5. Изучение и закрепление нового материала: метод следов.
6. Самостоятельная работа.
7. Подведение итога урока.
8. Домашнее задание.
Ход урока: I этап – Вводная беседа.
Проверка домашнего задания. (6-7 мин)
Содержание урока
Формы и методы работы
учителя
Виды деятельности
учащихся
1.Мотивация
Вводная беседа (1 мин)
Слушают учителя
2. Проверка домашнего задания
Комментирует мини-выступления учащихся
Слушают выступления товарищей, задают вопросы
II этап – Актуализация знаний (10 мин)
(повторение теоретического материала)
Содержание урока
Формы и методы работы
учителя
Виды деятельности
учащихся
1. Повторение аксиом стереометрии
Работа по готовым слайдам (фронтальный опрос учащихся)
Устные ответы на вопросы учителя
2. Повторение: взаимное расположение в пространстве прямых и плоскостей
3. Обобщение теории
Вывод о способах задания плоскости
Запись вывода в тетрадь
4. Повторение понятия многогранника и сечения многогранника плоскостью
Опрос учащихся
Устные ответы на вопросы учителя
III этап – Применение знаний в стандартной ситуации(6-7 мин)
(работа по готовым чертежам)
Содержание урока
Формы и методы работы
учителя
Виды деятельности
учащихся
Решение типовых задач по готовым чертежам (каждому ученику выдается рабочий листок с условием задачи и чертежом для построения сечения).
Объяснение предстоящей работы.
Совместное решение первой задачи (подробное комментирование шагов решения и записи оформления в рабочий лист).
Изучение условия задачи, работа по готовым чертежам, с последующим разбором решения по слайдам.
IV этап –Свойства параллельных плоскостей (6 мин)
Содержание урока
Формы и методы работы учителя
Виды деятельности учащихся
1. Повторение темы «Параллельность плоскостей».
2. Решение задач
Работа по готовым слайдам (фронтальный опрос учащихся)
Проверка правильности выполнения задания
Устные ответы на вопросы учителя
Построение сечений в рабочем листе.
Ответы у доски.
V этап - Выход на получение новых знаний: «Метод следов»(6 мин)
Содержание урока
Формы и методы работы
учителя
Виды деятельности
учащихся
1. Изучение нового материала
2. Закрепление нового материала
Объяснение нового материала. Показ учебного фрагмента учебного фильма «Как построить сечение куба?»
Работа по готовым чертежам у доски (с последующим комментированием этапов построения сечения по слайду)
Слушают объяснение учителя. Просмотр учебного фильма. Анализ видеофрагм., запись образца решения.
Двое учащихся решают у доски, остальные в рабочем листе
VI этап - Самостоятельная работа (4-5 мин)
Содержание урока
Формы и методы работы
учителя
Виды деятельности
учащихся
Самостоятельная работа обучающего характера
Объяснение предстоящей работы.
Проверка выполнения задания.
Выполнение самостоятельной работы (по готовым чертежам).
Самопроверка по готовым слайдам.
VII этап – подведение итогов урока (4 мин)
Содержание урока
Формы и методы работы
учителя
Виды деятельности
учащихся
1. Подведение итогов
2. Творческое домашнее задание
Беседа по итогам урока с использованием слайдов
Проецируется на экран
Устные ответы на вопросы учителя
Запись в дневники
ХОД УРОКА
Вступительная беседа. Исторические сведения.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Построение сечений многогранников на основе аксиоматики». На уроке мы обобщим и систематизируем пройденный теоретический материал, и применим его к практическим задачам на построение сечений, с выходом на новый более сложный уровень трудности задач.
Главная цель нашего урока в углублении, систематизации, закреплении полученных знаний и развитии их в перспективе.
В качестве домашнего задания вам было предложено написание рефератов или небольших выступлений об истории развития геометрии, о жизни великих математиков, об их знаменитых открытиях и теоремах. Доклады и рефераты получились очень интересные, но на уроке мы заслушаем только три мини-выступления, отвечающие на вопрос, что изучает стереометрия, как возникла и развивалась и где находит своё применение?
1 ученик. Понятие стереометрии, что изучает. (2 мин)
3 ученик. Математическая теория живописи. «Золотое сечение» - формула совершенного человеческого тела по Леонардо да Винчи. (2 – 3 мин)
Встереометрии изучаются красивые математические объекты. Их формы находят своё применение в искусстве, архитектуре, строительстве. « Не случайно говорят, что пирамида Хеопса – немой трактат по геометрии, а греческая архитектура – внешнее выражение геометрии Евклида», - писал архитектор Корбюзье.
Прошли века, но роль геометрии не изменилась. Она по прежнему остается «грамматикой архитектора». Геометрические формы находят своё применение в искусстве, архитектуре, строительстве.
Математическая теория живописи – это теория перспективы, представляющая, по словам Леонардо да Винчи, «тончайшее исследование и изобретение, основанное на изучении математики, которое силой линий заставляло казаться отдаленным то, что близко, и большим то, что невелико». Развернувшееся в эпоху Возрождения строительство инженерных сооружений возродило и расширило применявшиеся в античном мире приёмы проекционных изображений. Архитекторы и скульпторы встали перед необходимостью создания учения о живописной перспективе на геометрической основе. Многочисленные примеры построения перспективных изображений имеются в работах гениального итальянского художника и выдающегося ученого Леонардо да Винчи. Он впервые говорит о сокращении масштаба разных отрезков удаляющихся в глубь картины, кладет начало панорамной перспективе, указывает правила распределения теней, высказывает уверенность в существовании некой математической формулы красоты отношения размеров человеческого тела – формулы «золотого сечения».
Таким образом мы плавно подошли к теме нашего урока, и мостиком в его следующий этап будут слова Леонардо да Винчи :
"Те, кто влюбляются в практику без теории, уподобляются мореплавателю, садящемуся на корабль без руля и компаса и потому никогда не знающему, куда он плывет".
Это высказывание определяет следующий этап нашего урока: повторение теоретического материала.
II. Актуализация знаний (повторение теоретического материала)
2.1. Аксиомы стереометрии (таблицы остаются учащимся для работы).
В ходе беседы выделяются существенные моменты теории:
а) разъяснить содержание аксиом и иллюстрировать на модели;
б) чтение учащимися текста аксиом;
в) выполнение чертежа;
г) запись содержания с помощью символов.
2.2. Следствия из аксиом стереометрии.
2.3. Взаимное расположение в пространстве прямых и плоскостей.
а) двух прямых (прямые параллельны, пересекаются, скрещиваются)
б) прямой и плоскости (прямая лежит в плоскости, пересекает плоскость, параллельна плоскости)
в) двух плоскостей (плоскости пересекаются либо параллельны).
В ходе беседы выделяются существенные моменты теории:
а) Признак параллельности прямой и плоскости: Если прямая, не лежащая в данной плоскости, параллельна какой-нибудь прямой, лежащей в этой плоскости, то она параллельна данной плоскости.
б) Признак параллельности плоскостей: Если две пересекающиеся прямые одной плоскости соответственно параллельны двум пересекающимся прямым другой плоскости, то эти плоскости параллельны.
Учитель: Обобщая все сказанное, приходим к выводу о способах задания плоскости.
2.5. Понятие многогранников. Сечение.
Многогранником называется тело, ограниченное конечным числом плоскостей. Поверхность многогранника состоит из конечного числа многоугольников.
М ногоугольник, полученный при пересечении многогранника и плоскости, называется сечением многогранника указанной плоскостью.
III. Применение знаний в стандартной ситуации.
Используя полученные знания, применим их к построению сечений многогранников на основе аксиоматики.
Примеры и их решение приводят учащиеся (под руководством учителя).
IV. Построение сечений с использованием свойств параллельных плоскостей.
Учитель: Для решения следующей группы задач нам необходимо повторить свойства параллельных плоскостей.
V.Выход на получение новых знаний: «Метод следов».
Просмотр учебного фильма.
Электронное издание «1С: Школа. Математика, 5-11 кл. Практикум»
Применение полученных знаний (решение учащимися двух задач у доски с последующим просмотром правильного решения и записи оформления).
VI - Самостоятельная работа
с последующей взаимопроверкой (по слайду с готовым решением).
VII. Подведение итогов урока
Что нового вы узнали на уроке?
Каким образом строится сечение тетраэдра?
Какие многоугольники могут быть сечением тетраэдра?
Какие многоугольники могут получиться в сечении параллелепипеда?
Что вы можете сказать о методе следов?
Творческое домашнее задание. Составить две задачи на построение сечений многогранников с использованием полученных знаний.
Использованные источники
Прототипом данного урока послужил авторский урок Легкошур Ирины Михайловны, изменения дополнения и презентация к уроку выполнены с её разрешения в 2008 г. Ссылка: http://www.edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_uch/math/legcosh/work.html
Атанасян Л.С. и др. Геометрия 10-11 класс. Учебное пособие.
Электронное издание «1С: Школа. Математика, 5-11 кл. Практикум»
Электронное издание «Решебник по геометрии. Пособие для абитуриентов. Полный курс за 7-11 классы»