Цели: определить график прямой пропорциональности как прямую, проходящую через начало координат; выявить расположение прямой в зависимости от знака коэффициента пропорциональности; формировать умение строить график прямой пропорциональности по формуле и выполнять обратное действие – записывать по графику формулу функции; способствовать развитию логического мышления и воспитанию интереса к предмету.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Прямая пропорциональность и ее график»
16.10.
прямая пропорциональность и ее График.
Цели: определить график прямой пропорциональности как прямую, проходящую через начало координат; выявить расположение прямой в зависимости от знака коэффициента пропорциональности; формировать умение строить график прямой пропорциональности по формуле и выполнять обратное действие – записывать по графику формулу функции; способствовать развитию логического мышления и воспитанию интереса к предмету.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Ход урока
Организационный момент.
Устная работа.
1. Найдите область определения функции.
а) y = 3x + 2; б) y = ;
2. Функция задана формулой у = kх. Найдите коэффициент прямой пропорциональности k, если: х = 2; у = 4;
III. Объяснение нового материала.
При объяснении нового материала необходимо подчеркнуть, что у функций одного вида должны быть и графики одного вида. Следует выяснить, что представляет собой график прямой пропорциональности.
Учителем делают следующие выводы:
1) График прямой пропорциональности является прямой, проходящей через начало координат.
2) Если коэффициент пропорциональности k 0, то график расположен в первой и третьей координатных четвертях.
3) Если коэффициент пропорциональности k
На основе этих выводов учащиеся выводят простейший алгоритмпостроения графика прямой пропорциональности:
1-й шаг. Для х1 0 вычислить у1 по формуле у = kх.
2-й шаг. Отметить в координатной плоскости точки с координатами (0; 0) и (х1; у1).
3-й шаг. Провести прямую через построенные точки.
IV. Формирование умений и навыков.
Упражнения, выполняемые на этом уроке, направлены на отработку алгоритма построения графика прямой пропорциональности и нахождения значений функции по графику.
№ 302.
Решение:
у = –0,5х
Пусть х = 3, тогда у = –0,5 · 3 = –1,5. Проведем прямую, проходящую через начало координат и точку с координатами (3; –1,5).
При выполнении этого задания повторяем с учащимися правило нахождения по графику значения функции по данному значению аргумента и наоборот.
№ 305.
Решение:
а) у = 1,7х;
б) у = –3,1х;
в) у = 0,9х;
г) у = –2,3х;
д) у = kх, где k 0;
е) у = kх, где k
№ 306. Решение:
Все графики являются прямыми, проходящими через начало координат, значит, функции являются прямыми пропорциональностями и их можно задать формулой у = kх. Задача сводится к нахождению коэффициента k.
Выберем на каждом графике произвольную точку с целыми координатами:
I (2; 6), значит, 6 = k · 2; k = 3; у = 3х;
II (4; 1), значит, 1 = k · 4; k = 0,25; у = 0,25х;
III (2; –2), значит, –2 = k · 2; k = –1; у = –х;
IV (2; –6), значит, –6 = k · 2; k = –3; у = –3х.
Ответ: у = 3х; у = 0,25х; у = –х; у = –3х.
V. Подготовка к КДР. (Решить самостоятельно один из вариантов подобной КДР).
VI. Итоги урока.
– Сформулируйте определение прямой пропорциональности.
– Что является графиком прямой пропорциональности?
– Каков алгоритм построения графика прямой пропорциональности?
– Как расположен в координатной плоскости график функции у = kх при k 0 и k
VII. Домашнее задание:
1. Вариант 1
1. График функции у = kх проходит через точку В (–30; 3). Найдите k.
2. Построить графики функций:
а) у = 5х; б) у = –5х.
В каждом случае указать координаты двух точек графика, лежащих выше оси абсцисс.
2. Вариант 2
1. График функции у = kх проходит через точку А (4; –80). Найдите k.
2. Построить графики функций:
а) у = 6х; б) у = –6х.
В каждом случае указать координаты двух точек графика, лежащих ниже оси абсцисс.
3. Построить график функции, заданной формулой у = 0,2х. Найти по графику:
а) значение у, соответствующее значению х, равному –5; 0; 5;
б) при каком значении х значение функции равно –2; 0; 2;
в) несколько значений х, при которых значения у неотрицательны.