Открытый урок по алгебре "Арифметическая прогрессия" (обобщение и систематизация знаний
Разделы: Математика
Образовательные цели: создание условий на уроке для
- проверки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся, связанных с решением задач по теме "Арифметическая прогрессия";
- решения задач с использованием межпредметных связей;
- преодоления в сознании учащихся представлений об оторванности данного материала от жизни и практики.
Развивающие цели: способствовать развитию
- исследовательских навыков учащихся, умений анализировать полученные данные и делать выводы;
- умений осуществлять самопроверку и взаимопроверку, работу в группах;
- внимания, зрительной памяти, математически грамотной речи, логического мышления, сознательного восприятия учебного материала.
Воспитательные цели:
- формирование таких качеств личности, как ответственность, организованность, честность, дисциплинированность;
- воспитание культуры общения, культуры диалога.
Задачи учителя на уроке:
- проконтролировать знания основных формул арифметической прогрессии;
- оценить умения решать ключевые задачи по данной теме;
- проверить навыки учащихся по применению своих знаний в ходе решения нестандартных задач;
- развить представления учащихся об использовании арифметической прогрессии в окружающей их жизни;
- продолжить работу над развитием логического мышления, умением анализировать, сопоставлять и обобщать полученные знания.
Мотивация: мотивировать учащихся к осознанному восприятию и значимости материала для подготовки к контрольной работе и итоговой аттестации.
Задачи учащихся на уроке:
- устранить пробелы в знаниях;
- подготовиться к успешному решению контрольной работы;
- применять знания в нестандартной ситуации (решение задач прикладного содержания).
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, индивидуальные конверты учащихся, индивидуальные карточки оценки работы ученика, карточки проверки знания формул, карточки прикладной направленности, основные формулы по теме (цветные плакаты), смайлики, лист с кодом "Числу ставится в соответствие буква", проверочная работа с кодированным ответом (по вариантам).
Все карточки смотреть в ПРИЛОЖЕНИИ.
Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.
Метод обучения: частично - поисковый, установления связи теоретических и практических знаний.
Методы ведения урока:
- преобразовательный (при усвоении учащимися и творческом применении навыков
- и умений в процессе практической деятельности);
- контрольный (при выявлении качества усвоения знаний, умений и навыков
- и их коррекция в процессе выполнения учащимися практических заданий);
- методы стимулирования и мотивации, долга и ответственности;
- методы наблюдения, сравнения, мини - диалога, самостоятельной работы, применения ТСО, наглядности;
- нетрадиционные методы: самоанализа (применение взаимо - самоконтроля), личностного подхода (вселяется уверенность в свои силы).
ХОД УРОКА
I.Организационный этап.
Дежурный по классу на перемене собрал тетради учащихся с домашней работой.
Ознакомление учащихся с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке.
Эпиграф урока: (мультимедийный проектор)
Желаю работать, желаю трудиться,
Желаю успехов сегодня добиться.
Ведь в будущем всё это вам пригодится.
И легче в дальнейшем вам будет учиться (слайд № 1)
II. Проверка знаний учащимися фактического материала и умение раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях.
Учитель задает вопросы для беседы с целью проверки знаний теории учащимися.
1. Дайте определение арифметической прогрессии. Приведите пример.
Ответ ученика: "Арифметической прогрессией называется числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом, разностью арифметической прогрессии - d".
Вывешивает на доску формулу:
Записывает на доске пример арифметической прогрессии.
2. Как проверить, является ли последовательность арифметической прогрессией?
Ответ ученика: "Если разность между последующим и предыдущим членами последовательности есть одно и тоже число, то это арифметическая прогрессия".
Проверьте: является ли последовательность арифметической прогрессией? И проверить верность записи примера ученика. Последовательности записаны цветными мелками на доске.
а) - 2, - 4, - 6, - 8, -10,., [Да].
б) - 13, - 3, 13, 23, :, [Нет]. Ученик объясняет свои выводы.
3. В чем заключается признак (характеристическое свойство) арифметической прогрессии?
Ответ ученика: "Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов".
Вывешивает на доску рекуррентную формулу:
4. Каковы способы задания арифметической прогрессии?
Ответ ученика:
а) рекуррентной формулой
б) формулой n-го члена,
в) формулой вида , где kи b числа, n - номер N.
Все формулы вывешивает ученик на доску.