Урок алгебры в 9 классе по теме
«Практическое применение прогрессий»
Цели урока: знать определения и формулы для арифметической и геометрической прогрессии.
Уметь применять их для решения задач.
Развивать познавательный интерес к предмету.
Доказать неотъемлемую связь прогрессий с жизненными ситуациями.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, магниты, карточки с формулами прогрессий, карточки для устного счёта, диск с презентацией учителя и учеников.
Действующие лица: учитель, экономист, консультант по экономическим терминам, ведущие специалисты-математики –5человек, представитель СЭС, фокусник, историк.
Ход урока
1.Слайд – исторические сведения о прогрессии, постановка вопроса о важности изучения данной темы:
Учитель:
«Задачи на прогрессии находят в древних записях папируса Риндо, в вавилонских астрономических таблицах. Их изучали в знаменитой школе Пифагора. Слово прогрессия происходит от латинского слова «progredior» - иду вперёд, движение вперёд.»
2.слайд - тема урока и его цели.
Учитель:
«Сегодня я предлагаю провести несколько необычный урок. Давайте представим, что мы работники одного преуспевающего предприятия. Я буду администрацией этого предприятия, заранее я приняла на работу главного экономиста (ФИ ученика), который расскажет какие вопросы с производством нам нужно решить. Консультант (Ф,И , ученика) нам пояснит некоторые экономические термины. А так же 3 ведущих специалиста (ученики),которые помогут перевести язык задач на язык формул .В течение урока вас ещё ожидают несколько увлекательных моментов. Всем остальным ребятам я предлагаю работу в вычислительном центре, активные работники которого получат зарплату в виде оценки за урок. Но прежде я хочу убедиться , что мои работники высоко квалифицированные люди .Я предлагаю проверить ваши теоретические знания .»
Задание:
Два человека(ученики , имеющие «3» по математике) должны из 10 предложенных карточек распределить 8 из них в 2 столбика . (2 лишние)
1 столбик- формулы для арифметической прогрессии.
2 столбик- для геометрической прогрессии.
Двое других ребят, на закрытой доске напишут сами эти формулы.
3слайд - формулы Все остальные, разделившись на два варианта , выписывают со слайда номера формул ,которые являются верными
4слайд - самопроверка выполненного задания .
Выяснение количества учеников, справившихся с заданием.
Проверка работы учащихся на доске и выдача им дополнительных заданий.
Следующий этап проверки - устный счёт
5. Слайд устный счёт.
•1. Назови следующий член ариф. Прогрессии 3, 7, 11 … .
•2. Назови следующий член геометрической прогрессии -6 , -18, -54 ….
•3. Чему равна разность ариф. прогр. 6 ,-8 ,-22 …
•4. в1=6 в2=3. Найдите q
•5. а1=1,2 а2 =2,1. Найдите d.
•6. Вычислите 0,5 + 4 . 3,2
•7. Вычислите 3 . 25
7 слайд
Учитель:
« И так мы преступаем к работе на предприятии. Его работу мы рассмотрим по следующим направлениям. Вложение прибыли, оборот продукции, количественный состав коллектива, инфляция и индексация зарплаты, налоги. Конечно, работа предприятия должна быть эффективна. Что подразумевается под экономической эффективностью, расскажет консультант»
Выступление консультанта:
«Под экономической эффективностью понимают процесс достижения наибольшей прибыли при наименьших затратах.»
8 слайд – Экономист
« У нас имеется 10 000 рублей. Есть два банка,
в которые можно вложить деньги на 3 года. Первый банк предлагает
Простые проценты из расчёта 9% в год .Второй- сложные проценты
из расчёта 9% в год.В какой из трёх банков выгодно вложить прибыль?
Главный экономист приглашает для пояснения ведущего математика.
9 слайд - гиперссылка на домашнюю презентацию ученика- ведущий математик «Простые и сложные проценты в банке»,
Простые проценты - это прообраз арифметической прогрессии. Постоянно за определённый промежуток времени (месяц или год) начисляется одна и та же сумма, определённая количеством процентов.
В рассматриваемой задаче первый банк каждый месяц начисляет
3%=0,03 от 10.000 рублей.
10.000 * 0,03=300 рублей
3 года=36 месяцев.
а1 = 10000 рублей d=300 рублей а37 -?
Второй банк каждый год начисляет
40%=0,4 от 10.000 рублей
10.000*0,4=4 000 рублей .а1=10000,d=400.Найти а4
Третий банк. Сложные проценты начисляются иначе. 30% в год-это значит, что каждый год сумма увеличивается в 1,3 раза, т.е. 100%+30%=130%
Здесь имеет место геометрическая прогрессия
в1=10000,q=1,3.Найти в4.
Для каждого случая на доске записывается формула, затем он обращается к ребятам из вычислительного центра, которые доводят выполнение задания до конца.
Экономист делает вывод.
Предлагается рассмотреть ту же задачу, если изменить срок вклада. (можно для Д/З).
10 слайд-
Экономист задаёт задачу о выгодности размещения и продажи товаров.
«Начальный оборот год назад на нашем предприятии
составлял 200 000 рублей. В городе он увеличивается на 20% от первоначального ежегодно. По всей России увеличивается в 1,2 раза ежегодно. Где выгодно продавать продукцию через год ?
Консультант поясняет, что подразумевается под оборотом продукции.
11 слайд
2-ой Ведущий математик с домашней презентацией
«Оборот продукции в городе и России».
Оборот продукции в городе подчиняется законам арифметической прогрессии.
20%=0,2 200 000▪0,2=40 000
а1=200 000 d=40 000
Нужно найти а3=200 000+40 000▪(3-1)
Оборот по России подчиняется законам геометрической прогрессии.
b1=200000 q=1,2
Найти b3=200000▪1,2
Так же обращается в вычислительный центр. Делаем вывод.
12 слайд – задача о численности коллектива и возможности выплаты зарплаты.
Экономист : «Мы можем заплатить зарплату только 200 работающим, а рабочих на предприятии 100 человек. Мы планируем увеличивать их численность в течении 3 лет ежегодно в 1,1 раза. Других сотрудников 50 человек. В течении того же срока планируется их увеличить на 20% ежегодно. Какой может быть численность нашего коллектива?
Консультант поясняет понятие заработной платы.
13 слайд- 2ой математик со своим пояснением и вычислениями. Делаем вывод
Численность сотрудников подчиняется законам арифметической прогрессии.
20%=0,2 50▪0,2=10 человек принимают в год= а1=50 d=10
Нужно найти а3=50+10(3-1)
Численность рабочих подчиняется законам геометрической прогрессии, где
b1=50 q=1,1.Найти b3=50▪1,1(3-1)
Проверить неравенство а3+b3≤200
14.слайд задача об инфляции и индексации зарплаты на нашем предприятии
Экономист: «На нашем предприятии установлена индексация зарплаты в зависимости от инфляции. В течении года ожидается инфляция около 10% в месяц от уровня января. Работник в январе получал 5 000 рулей. Какова будет его зарплата в декабре? Каков его годовой доход?
Консультант поясняет понятия инфляция и индексация
15 слайд 2-ой математик с презентацией своего решения .
Т.к. индексация и инфляция тесно связаны друг с другом, то в идеальном случае 10%-инфляция,то и 10%-индексация.
Найдём 10%=0,1 5000▪0,1=500 руб.
5000+500+500+500,т.е. образуется арифметическая прогрессия.
а1=5000 d=500 1 год=12 мес.
Нужно найти: а12,S12
Делаем вывод.
16 слайд ОБЕДЕННЫЙ ПЕРЕРЫВ
К нам приходит представитель СЭС, который расскажет, какое время можно хранить продукты при различных температурах, что бы не произошло отравление.
17 слайд ученик с презентацией
представитель СЭС «Размножение микробов в геометрической прогрессии» 1 грамм пищи содержит 1000 бактерий, а если в 1 грамме будет 1 000 000 бактерий, то пища становится опасной для жизни, то есть можно отравиться;
при температуре 30 градусов 1 бактерия делится на 2 за 30 минут, при 20 градусах - за 1 час, при 10 градусах - за 10 часов. Каков безопасный период хранения продуктов?..(( (t=30°C, 30мин=½ч, ½ч·10=5ч, t=20°C, 1·10=10ч, t=10°C, 10ч 10·10=100ч=4сут4ч)
18 слайд-экономист «Ежемесячно платится налог 20% от прибыли в 100 рублей или за целый год платится налог ,но за каждый месяц просрочки необходимо платить пеня 0,3 от суммы налога.
Во сколько раз невыгодно платить налоги в конце года , по сравнению с их помесячной выплатой.»(
19слайд 3-й ведущий математик с презентацией о выплате налогов. Вычисляем и делаем вывод.
Имеем 100 руб.
20%= 0,2
100* 0,2= 20 руб. ежемесячный налог
В году 12 месяцев, значит за год заплатим 12* 20= 240 руб.
В случае просрочки за декабрь платим 100* 0,2= 20 руб.
За ноябрь 20+ 0,3* 20= 26 руб.
За октябрь 26+ 0,3* 20= 32 руб.
И т.д.
Т.е образуется арифметическая прогрессия
a1= 20 d= 0,3* 20= 6
Найти S12= 2* 20+ 6( 12-1) *12=636руб
2
это в 2,65 раз больше.
Подведение итогов работы на предприятии.
Отмечаем элемент пред профильной подготовки по специальности экономист.
Мы не раз слышали историю об изобретателе шахмат и знаем, что награда которую он попросил очень велика. Но количество зерен не позволяет оценить этого, поэтому ученик решил произвести расчёты в тоннах. Как вы думаете, какой у него получился результат?
И так сейчас мы всё узнаем.
20 слайд – презентация ученик
Изобретатель шахмат запросил у властелина, восхищенного этой игрой следующую награду:
на 1-ю клетку шахматной доски положить 1 пшеничное зерно
на 2-ю – 2 зерна
на 3-ю – 4, и на каждую следующую в 2 раза больше, чем на предыдущую.
Годовой урожай пшеницы на Земле = 5 *1010 т.
Масса пшеничного зерна = 1/4 г.
За сколько лет на Земле будет собрано необходимое количество пшеницы?
задачи о награде изобретателя шахмат. Ответ ( примерно за 80 лет)
Применение прогрессий различно. Какова, по вашему мнению будет толщина стопки из газеты, если её 50 раз сложить пополам?
Верность ваших предположений проверит ученик с презентацией
Ученик«Фокус с газетой».(Ответ: Если сложить газету 1 раз, то она станет вдвое толще. Если сложить 2 раза, то будет 4 слоя, 3 раза – 8 слоев и т. д. Каждое перегибание пополам увеличивает количество слоев вдвое. Значит после 50 раз получится 250 слоев.100 листов составляют 1 см, значит получится 100 000 000км. Расстояние от земли до солнца 150.000.000 км
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
21 слайд Домашнее задание -придумать задачу ,которая бы решалась с помощью прогрессий.