kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Применение метода координат к решению задач»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок геометрии. 11 класс. Тема урока "Применение метода координат к решению задач". Тип урока: урок закрепления, совершенствования знаний и умений. Вид урока: проблемно-исследовательский. Методы: по источнику передачи и восприятия информации (словестные, практические); по степени самостоятельности мышления обучаюихся (репродуктивные, частично-поисковые); по стимулированию интереса к учению(создание ситуации занимательности,ситуации успеха). Формы работы:фронтальная, индивидуальная, коллективная, самостоятельная. Педагогические технологии: по типу познавательной деятельности(обучение по учебникам, использование дополнительной литературы; по подходу к ребенку(личностно-ориентированный, диффреренцированный); по преобладающим методам(развивающее обучение); по направлению(модернизация существующей традиционной системы на основе чередования различных форм и методов работы с обучающимися; по категории обучающихся (технология коллективных способов обучения:индивидуальная, класс-ученик, работа в малых группах). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Применение метода координат к решению задач»»

Урок по геометрии в 11-м классе на тему: «Применение метода координат к решению задач»

  1. Тема урока.

Место в системе уроков. Это урок по теме «Применение метода координат к решению задач». На предыдущих уроках повторялись все типы и способы их решения. Перед уроком в качестве домашнего задания учащимся предлагалось повторить теоретические сведения на тему «метод координат»

Для удобства концентрации всех теоретических сведений учащимся раздаются заранее индивидуально листы (см. Приложение).

Методы:

1.          объяснительно- иллюстративные методы (практическая работа на применение знаний правила);

2.          репродуктивные методы (выполнение заданий по образцу (нахождение уравнения плоскости) с последующим применением их решения задач);

3.          частично поисковые методы (беседа с опорой на наглядность, ведущая к выводу, перенос общих признаков известного на новое в практических действиях учащихся).

 

Оборудование:

1.                компьютерная презентация;

2.                математический диктант

3.                карточка № 1 и №2  «Реши задачу»;

4.                учебник «Геометрия 10-11 (авторы Атанасян и другие.);

5.               

Тип урока.

Урок объяснения и совершенствования знаний и умений учащихся.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Комплексная дидактическая цель.

Задачи урока.

  • Комплексная дидактическая цель. закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков учащихся при решении геометрических задач с использованием метода координат в пространстве.

Задачи урока.

1. Образовательная

    • Закрепить и систематизировать знания учащихся по теме «метод координат в пространстве»,

    • Формировать умение учащихся применять данный метод для решения различных типов задач части С при подготовки к ЕГЭ;

  1. Развивающая

  • Формировать познавательную активность и самостоятельность учащихся, добывая знания из различных источников;

    • организовать работу класса по поиску ответа на поставленный проблемный вопрос на этапе сообщения темы и задач урока, а также на протяжении всего урока ;

  • Развивать умение учащихся применять общий способ в различных ситуациях;

  • Развивать логическое мышление, оперативную память, выделяя главное, анализируя, формулируя выводы;


  1. Воспитательная

    • Обеспечить эстетику урока;

    • Прививать умение рационально использовать учебное время;

    • Способствовать созданию ситуации взаимопомощи, сотрудничества.

    • Воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения;

    • Научить понимать важность изучаемой темы.

  1. Диагностическая

  • По окончанию урока учащиеся должны уметь решать задачи с применением метода координат в пространстве.

Средства обучения.

Методы:

1.          объяснительно- иллюстративные методы (практическая работа на применение знаний правила);

2.          репродуктивные методы (списывание готового текста, выполнение заданий по образцу с последующим обобщением);

3.          частично поисковые методы (беседа с опорой на наглядность, ведущая к выводу, перенос общих признаков известного на новое в практических действиях учащихся).

 


  1. Методы

- По источнику передачи и восприятия информации:

  • Словесные

  • практические

- По степени самостоятельности мышления обучающихся:

  • репродуктивные

  • частично-поисковые

-По стимулированию интереса к учению:

  • создание ситуации занимательности

  • создание ситуации успеха.

- Методы контроля:

  • письменные, устно

  1. Педагогические технологии

- По типу познавательной деятельности

  • Обучение по учебникам

  • Использование дополнительной литературы

- По подходу к ребенку:

  • Личностно-ориентированный

  • дифференцированный

- По преобладающим методам:

  • Развивающее обучение

- По направлению:

  • Модернизация существующей традиционной системы на основе чередования различных форм и методов работы с учащимися

-По категории обучающихся:

  • Технология коллективных способов обучения (индивидуальная, класс – ученик, работа в малых группах (разных по составу)),

  1. Приемы

  • домашнее задание

  • Беседа

  • Создание ситуации занимательности, работа с дидактическими карточками – заданиями

  • Выполнение заданий в тетради и на листочках

  1. Формы.

  • Фронтальная

  • Индивидуальная

  • Коллективная

  • Самостоятельная

Оборудование

  • Доска

  • Набор для работы с классом (индивидуальные листы, либо проекция на экран, либо запись на доске);

  • Набор карточек для самостоятельной работы (индивидуальные листы, либо запись на доске).













Этап урока, цель

Содержание и ход урока

I Этап: организационный

Цель. Подготовить учащихся к работе на уроке, создать комфортную атмосферу для их деятельности.

- Доброе утро. Рада вас видеть и работать с вами. Как всегда желаю вам хорошего настроения, успехов во всех ваших добрых и полезных делах.

Дежурные, пожалуйста, подайте информацию об отсутствующих на листочке.

Откройте тетради, запишите число. Урок начнем красивыми стихами известного поэта Ф. Тютчева:

Небесный свод, горящий славой,
Таинственно глядит из глубины,
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

- О чем идет речь?

- О звездах в пространстве.

- Конечно, о звездах. А как выглядят для нас звезды, если наблюдать за ними с земли?

- Это точки, имеющие свое местоположение в пространстве.

- Другими словами, точка задана координатами.

И в нашем случае, с одной стороны – геометрия с ее фигурами и телами, а с другой – алгебраические вычисления. Как это все соединить воедино? А поможет решить эту проблему метод известного французского математика и философа Рене Декарта, который позволяет решать геометрические задачи алгебраическим способом.

II. Целеполагание.

Цель. Подготовить учащихся к содержанию урока, раскрывая его цели.





Поэтому, тема урока: «Применение метода координат в пространстве к решению задач».

В прошлом году для нахождения угла между прямой и плоскостью, между прямыми, между плоскостями, для нахождения расстояния между объектами мы использовали геометрические определения. Сегодня, используя уже полученные теоретические знания по теме: «Метод координат в пространстве», мы постараемся закрепить на уроке, а также применить их на более высоком уровне к решению задач части С 2.

Задачи на нахождение геометрических элементов – один из самый сложных разделов школьного курса математики, а сборник для подготовки к ЕГЭ содержит задачи, с начиная с части «В». Данное противоречие порождает проблему:

Как в сложившейся ситуации успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ по математике?

- Материал урока пригодится вам как на итоговой государственной аттестации в школе, так и при дальнейшем вашем обучении в ВУЗе. Поэтому работать нам придется сообща, помогая друг другу, выслушивая друг друга, а также учитывать мнение каждого. Всё это требует от вас выдержки, терпения и уважения.

- Вы не задумывались, почему маленькие дети часто ломают игрушки? Они их не ломают, они пытаются выяснить: почему едет машинка, и почему кукла говорит «мама». Они пытаются понять: как все устроено. Вот и нам сегодня предстоит ответить на проблемный вопрос: как применить метод координат к решению геометрических задач. Чтобы до конца понять и осмыслить задачу, нужно разобраться в том, как она устроена. Для этого необходимо освоить технологию составления данных задач.

III. Актуализация опорных знаний. Работа с доской. Проверка дом. задания.

1. Установить правильность и осознанность освоения учащимися материала урока.

2. Закрепить полученные на предыдущих уроках ЗУН посредством выполнения заданий на доске.



Начнем нашу работу с проверки домашнего задания.

а) решение задачи (у доски) – карточка № 1 - 1 человек








б) математический диктант (остальные)

«Найди пару»


Взаимопроверка – по вариантам

I вариант

У

Р

А

В

Н

Е

II вариант

П

Л

О

С

К

О









Этап проверки и закрепления ЗУН.

Цель:

Отработать при решении задач формулы нахождения уравнения плоскости и расстояния от точки до плоскости


Лежит ли точка М(0;4;-2) на плоскости, проходящей через точки:

Предложите варианты решения данной задачи

  • написать, используя формулу нахождения уравнения плоскости, уравнения плоскости

  • а) подставить координаты точки М в полученное уравнение

б)использовать формулу нахождения расстояния от точки до плоскости

Работа ведется в группах:

(SAD): x-y+z - √2/2= 0 – группа № 1 и № 3

(BA1C1): x+y+z-2=0 группа № 1 и № 2

(BA1D1): x-y-z-=0 группа № 3 и № 4

Этап совершенствования ЗУН.

Цель:

Применить полученные знания к более сложным задачам

А можно ли алгоритм решения задачи применить для решения более сложной задачи?

Задача № 1

АВСDA1В1С1D1 - куб с ребром, равным 1. Найти расстояние от Р до плоскости (ВА1D1)

(Разобрать данную задачу устно, предложив оформление задачи на дом).


Задача № 2

Используя условия задачи «карточка № 1» (из домашнего задания), найдем

а) угол, образованный плоскостью основания и прямой, проходящей через середины AS и ВС.

б) угол между прямыми МК и SB.


-Проблема?! Давайте постараемся решить ее, разбив на несколько этапов. Ваши варианты.

  • можно ввести прямоугольную систему координат, начала отсчета которой будет совпадать с центром основания пирамиды, точка В будет лежать на оси Ох, а ось Оу пройдет параллельно стороне АС, OS будет лежать на оси Оz;

  • введем координаты точек A, B,C,S;

  • вычислим координаты точек М, K, используя формулы середины отрезка;

  • применяя формулы нахождения угла между плоскостью и прямой, а также угла между прямыми, можно ответить на поставленные в задаче вопросы.

Решение задачи (оформление)


- Решая задачу на нахождение угла между прямой и плоскостью, первоначально получаем синус угла. Вы, наверное, уже обратили внимание на то, что в задачах такого типа, решая геометрическим способом, вычисляют тангенс угла. Ответ получается более красивый.

Какие тригонометрические формулы помогут нам ответить на поставленный вопрос?

  • основное тригонометрическое тождество

  • определение тангенса угла через отношения синуса угла к косинуса угла.

Ответ. (ABC)^M K = arctg 21/40

SB^M K = = arccos29/√2049


Молодцы! Вы очень хорошо поработали. И перед следующим этапом урока мы сделаем зарядку для глаз, выполнив упражнение «Стрельба глазами»: мальчики стреляют в девочек, а девочки в мальчиков. При этом можно поворачиваться в разные стороны. Постарайтесь попасть не менее 10 раз.

Задача № 3

В правильной четырехугольной пирамиде SABCД с основанием АВСД, все ребра которого равны 1, найдите синус угла между плоскостью SAD и плоскостью, проходящей через точку А перпендикулярно ВД.


Разбор алгоритма решения задачи № 3

- Подумайте и ответьте на следующие вопросы (работа в группах)

1)Как рациональнее ввести прямоугольную систему координат в задаче?

  • начало отсчета провести через точку пересечения диагоналей, А будет лежать на оси Оx, В - на оси Оу, S - на оси Oz.

2) через какие точки пройдет плоскость, проходящая через точку А, перпендикулярно ВД?

  • (SAD)

3) Как задается уравнение плоскости, если она проходит через точки, в которых одна из соответствующих координат равна 0?

  • например, если плоскость проходит через точки, абсциссы которых равны нулю, то Х=0 – искомое уравнение плоскости

  • если плоскость проходит через точки, ординаты которых равны нулю, то У=0 – искомое уравнение плоскости

  • если плоскость проходит через точки, аппликаты которых равны нулю, то Z=0 – искомое уравнение плоскости

3) Дайте полный алгоритм решения задачи.

  • введем прямоугольную систему координат, тогда точки S, A, B,C,D будут иметь координаты:

S(0;0;√2/2), А(√2/2; 0; 0), В(0; √2/2; 0), С(- √2/2; 0;0), Д (0; - √2/2; 0)

Уравнение плоскости(SAD) уже вычислили в начале урока:

(SAD): x-y+z - √2/2= 0

  • так как плоскость(SAС) проходит через точки, ординаты которых равны 0, то у=0 – искомое уравнение плоскости (SAС)

  • =вычислим по формуле

cos (SAС)^ (SAD)= 1/√3;

  • sin (SAС)^ (SAD)= √1- cos2 (SAС)^ (SAD)

Ответ. sin (SAС)^ (SAD)= √2/3

Информация о домашнем задании и подведении итогов. (3 мин)

Цель. Определить домашнее задание. Дать общую характеристику работы класса. Показать степень успешности в овладении содержанием урока. Оценить деятельность учащихся на уроке.


-Наш урок подошел к завершению. Пришло время записать домашнее задание и подвести итоги.

Домашнее задание. № 1, №2, №6. (приложение 2)

- Над какой темой мы работали на уроке?

  • применение метода координат к решению задач.

- Какие пробелы в знаниях вы сегодня восполнили? заполните соответствующую таблицу. (приложение)

( таблицу заполняет руководитель группы, опрашивая участников)

Оценка деятельности учащихся

А сейчас расслабьтесь. После такого плодотворного урока, вспомните что-нибудь приятное и представьте, что вам подарили шикарный подарок! С такой приятной улыбкой мы заканчиваем урок.


Всем спасибо. Всего хорошего!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Применение метода координат к решению задач»

Автор: Захарова Надежда Викторовна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 251189

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Применение метода координат к решению задач "
    ["seo_title"] => string(52) "primienieniie-mietoda-koordinat-k-rieshieniiu-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "139238"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417687205"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "План урока по теме: "Векторы и координаты. Решение задач.""
    ["seo_title"] => string(53) "planurokapotiemieviektoryikoordinatyrieshieniiezadach"
    ["file_id"] => string(6) "270188"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451034266"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Программа элективного курса "Решение задач с параметрами" "
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma-eliektivnogho-kursa-rieshieniie-zadach-s-paramietrami"
    ["file_id"] => string(6) "157156"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421562791"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Технологическая карта урок "Метод координат" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "tiekhnologhichieskaia-karta-urok-mietod-koordinat-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "218736"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433882033"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Применение производной при решении физических задач "
    ["seo_title"] => string(61) "primienieniie-proizvodnoi-pri-rieshienii-fizichieskikh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "157513"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421599295"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства