kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие о дроби. Обыкновенная дробь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок поможет сформировать у пятиклассников понятие о дроби и подготовит учащихся к проведению арифметических действий с дробями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие о дроби. Обыкновенная дробь»

Тема: Понятие дроби. Обыкновенная дробь.

  1. Мосина Валентина Васильевна МБОУ-СОШ №4 г.Клинцы Брянской области

  2. Учитель математики

  3. Математика

  4. 5 класс

  5. Понятие дроби. Обыкновенная дробь. Урок №1

  6. «Математика 5» Никольский С.М., Потапов М.К. и др.

  7. Цель урока: сформировать понятие дроби и подготовить учащихся к изучению сравнения дробей и арифметических действий с ними

  8. Планируемые результаты:

Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач; формировать представления о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

Метапредметные: развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; формировать умение работать в группах;

Предметные: развивать умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); развивать представления о числе.

  1. Тип урока: открытие новых знаний

  2. Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

  3. Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, историко-математический материал, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.

  4. Структура и ход урока






Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Настрой на работу.

Создать условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Дети, вам тепло?

В классе светло?

Прозвенел уже звонок?

Уже закончился урок?

Только начался урок?

Хотите учиться?

Значит можно всем садиться!


Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2.Этап

актуализации и пробного учебного действия.

Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);




- Считать

Разные варианты ответов

-С натуральными


Попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание и зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
















- Дроби











- Об обыкновенной

Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

- Как вы думаете, что люди научились делать раньше: считать или записывать числа?

-С какими числами вы уже умеете работать?

-Какие числа называются натуральными?

-А всегда ли при делении можно было получить ответ в виде натурального числа?

Презентация Слайд 3


- Помните, как было в детском мультфильме: «Мы делили апельсин, много нас, а он один…»

-На сколько долек разделили апельсин?

-Какую дольку получил еж?

-Какую дольку получили котята?

Слайд 4

Слайд 5

- Хорошо, когда на столе есть целое яблоко, и можно его съесть одному. Но иногда приходится делить яблоко на части, т.е. дробить, чтобы поделиться с кем-нибудь. Попробуйте разделить поровну 1 яблоко на четверых.

- Приведите свой жизненный пример деления одного целого предмета на части.

Слайд 6

Прослушайте следующие строки, какое слово, по вашему мнению, имеет отношение к нашему уроку?

«Математика-царица всех наук,

Полюби её, мой друг!

В ней числа, уравнения,

Дроби и неравенства,

Ученье без конца,

Но жизнь без математики,

Увы, была б скучна». Слайд 7


- А что такое дробь ?

Это слово имеет несколько значений.

Вам приходилось слышать это слово не один раз и с разными значениями: охотничья дробь, барабанная дробь, обыкновенная дробь.

-Как вы думаете, о какой дроби сегодня пойдет речь?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические: – формулирование проблемы.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Проанализировали, зафиксировали, какого знания или умения не достает для решения исходной задачи (причина затруднения)

Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает

- Натуральные числа вы умеете записывать. А кто-нибудь сможет записать дроби?

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач

4.Этап постановки темы урока и учебной цели.

В коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);

предложили и согласовали тему урока

-Понятие дроби. Обыкновенная дробь.



- Познакомиться с обыкновенными дробями, узнать, как записывались дроби у разных народов и научиться записывать рациональные числа.

Консультирует, проверяет,согласовывает, уточняет тему урока





- А как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?

Слайд 8



- Какие задачи стоят сегодня перед нами?

Подвести промежуточный итог.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные: планирование учебной деятельности

5.Этап открытия новых знаний

Применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;

зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и записи дробей;

зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
















































Интересно, а в древности люди знали про дроби?

Слайд 20

- В древности к целым и дробным числам относились по-разному: предпочтения были на стороне целых чисел.

«Если ты захочешь делить единицу, математики высмеют тебя и не позволят

это делать», - писал основатель афинской

Академии Платон.

Но не все древнегреческие математики соглашались с Платоном. С дробями свободно обращались Архимед и Герон Александрийский.

Даже Пифагор, который трепетно относился к натуральным числам, создавая теорию музыкальной шкалы, связал основные музыкальные интервалы с дробями.

Слайд 9

А как половину записать цифрами?

Возьмите полоску бумаги. Разделите её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведите черту.

На сколько равных частей разделили полоску?

Запишем число 2 под чертой вот так: Черту называют дробной,

а число, записанное под чертой – знаменателем. Закрасьте одну часть красным цветом .

Сколько частей закрасили красным цветом?

Запишем число 1 над дробной чертой вот так: .

Число, записанное над чертой, называют числителем.

ВЫВОД: красным цветом закрашена (одна вторая) часть полоски

( на практике обозначает половину некоторой величины)

Слайд 10,11,12

Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой – числитель, знайте,

Под чертою – знаменатель.

Дробь такую, непременно,

Надо звать обыкновенной.

- Назовите числитель и знаменатель

каждой дроби .


Физминутка.

Слайд 13

Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота.
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Раз – поднялись, потянулись,
Два – нагнулись, разогнулись,
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка.


Подвести промежуточный итог

Слайд 14,15,16


Коммуникативные: развитие умения работать в группе

Познавательные: построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Решили (фронтально) несколько типовых заданий на новый способ действия;

при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование


Работа в группах.

Организовывает решение типовых заданий (фронтально)



Задача на слайде

Слайд 17

Слайд 18

Поменяйтесь друг с другом тетрадями и проверьте результаты


Слайд 19

Слайд 20


  • Сколько граммов в половине килограмма?

  • Сколько часов в одной трети суток?

  • Сколько килограммов в четверти тонны?

  • Сколько метров в одной восьмой километра?

  • Сколько минут в четверти часа?


  • Какую часть часа составляет 1 минута?

  • Какую часть см составляет 1 мм?

  • Какую часть градуса составляет 1 минута?

  • Какую часть га составляет 1 а?

  • Какую часть 1 м3 составляет 1 дм3?

Устная работа № 733, №734, № 737

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

7.Этап групповой работы.

Работа в группах. Готовый результат работы представить классу (анализировать, систематизировать)

Творческие задания № 270, № 272,

273, №274 (у доски, в рабочих тетрадях)

Коммуникативные: управление поведением партнёра, разрешение конфликтов, умение полно и точно выражать свои мысли

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, классификация и построение логической цепи рассуждений

Регулятивные: уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

Предметные: развитие представлений о числе

8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия

Выполнять самопроверку

Выявить причины ошибок и их исправление


Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовывает самопроверку учащимися своих решений ; создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления

  1. Торт разрезан на 9 кусков. Оля съела 2 из них. Какую часть торта съела Оля? (2/9).

  2. В вазе лежат 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов?  (5/13).

  3. Золушке высыпали 100 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины? (99/199).

  4. У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют попугаи от всех домашних любимцев бабушки ? (5/10).


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: контроль, оценка, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Предметные: развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до рациональных, умение применять изученный материал

9. Рефлексия учебной деятельности, подведение итогов урока

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты

Выбирают утверждение, соответствующее настроению на уроке

Намечают перспективу последующей работы



Запись домашнего задания

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

Слайд 24

намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)

Слайд 25

Комментирует домашнее задание:

п.4.1., № 718, 726 и вкусное домашнее задание по выбору.

Рефлексия

Дорогие ребята, давайте подведем итог нашего сегодняшнего урока.

ВЫ ПОЛУЧИЛИ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ,ВОЗНИКШИЕ В НАЧАЛЕ УРОКА

Ребята, на доске у нас выросло дерево, а у вас у каждого на столе есть плод и два листочка (жёлтый и зеленый). Выберите сейчас что-то одно и прикрепите на дерево в зависимости от того, понравился вам наш сегодняшний урок или нет:

- Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;

- Зелёный листок – не совсем удовлетворён уроком;

- Жёлтый листок – урок не понравился, скучно.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: умение структурировать знания

Личностные: смыслообразование.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Понятие о дроби. Обыкновенная дробь

Автор: Мосина Валентина Васильевна

Дата: 07.02.2020

Номер свидетельства: 538728

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока " Доли. Обыкновенные дроби". "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-doli-obyknoviennyie-drobi"
    ["file_id"] => string(6) "109400"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404476135"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Понятие обыкновенной дроби "
    ["seo_title"] => string(29) "poniatiie-obyknoviennoi-drobi"
    ["file_id"] => string(6) "136507"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417112076"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ по теме "Обыкновенные дроби""
    ["seo_title"] => string(65) "didakticheskii_proekt_uroka_matematiki_po_teme_obyknovennye_drobi"
    ["file_id"] => string(6) "599309"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1643650293"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-matiematiki-slozhieniie-i-vychitaniie-drobiei-s-odinakovymi-znamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "148395"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419688943"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока по математики для 5 класс тема "Задачи на обыкновенные дроби" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-matiematiki-dlia-5-klass-tiema-zadachi-na-obyknoviennyie-drobi"
    ["file_id"] => string(6) "148404"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419691659"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства