Разработка урока
с использованием ИКТ
номинация: предметы естественного цикла
предмет: алгебра
тема урока: «Приемы решения рациональных уравнений»
класс: 8
Тема «Рациональные уравнения» играет важную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Здесь закладывается фундамент для изучения преобразований целых выражений с использованием формул сокращенного умножения, действий с рациональными дробями, квадратными корнями, степенями с целым показателями.
Целями проекта являются:
- совершенствование навыков эффективного использования ИКТ технологий на уроках математики;
- формирование интереса к математике посредством рассмотрения внепрограммного материала;
- воспитание осознанного отношения к процессу работы, чувства ответственности за качество выполняемого проекта;
- развитие у учащихся умения систематизировать материал;
- осуществление самоконтроля за процессом выполнения и оформления работы.
Самостоятельная работа учащихся – это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как уяснение цели поставленной учебной задачи; чёткое и системное планирование самостоятельной работы; поиск необходимой учебной и научной информации; усвоение информации и её логическая переработка; выработка собственной позиции; представление, обоснование и защита полученного результата; проведение самоанализа и самоконтроля.
Использование ИКТ в процессе преподавания делает уроки более увлекательными и насыщенными. Представление материала в интерактивной наглядной форме способствует повышению мотивации обучения, более эффективному пониманию и запоминанию изучаемого материала. Эффекты анимации позволяют сначала вывести на экран задания, а затем, по щелчку мыши, вывести правильное решение, позволив учащимся прокомментировать его и убедиться в правильности своего решения.
Проведение деловой иллюстративной творческой работы помимо усиления практической направленности обучения, тесным образом связано с изученным материалом, а также способствует прочному, неформальному его усвоению. Учащиеся с помощью учителя и самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. Урок – тренинга, повторения и обобщения навыков – это урок, который основан на имитации деятельности учреждений и организаций. Отличительными свойствами урока являются:
- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
- элементы состязательности;
Основным способом организации деятельности учащихся на таких уроках является групповая форма работы.
Применение нетрадиционных форм ведения уроков вносит в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить свою инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений. Это, в конечном счете, вызывает интерес учащихся к знаниям.
Проведение тестов (с выбором ответа) – эффективный способ оперативного контроля знаний учащихся. Под тестами к курсу школьной математики понимается некоторая совокупность стандартизованных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг оперативно проверяемых вопросов. Такая работа не занимает много времени на уроке, проверка также выполняется достаточно быстро. Такой вид тестов предполагает выбор ответа из целого ряда вариантов, из которых только один верный. В тестах такого вида предлагается 4 варианта ответов. При составлении ответов учитываются типичные ошибки учащихся, наиболее вероятные для данного задания. В основном в этих тестах проверяется готовность учащихся применять учебный материал для решения практических и теоретических задач. Кроме того, тест с выбором ответов связан с деятельностью в ситуации выбора приемлемого и отклонением неприемлемого, с чем встречается каждый человек. Таким образом, тесты способствуют развитию умственной деятельности (вообще) на математическом материале.
Домашнее задание для учащихся содержит упражнения, непосредственно связанные с изучаемой темой; они, как правило, по трудности соответствуют основным задачам раздела классных упражнений; упражнения для систематического повторения ранее изученных разделов курса математики; и упражнения дополнительные – сверх программы – расширяющие кругозор учащихся.
Работа может быть предложена в качестве творческого компонента на уроках алгебры