приемов ведет к положительной динамике по снижению отклонений состояния.

Также считаю своей задачей - научить учащегося спрашивать.

Задание вопросов – это:

 проявление и тренировка познавательной активности, а она тесно связана с адаптационной способностью, умением и готовностью находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях, включая и те, которые представляют риск для здоровья.

 показатель включённости ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности (в состоянии утомления, безразличия и т.п., учащиеся вопросов не задают).

 показатель адекватно развитых коммуникативных навыков: застенчивый, «закомплексованный», боящийся учителя ребёнок вопросов задавать не будет, а это резко отражается на успеваемости.

По тому, как и какие вопросы, задаёт мне ученик на уроке, я нахожу ответ на вопрос: все ли я сделала так?

На уроке необходимо создать ситуацию успеха, которая благосклонно влияет на самочувствие учащихся.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”. Например, вред курения можно показать, решая задачу:

Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа.

Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета.

Ответ: 12 и 6.

« Недостаточно овладеть мудростью,

Надо так же уметь пользоваться ею»

(Цицерон)

Внедряя элементы здоровьесберегающей технологии в учебный процесс, я поставила перед собой следующие цели:

*создание комфортной образовательной среды на основе индивидуально-дифференцированного подхода к работе с учащимися;

*создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей;

*анализ, обобщение и распространение опыта использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики и во внеурочное время.

и задачи:

• Проведение сравнительного анализа состояния здоровья, режима дня, учебной нагрузки и объема домашних заданий для учащихся с ОВЗ.

• Формирование осознанной потребности учащихся в здоровом образе жизни.

• Педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации учащихся.

• Повышение физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся.

• Предупреждение (профилактика) как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению.

• Создать методическую копилку по здоровьесберегающим технологиям.

• Выступить по теме «Здоровьесберегающие технологии в практике учебно-воспитательного процесса средней школы» на заседании МО учителей математики

Я считаю, что здоровье ученика в норме, если:

 в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

 в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

 в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

 в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

 в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.


Моя цель как учителя состоит в следующем: научить мыслить, трудиться, сформировать устойчивые качества, самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.

Конечно, нельзя не сказать слова благодарности родителям Данила. Они решают не только проблемы со здоровьем, но и развивают сына физически, духовно, эстетически.

Во время последнего общения, мама Данила сообщила о том, что лечащий врач удивляется тому, что Данил аттестован по всем предметам.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

Автор: Колчанова Наталья Геннадьевна

Дата: 23.06.2015

Номер свидетельства: 221174


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства