Урок помогает сформировать представление о порядке действий в выражениях без скобок. уточнить общее правило порядка действий в выражениях без скобок, сформировать способность к практическому использованию данного правила в выражениях; тренирует способность к анализу и решению математических выражений; развивает мыслительные операции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Порядок действий в выражениях без скобок"»
Урок математики (по программе Л.Г.Петерсон)
Тема: «Порядок действий в выражениях без скобок»
Аннотация
Урок помогает сформировать представление о порядке действий в выражениях без скобок, уточнить общее правило порядка действий в выражениях без скобок, сформировать способность к практическому использованию данного правила в выражениях; тренирует способность к анализу и решению математических выражений; формирует представления о рационализации вычислений; развивает мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, формирует регулятивные, коммуникативные УУД.
Содержание работы
Тип урока: освоение новых знаний
Основные цели:
1) формировать умение строить правила на примере правила порядка действий в выражениях без скобок, содержащих все четыре арифметических действия, и формировать умение использовать это правило на практике;
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.
Демонстрационный материал:
1) картинки с изображением детских комнат:
2) задание 1 для этапа 2 (мелом на доске):
(5 ∙ 5) – 7 9 ∙ а = 45
96 – 81 = 15 60 – 36 : 4
8 ∙ 3 + 61 27 : (18 – 9)
3) эталон порядка действий в выражениях со скобками (из урока № 8, часть 2, М-2);
4) задание 2 для этапа 2:
95 – 31 + 3 – 17 =
45 : 5 : 3 ∙ 6 : 2 =
5) эталон порядка действий в выражениях без скобок:
6) образец для самопроверки работы в парах на этапе 6 (мелом на доске):
№ 3 (1 ст.), стр. 25
7) образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7 (мелом на доске):
№ 3 (2 ст.), стр. 25
8) образец для самопроверки задания на этапе 8:
№ 7 стр. 26
Раздаточный материал:
1) карточки с изображением Матрешек:
2) карточки с заданием для пробного действия:
32 – 32 : 4 ∙ 2 + 3 ∙ 5
3) эталоны к уроку 10, части 3, М-2 из пособия «Построй свою математику»;
4) «лестница успеха» для самооценки на этапе 9.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока: порядок действий в выражениях;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Учитель открывает на доске картинки с изображением детских комнат Д-1.
Рассмотрите картинки на доске. Какая детская комната вам нравится больше? Почему? (В убранной, чистой комнате приятно находиться, там легче дышать, потому, что нет пыли и в ней легко найти любую нужную вещь, т.к. всё лежит на своих местах и ничего не надо искать.)
А как выглядит ваша комната? Кто поддерживает чистоту и порядок в ней? (ответы детей)
Учитель раздает учащимся картинки с изображением Матрешек Р-1.
Покажите, как вы умеете наводить порядок. Нужно мысленно расставить на полку матрёшек по росту. Под фигурками поставьте соответствующие номера. (1, 5, 2, 4, 3.)
Математика, как вы знаете, тоже большая любительница порядка. Где в математике вы имели дело с порядком? (В числовой последовательности; порядок действий в выражениях…)
Какой порядок можно выявить в ряду чисел, записанных вами под матрёшками: 1, 5, 2, 4, 3? (Начиная с 1, через одно число, числа увеличиваются на 1; начиная с 5, через одно число, числа уменьшаются на 1.)
Продолжите ряд. (…3, 4, 2, 5, 1.)
Ещё вы говорили о порядке действий в выражениях. Именно этому и будет посвящён сегодняшний урок.
Как же будет построена работа на уроке? (Мы сначала поймем, что мы еще не знаем, а потом постараемся сами «открыть» новое знание.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать понятие выражения, знание порядка действий в выражениях со скобками, порядка действий в выражениях без скобок, содержащих действия одной ступени;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация понятия выражения, порядка действий в выражениях со скобками.
Учитель открывает на доске задание 1 (Д-2):
(5 ∙ 5) – 7 9 ∙ а = 45
96 – 81 = 15 60 – 36 : 4
8 ∙ 3 + 61 27 : (18 – 9)
Какие из данных записей являются выражениями?
Учащиеся отвечают по одному с места. По ходу ответов записи, не являющиеся выражениями, учитель стирает.
На какие группы можно разделить выражения? (На выражения со скобками и без скобок.)
Каков порядок действий в выражениях со скобками? (Сначала выполняются действия в скобках, затем остальные действия по порядку.)
Учитель открывает на доске эталон Д-3.
Найдите значения выражений со скобками. (18, 3.)
На сколько 18 больше 3? (На 15.)
Придумайте выражения со знаком «+» или «∙», значения которых равны 15. (3 ∙ 5, 5 ∙ 3, 7 + 8…)
Учитель может записать эти выражения на доску.
2) Актуализация порядка действий в выражениях без скобок, содержащих действия одной ступени.
Учитель открывает на доске задание 2 (Д-4):
95 – 31 + 3 – 17 =
45 : 5 : 3 ∙ 6 : 2 =
Найдите значение данных выражений.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют вычисления, остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях.
Какие действия были в каждом из этих выражений? (В первом сложение и вычитание, во втором – умножение и деление.)
В каком порядке выполняли действия в этих выражениях? (По порядку.)
Попробуем сделать вывод. В каком порядке выполняются действия в выражениях без скобок, где есть только сложение и вычитание или только умножение и деление? (В выражениях без скобок, в которых есть только сложение и вычитание, действия выполняются по порядку.)
3) Пробное действие.
Что вы повторили? (Мы повторили порядок действий в выражениях со скобками, без скобок в выражениях, где есть действия сложение и вычитание или умножение и деление, потренировались в вычислениях.)
Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)
Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
Учитель раздает учащимся карточки с заданием для пробного действия Р-2:
32 – 32 : 4 ∙ 2 + 3 ∙ 5
Нужно найти значение данного выражения.
Что нового в этом задании? (В выражении есть все четыре действия.)
Выполните это задание.
Учащиеся выполняют пробное действие на карточках Р-2.
Итак, проверьте свои ответы. У кого нет ответа?
Учащиеся поднимают руки.
Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти значение данного выражения.)
У кого есть ответ?
Учитель записывает на доску варианты ответов.
Обоснуйте свои действия.
Учащиеся в замешательстве, так как у них нет соответствующего эталона порядка действий в таких выражениях.
Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать.)
Какой следующий шаг на уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были найти значение выражения без скобок, в которых все арифметические действия.)
Чем это выражение отличается от предыдущих? (В данном выражении есть все четыре арифметических действия.)
В чем затруднение? (Мы расставили по-разному порядок действия.)
Почему же возникло затруднение? (У нас нет эталона порядка действий в выражениях без скобок, содержащих все четыре арифметических действия.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» порядок действия в выражениях без скобок, содержащих все четыре арифметических действия.)
Какая тема сегодняшнего урока? (Порядок действий в выражениях без скобок.)
Учитель записывает тему на доску.
Что вам может помочь при «открытии» правила? (Учебник.)
Почему вы можете обратиться к учебнику? (Учебник содержит все правила, которые вывели математики, …)
Как же вы будете «открывать» правило? (Мы сначала посмотрим правило в учебнике, сделаем вывод.)
Учитель может зафиксировать план на доске:
1. Посмотрим правило в учебнике.
2. Сделаем вывод.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Я предлагаю вам поработать в парах. Кто в паре высказывает свое мнение? (Каждый может высказать свое мнение, другой должен его выслушать.)
В случае необходимости актуализируются другие правила работы в парах.
Выполните план в парах.
В случае возникновения затруднений у учащихся работы в парах, учитель организует подводящий диалог:
Какой первый шаг в плане? (Прочитать правило в учебнике.)
Откройте учебники на странице 25 и прочитайте правило.
Один из учащихся читает правило в слух.
Какой вывод вы можете сделать? (Сначала выполняются по порядку действия умножение или деление, а потом сложение или вычитание.)
В случае организации работы в парах, одна из пар озвучивает свой вывод. Остальные пары корректируют или дополняют сказанное.
Вернемся к вашему выражению. Теперь вы можете расставить порядок действий? (Да.)
Если позволяет время, то можно предложить учащимся выполнить задание из пробного действия с помощью открытого правила в группах или парах. Если есть трудности, то учитель проводит фронтальную работу. Один из учащихся расставляет порядок действий и находит значение выражения:
Какой следующий важный шаг вы должны сделать? (Составить эталон.)
Попробуйте в группах составить свой эталон.
В случае необходимости учитель актуализирует правила работы в группах.
После выполнения групповой работы учитель организует защиту проектов. После того, как группы представят свои эталоны, учитель проводит анализ и оставляет наиболее удобный вариант. В случае затруднений организации групповой работы, учитель проводит беседу:
С каких действий вы начинаете вычисления? (С действия умножения или деления.)
В каком порядке? (Слева направо.)
А затем? (Действия сложения или вычитания.)
В каком порядке? (Также, слева направо.)
Учитель вывешивает на доску эталон Д-5:
Итак, смогли вы справиться с затруднением? (Да.)
Что теперь вы можете? (Находить значения выражений без скобок, но содержащих все четыре арифметических действия.)
Учитель раздает учащимся эталоны Р-3.
Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи порядок действий в выражениях без скобок.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Фронтальная работа.
№ 4 (1 ст.), стр. 25
Найдите № 4 на странице 25.
Учитель заранее выносит задание на доску.
Расставьте порядок действий и найдите значение выражений в первом столбике.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием.
2) Работа в парах.
№ 3 (1 ст.), стр. 25
Найдите № 3 на странице 25.
Расставьте порядок действий в первом столбике, работая в парах.
Учащиеся выполняют задание в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-6.
Проверьте свои результаты.
Кто из вас ошибся?
В чем ошибка?
Исправьте ошибки.
Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение расставлять порядок действий в выражениях без скобок.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№ 3 (2 ст.), стр. 25
Расставьте порядок действий во втором столбике, работая самостоятельно.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу в учебниках. Проверка организуется по образцу Д-7. учитель вывешивает образец рядом с эталоном Д-5.
Кто из вас ошибся?
В каком случае? (ответы детей)
Исправьте ошибку.
Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
Кто не ошибся?
Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний;
2) тренировать умение решать текстовые задачи.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Что нужно хорошо уметь, чтобы правильно находить значения выражений без скобок? (Знать порядок действий, хорошо считать.)
Где вы можете потренировать эти умения? (Дома.)
Сейчас я предлагаю вам потренироваться в решении задач.
№ 7, стр. 26
Найдите № 7 на странице 26.
Выберите из данных задач любые две и решите их.
Учащиеся самостоятельно по выбору решают две задачи. Проверка организуется по образцу Д-8.
Кто из вас ошибся?
В каком случае? (ответы детей)
Исправьте ошибку.
Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
Кто не ошибся?
Сделайте вывод. (Мы умеем решать задачи.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Какую цель вы перед собой ставили? («Открыть» порядок действий в выражениях без скобок, содержащих все четыре арифметических действия.)
Удалось ли достичь цели?
Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.
Кто встретил трудности? В чем? Почему?
О каком ещё порядке вы сегодня упомянули? (О порядке в вещах, в комнате.)
Надеюсь, вы и этому порядку будете уделять большое внимание. Как вы думаете, что проще: каждый раз делать в своей комнате генеральную уборку или поддерживать в ней порядок каждый день? Как это делать? (ответы детей)
Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
Учащиеся оценивают себя с помощью лестницы успеха Р-4. Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.
Далее идет обсуждение домашнего задания.
Домашнее задание:
№ 4 (2 ст.), № 5, стр. 26;
☺ № 11*, стр. 27
Методический материал
Петерсон Л.Г. Математика.Учебник. 2 класс. В 3-х частях (Ч. 1 – 80 с., ч. 2 – 112 с., ч. 3 – 112с.)Изд-во «Ювента».
Электронное приложение к учебникам математики Л.Г. Петерсон. Компьютерная программа-эксперт (CD).
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Построй свою математику:Блок-тетрадь эталоновдля 2 класса.
Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики. 2 класс (192с.) Изд-во «Ювента».
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(240) "Конспект урока математики в 3 классе по теме «Порядок выполнения действий в выражениях без скобок» (УМК «Начальная школа XXI века»). "
["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-3-klassie-po-tiemie-poriadok-vypolnieniia-dieistvii-v-vyrazhieniiakh-biez-skobok-umk-nachal-naia-shkola-xxi-vieka"
["file_id"] => string(6) "235570"
["category_seo"] => string(10) "matematika"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1443755330"
}
}