Мы с вами начали изучать пространственные фигуры – многогранники.
Тема нашего сегодняшнего урока «Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда». Сечения многогранников плоскостью используют при решении многих стереометрических задач. Поэтому мы рассмотрим различные способы построения простейших сечений . Что же это такое СЕЧЕНИЕ?
С раннего детства мы с вами сталкиваемся с сечениями. Режем хлеб, колбасу, масло, сыр и т.д., точим карандаш ножом. Секущей плоскостью во всех этих случаях является нож. Пилим дрова, бревна… Секущая плоскость – пила. Плоскости сечения ( срезы кусочков) оказываются различными…
Изучая геометрические фигуры, мы также будем проводить сечения.
Но на практике мы рассекаем данный предмет ( батон хлеба, колбасы и т.п.) на две части, которые можем взять и хорошо рассмотреть отдельно друг от друга. Другое дело – сечения геометрических фигур на листе бумаги. Здесь мы будем иметь только изображение пространственной фигуры и ее сечения на плоскости. Иными словами, рассмотреть отдельно две части фигуры нельзя. Вот здесь нам и помогут наши пространственные представления, которые развивались при изучении геометрии, и полученные знания законов геометрии.
Для того, чтобы правильно построить сечение, нам понадобятся некоторые аксиомы и теоремы, которые мы с вами изучили при прохождении параллельности в пространстве.
Сейчас, чтобы проверить , на сколько вы усвоили теоретический материал, мы выполним самостоятельную работу( по карточкам).
2. Повторение теории по теме
«Параллельность прямых, прямой и плоскости, плоскостей»
3. Итак, рассмотрим решение задач на построение сечений геометрической фигуры плоскостью
ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ «Сечения тетраэдра и параллелепипеда»
Цель урока
ВОПРОС : Как могут располагаться друг относительно друга многогранник и плоскость? Какая фигура может получиться в пересечении двух фигур: многогранника и плоскости?
Это могут быть: пустая фигура (а), точка (б), отрезок (в), многоугольник (г). Если пересечение многогранника и плоскости есть многоугольник, то этот многоугольник называется сечением многогранника плоскостью.
Определение секущей плоскости
Секущая плоскость – это любая плоскость, по обе стороны от которой имеются точки данного многогранника.
Секущая плоскость пересекает грани многогранника по отрезкам.
ВОПРОС: на чем основано это утверждение? ( если плоскости имеют общую точку, они пересекаются по прямой, проходящей через эту точку)
Многоугольник, сторонами которого являются данные отрезки, называется сечением.
Рассмотрим некоторые правила для построения сечений .
Если секущая плоскость пересекает противоположные грани параллелепипеда по каким-то отрезкам, то эти отрезки параллельны.
ВОПРОС: почему мы это можем утверждать? Какую теорему используем? ( свойство параллельных плоскостей и свойство противоположных граней параллелепипеда)
Построить точку пересечения секущей плоскости с ребром многогранника, после чего провести отрезки, соединяющие каждые две точки, лежащие в одной грани. ( если секущая плоскость пересекает грань в двух точках, то она пересекает грань по отрезку, проходящему через эти точки )
( ИСПОЛЬЗУЕМ : если 2 точки прямой лежат на плоскости,..)
Какие аксиомы и теоремы мы используем при построении сечений?
( 3 аксиомы стереометрии, свойства параллельных плоскостей, признаки параллельности прямой и плоскости, плоскостей)
В школьном курсе мы рассматриваем задачи на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда. Вспомним, что это за многогранники , как мы их получили?
( Тетраэдр – берем треугольник и точку, не лежащую в плоскости этого треугольника. Соединяем вершины треугольника с данной точкой. Сколько граней у тетраэдра?)
Параллелепипед – берем два одинаковых параллелограмма, лежащие в параллельных плоскостях и соединяем соответственно вершины параллельными отрезками. Сколько граней? Что является гранью параллелепипеда? )
Сечения тетраэдра и параллелепипеда ( что может получиться в сечении ? Сколько граней ...)
4. Рассмотрим 3 задачи на построение сечений.
Задача №1
( Рассмотрим тетраэдр АВСД и проведем в нем сечение , проходящее через три точки М, N и Р , лежащие на боковых ребрах)
Построить тетраэдр в тетради и отметить три точки. С чего начнем строить сечение? Соединим точки, лежащие на одной грани. Для того, чтобы найти, по какой прямой сечение пересечет нижнее основание, найдем вторую общую точку. Продолжим …
Учитель с классом обсуждают план построения…
Учитель показывает на экране этапы построения.
Учащиеся делают построение в тетради . Затем один ученик пишет решение на доске, а остальные – в тетради.
( РNлежит в плоскости РСВ и пересекает СВ в точке Е( Е лежит и в плоскости АВС); плоскости МNР и АВС пересекаются по прямой QE; соединяем РQ и МN и получаем искомое сечение - МNPQ).
Делается вывод. Что получилось в сечении? Сечение пересекло все 4 грани тетраэдра. Поэтому сечение - четырехугольник.
Задача №2
( Строим тетраэдр и сечение через точку М, лежащую на боковой грани АВД и параллельно основанию АВС).
(Сечение параллельно плоскости АВС, а значит оно параллельно прямым АВ, АС и ВС.
На грани АВД через точку М проводим прямую параллельно АВ. Получим две точки Q и Р, дальше строим прямую РR параллельно ВС, соединяем QR и получаем искомое сечение – треугольник).
Учащиеся строят сечение в тетрадях. Записывают решение.
Что получилось в сечении? Сечение пересекло 3 грани. Поэтому сечение - треугольник.
Задача №3
( Дан параллелепипед. Построим сечение параллелепипеда через три точки А, В и С, лежащие на боковых ребрах).
Применяем свойство параллельных плоскостей. Соединяем точки АВ и ВС. Через точку А проводим прямую АЕ параллельно ВС, а через точку С – СД параллельно АВ. Получаем сечение АВСДЕ.
Учащиеся строят сечение в тетрадях. Записывают ход решения.
Что получилось? Какая грань не пересеклась? Поэтому сечение – пятиугольник.
ВОПРОСЫ к классу:
Что значит построить сечение многогранника на плоскости?
( найти, по каким отрезкам пересекает секущая плоскость грани многогранника, построить многоугольник)
Как задается плоскость
( через три точки, не лежащие на одной прямой; через точку параллельно грани)?
По плакату определите, сколько плоскостей можно провести через выделенные элементы? ( т.о. секущую плоскость можно провести через прямую и плоскость, через пересекающиеся прямые, через параллельные прямые)
Что может получиться в сечении? Может ли в сечении многогранника
( тетраэдра, параллелепипеда) получится семиугольник? Наибольшее число сторон многоугольника, полученного в сечении многогранника плоскостью, равно числу граней многогранника.
Когда задача на построения сечения многогранника считается решенной?
( если найдены все отрезки, по которым плоскость пересекает грани многогранника )
Этапы построения ( по плакату):
1) проводим прямые через точки, лежащие в одной плоскости ( в одной грани) ;
2) ищем прямые пересечения плоскости сечения с гранями многогранника, для этого:
а) ищем 2 общие точки пересечения прямой принадлежащей плоскости сечения с прямой, принадлежащей одной из граней (лежащие в одной плоскости);
б) параллельные грани плоскость сечения пересекает по параллельным прямым.
5. УСТНАЯ РАБОТА ( по плакату)
На каком из рисунков изображено верное сечение? Объясните свой выбор.
6. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по построению сечений ( работа с карточками по готовым чертежам Приложения № 1 и № 2).
Задание: Построить сечение многогранника, проходящее через точки Р, N и М.
Сегодня на уроке мы окунулись в мир «построения сечений».
Давайте вспомним : что такое секущая плоскость (1), сечение (2), этапы построения сечений (3), какие многоугольники могут получиться в сечении тетраэдра (4) и параллелепипеда (5)?
8. Выставление оценок за работу в классе.
9. Домашнее задание: П.14, разобрать задачи № 1-3; повторить этапы построения сечений; построить сечения № 72,75 ( из учебника)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Мы с вами начали изучать пространственные фигуры – многогранники.
Тема нашего сегодняшнего урока «Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда». Сечения многогранников плоскостью используют при решении многих стереометрических задач. Поэтому мы рассмотрим различные способы построения простейших сечений . Что же это такое СЕЧЕНИЕ?
С раннего детства мы с вами сталкиваемся с сечениями. Режем хлеб, колбасу, масло, сыр и т.д., точим карандаш ножом. Секущей плоскостью во всех этих случаях является нож. Пилим дрова, бревна… Секущая плоскость – пила. Плоскости сечения ( срезы кусочков) оказываются различными…
Изучая геометрические фигуры, мы также будем проводить сечения.
Но на практике мы рассекаем данный предмет ( батон хлеба, колбасы и т.п.) на две части, которые можем взять и хорошо рассмотреть отдельно друг от друга. Другое дело – сечения геометрических фигур на листе бумаги. Здесь мы будем иметь только изображение пространственной фигуры и ее сечения на плоскости. Иными словами, рассмотреть отдельно две части фигуры нельзя. Вот здесь нам и помогут наши пространственные представления, которые развивались при изучении геометрии, и полученные знания законов геометрии.
Для того, чтобы правильно построить сечение, нам понадобятся некоторые аксиомы и теоремы, которые мы с вами изучили при прохождении параллельности в пространстве.
Сейчас, чтобы проверить , на сколько вы усвоили теоретический материал, мы выполним самостоятельную работу( по карточкам).
Повторение теории по теме
«Параллельность прямых, прямой и плоскости, плоскостей»
Укажите все пары скрещивающихся прямых тетраэдра АВСД.
Прямая пересекает две стороны треугольника. Лежит ли она в плоскости данного треугольника? Поясните.
Верны ли утверждения:
а) через любые три точки проходит единственная плоскость ,
б) любые три точки принадлежат плоскости ,
в) две различные плоскости могут иметь одну общую точку.
Прямая параллельна плоскости. Параллельна ли она любой прямой, лежащей в этой плоскости?
Средняя линия трапеции лежит на плоскости α . Пересекают ли основания трапеции эту плоскость? Ответ поясните.
Две прямые параллельны плоскости. Можно ли утверждать, что эти прямые параллельны между собой? Поясните.
Прямая, не лежащая в плоскости параллелограмма, параллельна одной из её диагоналей. Каково взаимное расположение данной прямой и второй диагонали параллелограмма? Почему?
Закончите фразу, чтобы получилось верное высказывание «если две прямые лежат в одной плоскости, то они …»
Ромб АВСД и трапеция ВСМН ( ВС – основание) не лежат в одной плоскости. Как расположены прямые МН и АД? Поясните.
Прямая а лежит в плоскости α , прямые а и в скрещиваются. Как расположена прямая в относительно плоскости α?
Верны ли утверждения:
а) две плоскости параллельны, если они параллельны одной и той же прямой ;
б) для любых двух скрещивающихся прямых существует плоскость, которой они обе параллельны ;
в) если две пересекающиеся прямые, лежащие в одной плоскости , параллельны другой плоскости, то эти плоскости параллельны .
Параллельные отрезки АВ и СД заключены между параллельными плоскостями α и β . Определите вид четырехугольника АВДС .
Итак, рассмотрим решение задач на построение сечений геометрической фигуры плоскостью
ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ «Сечения тетраэдра и параллелепипеда»
Цель урока
ВОПРОС : Как могут располагаться друг относительно друга многогранник и плоскость? Какая фигура может получиться в пересечении двух фигур: многогранника и плоскости?
Это могут быть: пустая фигура (а), точка (б), отрезок (в), многоугольник (г). Если пересечение многогранника и плоскости есть многоугольник, то этот многоугольник называется сечением многогранника плоскостью.
Определение секущей плоскости
Секущая плоскость – это любая плоскость, по обе стороны от которой имеются точки данного многогранника.
Секущая плоскость пересекает грани многогранника по отрезкам.
ВОПРОС: на чем основано это утверждение? ( если плоскости имеют общую точку, они пересекаются по прямой, проходящей через эту точку)
Многоугольник, сторонами которого являются данные отрезки, называется сечением.
Рассмотрим некоторые правила для построения сечений .
Если секущая плоскость пересекает противоположные грани параллелепипеда по каким-то отрезкам, то эти отрезки параллельны.
ВОПРОС: почему мы это можем утверждать? Какую теорему используем? ( свойство параллельных плоскостей и свойство противоположных граней параллелепипеда)
Построить точку пересечения секущей плоскости с ребром многогранника, после чего провести отрезки, соединяющие каждые две точки, лежащие в одной грани. ( если секущая плоскость пересекает грань в двух точках, то она пересекает грань по отрезку, проходящему через эти точки )
( ИСПОЛЬЗУЕМ : если 2 точки прямой лежат на плоскости,..)
Какие аксиомы и теоремы мы используем при построении сечений?
( 3 аксиомы стереометрии, свойства параллельных плоскостей, признаки параллельности прямой и плоскости, плоскостей)
В школьном курсе мы рассматриваем задачи на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда. Вспомним, что это за многогранники , как мы их получили?
( Тетраэдр – берем треугольник и точку, не лежащую в плоскости этого треугольника. Соединяем вершины треугольника с данной точкой. Сколько граней у тетраэдра?)
Параллелепипед – берем два одинаковых параллелограмма, лежащие в параллельных плоскостях и соединяем соответственно вершины параллельными отрезками. Сколько граней? Что является гранью параллелепипеда? )
Сечения тетраэдра и параллелепипеда ( что может получиться в сечении ? Сколько граней ...)
4. Рассмотрим 3 задачи на построение сечений.
Задача №1
( Рассмотрим тетраэдр АВСД и проведем в нем сечение , проходящее через три точки М, N и Р , лежащие на боковых ребрах)
Построить тетраэдр в тетради и отметить три точки. С чего начнем строить сечение? Соединим точки, лежащие на одной грани. Для того, чтобы найти, по какой прямой сечение пересечет нижнее основание, найдем вторую общую точку. Продолжим …
Учитель с классом обсуждают план построения…
Учитель показывает на экране этапы построения.
Учащиеся делают построение в тетради . Затем один ученик пишет решение на доске, а остальные – в тетради.
( РN лежит в плоскости РСВ и пересекает СВ в точке Е( Е лежит и в плоскости АВС); плоскости МNР и АВС пересекаются по прямой QE; соединяем РQ и МN и получаем искомое сечение - МNPQ).
Делается вывод. Что получилось в сечении? Сечение пересекло все 4 грани тетраэдра. Поэтому сечение - четырехугольник.
Задача №2
( Строим тетраэдр и сечение через точку М, лежащую на боковой грани АВД и параллельно основанию АВС).
(Сечение параллельно плоскости АВС, а значит оно параллельно прямым АВ, АС и ВС.
На грани АВД через точку М проводим прямую параллельно АВ. Получим две точки Q и Р, дальше строим прямую РR параллельно ВС, соединяем QR и получаем искомое сечение – треугольник).
Учащиеся строят сечение в тетрадях. Записывают решение.
Что получилось в сечении? Сечение пересекло 3 грани. Поэтому сечение - треугольник.
Задача №3
( Дан параллелепипед. Построим сечение параллелепипеда через три точки А, В и С, лежащие на боковых ребрах).
Применяем свойство параллельных плоскостей. Соединяем точки АВ и ВС. Через точку А проводим прямую АЕ параллельно ВС, а через точку С – СД параллельно АВ. Получаем сечение АВСДЕ.
Учащиеся строят сечение в тетрадях. Записывают ход решения.
Что получилось? Какая грань не пересеклась? Поэтому сечение – пятиугольник.
ВОПРОСЫ к классу:
Что значит построить сечение многогранника на плоскости?
( найти, по каким отрезкам пересекает секущая плоскость грани многогранника, построить многоугольник)
Как задается плоскость
( через три точки, не лежащие на одной прямой; через точку параллельно грани)?
По плакату определите, сколько плоскостей можно провести через выделенные элементы? ( т.о. секущую плоскость можно провести через прямую и плоскость, через пересекающиеся прямые, через параллельные прямые)
Что может получиться в сечении? Может ли в сечении многогранника
( тетраэдра, параллелепипеда) получится семиугольник? Наибольшее число сторон многоугольника, полученного в сечении многогранника плоскостью, равно числу граней многогранника.
Когда задача на построения сечения многогранника считается решенной?
( если найдены все отрезки, по которым плоскость пересекает грани многогранника )
Этапы построения ( по плакату):
1) проводим прямые через точки, лежащие в одной плоскости ( в одной грани) ;
2) ищем прямые пересечения плоскости сечения с гранями многогранника, для этого:
а) ищем 2 общие точки пересечения прямой принадлежащей плоскости сечения с прямой, принадлежащей одной из граней (лежащие в одной плоскости);
б) параллельные грани плоскость сечения пересекает по параллельным прямым.
5. УСТНАЯ РАБОТА ( по плакату)
На каком из рисунков изображено верное сечение? Объясните свой выбор.
6. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по построению сечений ( работа с карточками по готовым чертежам Приложения № 1 и № 2).
Задание: Построить сечение многогранника, проходящее через точки Р, N и М.
Сегодня на уроке мы окунулись в мир «построения сечений».
Давайте вспомним : что такое секущая плоскость (1), сечение (2), этапы построения сечений (3), какие многоугольники могут получиться в сечении тетраэдра (4) и параллелепипеда (5)?
8. Выставление оценок за работу в классе.
9. Домашнее задание: П.14, разобрать задачи № 1-3; повторить этапы построения сечений; построить сечения № 72,75 ( из учебника)