5 класс Учебник: «Математика 5 класс»(авторы: С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин).
Тема урока: «Понятие степени с натуральным показателем»
Цели:
Образовательная: ввести понятие степени с натуральным показателем
и научить ребят работать с ним на примерах несложных заданий.
Развивающая: учить детей приёмам мыслительной деятельности, опираясь на их субъектный опыт, мотивируя каждый шаг учебной деятельности.
Воспитательная: воспитывать стремление детей к получению неформальных знаний.
Тип урока: формирование новых знаний
Ход урока
1. Оргмомент. Проверка домашнего задания консультантами до урока
– Доброе утро, ребята!
Сегодняшний урок мне хочется начать с таких слов:
Да, путь познания не гладок,
Но знайте вы со школьных лет:
Загадок больше, чем разгадок в математике
И поискам предела нет.
- Какую же загадку нам предстоит сегодня разгадать?
- Но сначала мы с вами вспомним, что нового и интересного вы узнали на предыдущих уроках?
Мы научились складывать, вычитать, умножать рациональными способами.
-Какие законы математики нам в этом помогали?
-Переместительный, сочетательный, распределительный.
2. Актуализация опорных знаний.
Какие законы используются при умножении? сложении?
Вычислить устно
78 + 89 + 22 784 + 79 + 21 765 + 208 + 135 48 + 197
256 + 98 370 – 298 649 – 199 793 - 495
5·7·2 4·6·5 46·25 125·103 ·8
12·25 577∙58+423∙58 768∙95-668∙95
3. Мотивация к деятельности
Заменить выражение более короткой записью 4+4+4+4 ? 5 + 5 + 5 3 + 3 + 3 + 3 + 3 Когда это можно сделать? При сложении одинаковых слагаемых.
Как записать короче 6∙6∙6∙6 ?
Почему не получается? действие умножение а не сложение
не хватает знаний
Запишем тему нашего урока, но она спряталась в загадке и я предлагаю ее отгадать
Первый слог возьми из слова “степь”,
Что всегда прекрасною бывает.
Слог второй мы сможем лицезреть,
Если кто в лесу деревья валит. (Сте – пень)
Совершенно верно, вы отгадали. Итак, тема сегодняшнего урока “Степень числа с натуральным показателем”.
Давайте определим цели урока Познакомиться с новым действием, которое поможет нам в выполнении предложенного задания.
3. Изучение нового материала
Работа с учебником п. 1.11 стр.38 чтение цепочкой. Обсуждение прочитанного.
Записать в тетрадь определение степени
ап = а·а·а·…·а - п раз
а - основание степени (какое число умножают)
п – показатель степени (сколько раз умножают а )
а1 = а
Как вы считаете, какое действие можно заменить степенью с натуральным показателем?
Вернемся к нашему примеру, заменим умножение одинаковых множителей степенью 6·6·6·6 = 64
А сейчас проверим как вы поняли тему « Степень»
4.Закрепление материала
Прочитать степени цепочкой: 23, 42, 54,…
Игра «Найди ошибку»
1. 53 = 5 + 5 + 5; 53 = 5·3; 53 = 3·3·3·3·3; 53 = 5·5·5
2. 22 = 4 33 = 9 43 = 64
23 = 6 42 = 16 52 = 25
32 = 9 52 = 10 43 = 12
Физкультминутка
Решение упражнений из учебника
№ 159 – 162 ( а – д ) 166 (а-г) 168 (а-г) 169
по рядам: 1 ряд №163 2 ряд № 164 3 ряд №165
ряды обмениваются таблицами
Подведение итогов.
Сколько действий с натуральными числами вы теперь знаете?
перечислите их
Какие действия относятся к действиям первой ступени?
Какие действия относятся к действиям второй ступени?
Какие действия относятся к действиям третьей ступени?
Повторить порядок действий
Сформулировать определение степени.
Задание на дом
п.1.11 выучить №159 (е-з), 167, 170,171подготовить сообщение про степень
источники для написания сообщений (библиотека. Интернет, помощь родителей)
Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
-Что запомнили?
-Что вызвало затруднения?
Оцените свою деятельность на уроке, достиг ли он поставленной цели. (Используя сигнальные карточки)
Что помешало, что помогало?
На доске «магический квадрат», расставить числа в порядке возрастания и прочитать предложение
4-о | 14-! | 7-ы | 10-б |
6-ц | 2-о | 5-д | 16-! |
11-я | 8-р | 12-т | 15-! |
3-л | 13-а | 9-е | 1-м |
Поблагодарить за помощь в проведении урока и закончить урок высказыванием М.В. Ломоносова.
М. В. Ломоносов « Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени ,и он увидит, что без них далеко не уедешь»