I Этап: организационный Цель. Подготовить учащихся к работе на уроке, создать комфортную атмосферу для их деятельности. | - Доброе утро. Рада вас видеть и работать с вами. Как всегда желаю вам хорошего настроения, успехов во всех ваших добрых и полезных делах. Дежурные, пожалуйста, подайте информацию об отсутствующих на листочке. Откройте тетради, запишите число. Урок начнем красивыми стихами известного поэта Ф. Тютчева: Небесный свод, горящий славой, Таинственно глядит из глубины, И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены. - О чем идет речь? - О звездах в пространстве. - Конечно, о звездах. А как выглядят для нас звезды, если наблюдать за ними с земли? - Это точки, имеющие свое местоположение в пространстве. - Другими словами, точка задана координатами. И в нашем случае, с одной стороны – геометрия с ее фигурами и телами, а с другой – алгебраические вычисления. Как это все соединить воедино? А поможет решить эту проблему метод известного французского математика и философа Рене Декарта, который позволяет решать геометрические задачи алгебраическим способом. |
II. Целеполагание. Цель. Подготовить учащихся к содержанию урока, раскрывая его цели. | Поэтому, тема урока: «Применение метода координат в пространстве к решению задач». В прошлом году для нахождения угла между прямой и плоскостью, между прямыми, между плоскостями, для нахождения расстояния между объектами мы использовали геометрические определения. Сегодня, используя уже полученные теоретические знания по теме: «Метод координат в пространстве», мы постараемся закрепить на уроке, а также применить их на более высоком уровне к решению задач части С 2. Задачи на нахождение геометрических элементов – один из самый сложных разделов школьного курса математики, а сборник для подготовки к ЕГЭ содержит задачи, с начиная с части «В». Данное противоречие порождает проблему: Как в сложившейся ситуации успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ по математике? - Материал урока пригодится вам как на итоговой государственной аттестации в школе, так и при дальнейшем вашем обучении в ВУЗе. Поэтому работать нам придется сообща, помогая друг другу, выслушивая друг друга, а также учитывать мнение каждого. Всё это требует от вас выдержки, терпения и уважения. - Вы не задумывались, почему маленькие дети часто ломают игрушки? Они их не ломают, они пытаются выяснить: почему едет машинка, и почему кукла говорит «мама». Они пытаются понять: как все устроено. Вот и нам сегодня предстоит ответить на проблемный вопрос: как применить метод координат к решению геометрических задач. Чтобы до конца понять и осмыслить задачу, нужно разобраться в том, как она устроена. Для этого необходимо освоить технологию составления данных задач. |
Этап проверки и закрепления ЗУН. Цель: Отработать при решении задач формулы нахождения уравнения плоскости и расстояния от точки до плоскости | Лежит ли точка М(0;4;-2) на плоскости, проходящей через точки: Предложите варианты решения данной задачи написать, используя формулу нахождения уравнения плоскости, уравнения плоскости а) подставить координаты точки М в полученное уравнение б)использовать формулу нахождения расстояния от точки до плоскости Работа ведется в группах: (SAD): x-y+z - √2/2= 0 – группа № 1 и № 3 (BA1C1): x+y+z-2=0 группа № 1 и № 2 (BA1D1): x-y-z-=0 группа № 3 и № 4 |
Этап совершенствования ЗУН. Цель: Применить полученные знания к более сложным задачам | А можно ли алгоритм решения задачи применить для решения более сложной задачи? Задача № 1 АВСDA1В1С1D1 - куб с ребром, равным 1. Найти расстояние от Р до плоскости (ВА1D1) (Разобрать данную задачу устно, предложив оформление задачи на дом). Задача № 2 Используя условия задачи «карточка № 1» (из домашнего задания), найдем а) угол, образованный плоскостью основания и прямой, проходящей через середины AS и ВС. б) угол между прямыми МК и SB. -Проблема?! Давайте постараемся решить ее, разбив на несколько этапов. Ваши варианты. можно ввести прямоугольную систему координат, начала отсчета которой будет совпадать с центром основания пирамиды, точка В будет лежать на оси Ох, а ось Оу пройдет параллельно стороне АС, OS будет лежать на оси Оz; введем координаты точек A, B,C,S; вычислим координаты точек М, K, используя формулы середины отрезка; применяя формулы нахождения угла между плоскостью и прямой, а также угла между прямыми, можно ответить на поставленные в задаче вопросы. Решение задачи (оформление) - Решая задачу на нахождение угла между прямой и плоскостью, первоначально получаем синус угла. Вы, наверное, уже обратили внимание на то, что в задачах такого типа, решая геометрическим способом, вычисляют тангенс угла. Ответ получается более красивый. Какие тригонометрические формулы помогут нам ответить на поставленный вопрос? Ответ. (ABC)^M K = arctg 21/40 SB^M K = = arccos29/√2049 Молодцы! Вы очень хорошо поработали. И перед следующим этапом урока мы сделаем зарядку для глаз, выполнив упражнение «Стрельба глазами»: мальчики стреляют в девочек, а девочки в мальчиков. При этом можно поворачиваться в разные стороны. Постарайтесь попасть не менее 10 раз. Задача № 3 В правильной четырехугольной пирамиде SABCД с основанием АВСД, все ребра которого равны 1, найдите синус угла между плоскостью SAD и плоскостью, проходящей через точку А перпендикулярно ВД. Разбор алгоритма решения задачи № 3 - Подумайте и ответьте на следующие вопросы (работа в группах) 1)Как рациональнее ввести прямоугольную систему координат в задаче? начало отсчета провести через точку пересечения диагоналей, А будет лежать на оси Оx, В - на оси Оу, S - на оси Oz. 2) через какие точки пройдет плоскость, проходящая через точку А, перпендикулярно ВД? 3) Как задается уравнение плоскости, если она проходит через точки, в которых одна из соответствующих координат равна 0? например, если плоскость проходит через точки, абсциссы которых равны нулю, то Х=0 – искомое уравнение плоскости если плоскость проходит через точки, ординаты которых равны нулю, то У=0 – искомое уравнение плоскости если плоскость проходит через точки, аппликаты которых равны нулю, то Z=0 – искомое уравнение плоскости 3) Дайте полный алгоритм решения задачи. введем прямоугольную систему координат, тогда точки S, A, B,C,D будут иметь координаты: S(0;0;√2/2), А(√2/2; 0; 0), В(0; √2/2; 0), С(- √2/2; 0;0), Д (0; - √2/2; 0) Уравнение плоскости(SAD) уже вычислили в начале урока: (SAD): x-y+z - √2/2= 0 cos (SAС)^ (SAD)= 1/√3; Ответ. sin (SAС)^ (SAD)= √2/3 |
Информация о домашнем задании и подведении итогов. (3 мин) Цель. Определить домашнее задание. Дать общую характеристику работы класса. Показать степень успешности в овладении содержанием урока. Оценить деятельность учащихся на уроке. | -Наш урок подошел к завершению. Пришло время записать домашнее задание и подвести итоги. Домашнее задание. № 1, №2, №6. (приложение 2) - Над какой темой мы работали на уроке? - Какие пробелы в знаниях вы сегодня восполнили? заполните соответствующую таблицу. (приложение) ( таблицу заполняет руководитель группы, опрашивая участников) Оценка деятельности учащихся А сейчас расслабьтесь. После такого плодотворного урока, вспомните что-нибудь приятное и представьте, что вам подарили шикарный подарок! С такой приятной улыбкой мы заканчиваем урок. Всем спасибо. Всего хорошего! |