УРОЖАЙНОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ
СИМФЕРОПОЛЬСКОЙ РАЙОННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Урок алгебры в 7-Бклассе по теме
«Прямая пропорциональность и ее график»
Учитель математики I категории
Малиневская Тамара Ивановна
2014-2015 учебный год
Урок
Тема урока : Прямая пропорциональность и ее график.
Цели урока: Продолжить формировать умение строить график прямой пропорциональности и работать с ним; формировать умение решать практические задачи с использованием прямой пропорциональности.
Развивать аналитическое мышление (способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать, развитию умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы),
Развивать абстрактное мышление (умение выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные, отвлекаться от них).
Побуждать учеников к самоконтролю и взаимоконтролю.
Прививать чувство уважения к одноклассникам, способствовать воспитанию самостоятельности, ответственности, аккуратности при построении чертежей.
Ход урока.
- Актуализация опорных знаний. Математический диктант.
(Два ученика выполняют работу по вариантам на закрытых досках, остальные за партами)
Вариант 1.
- Формулой какого вида задается прямая пропорциональность?
- В каких координатных четвертях проходит график у= 50х ?
- График ф-ции проходит через точку (о;1). Может ли эта ф-ция быть прямой пропорциональностью?
- В каких координатных четвертях проходит график у= - 2х?
- График ф-ции проходит через точку (3;-1,5). Запишите формулу этой прямой пропорциональности.
- Укажите две любые точки, через которые проходит график прямой пропорциональности с коэффициентом -4.
- Постройте график ф-ции у=2,5х.
Вариант 2.
- График ф-ции проходит через точку (5;0). Может ли эта ф-ция быть прямой пропорциональностью?
- В каких координатных четвертях проходит график у = - 40х?
- Формулой какого вида задается прямая пропорциональность?
- В каких координатных четвертях проходит график у = 5,2х?
- График ф-ции проходит через точку (-1;2,3). Запишите формулу этой прямой пропорциональности.
- Укажите 2 любые точки, через которые проходит график прямой пропорциональности с коэффициентом -2,5.
- Постройте график функции у=-3,5х.
Проверяем диктант: ученики у доски открывают свою работу, а сидящие за партами в парах обмениваются тетрадями. Оцениваем работы по готовым ответам у доски. Собираю работы.
II. Формирование умений и навыков.
1. По учебнику (Алгебра 7, Ю. Н. Макарычев) выполняем №305 (работа в парах), №308 (устный ответ с места по готовому рисунку в учебнике).
Упражнение, решаемое на этом уроке направлено на формирование умения интерпретировать графики прямой пропорциональности, отражающие реальные зависимости.
Задания можно комбинировать по тематике и уровню сложности. Они отражают разные предметные области. Это задачи физико-технического, химико-биологического и гуманитарного содержания.
2. Задайте зависимость формулой и постройте ее график:
а) зависимость суточной дозы лекарства от веса ребенка (лекарство назначают детям по 50 мг в сутки на 1 кг веса).
Ответ: у=50х, по оси абсцисс – масса в кг (одно деление – 5 кг), по оси ординат – доза в мг (одно деление 50 мг). Строим график.
б) зависимость количества слов, сказанных человеком в споре, от времени спора (считать, что за одну минуту спора человек произносит 50 слов).
в) пропорциональный подоходный налог составляет 10% от дохода работника. Задайте формулой и постройте график зависимости величины налога от дохода работника. Найдите налог на доход в 5000 руб.
Ответ: х-доход, у-налог, у=0,1х. Строим график: по оси ОХ одно деление – 1000руб, по оси ОУ одно деление – 100 руб. по графику находим у, если х=5000.
Замечание. Для учащихся условие установления единичных отрезков по осям координат является проблемой, которая разрешается в ходе рассуждений по решению задачи.
III. Итоги урока.
Домашнее задание: повторить пп. 14, 15. №309, 310, 311.
Рефлексия.
Спасибо за урок.