Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Настрой на работу. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Дети, вам тепло? В классе светло? Прозвенел уже звонок? Уже закончился урок? Только начался урок? Хотите учиться? Значит можно всем садиться! | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия. | Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); - Считать Разные варианты ответов -С натуральными Попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание и зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании. - Дроби - Об обыкновенной | Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. - Как вы думаете, что люди научились делать раньше: считать или записывать числа? -С какими числами вы уже умеете работать? -Какие числа называются натуральными? -А всегда ли при делении можно было получить ответ в виде натурального числа? Презентация Слайд 3 - Помните, как было в детском мультфильме: «Мы делили апельсин, много нас, а он один…» -На сколько долек разделили апельсин? -Какую дольку получил еж? -Какую дольку получили котята? Слайд 4 Слайд 5 - Хорошо, когда на столе есть целое яблоко, и можно его съесть одному. Но иногда приходится делить яблоко на части, т.е. дробить, чтобы поделиться с кем-нибудь. Попробуйте разделить поровну 1 яблоко на четверых. - Приведите свой жизненный пример деления одного целого предмета на части. Слайд 6 Прослушайте следующие строки, какое слово, по вашему мнению, имеет отношение к нашему уроку? «Математика-царица всех наук, Полюби её, мой друг! В ней числа, уравнения, Дроби и неравенства, Ученье без конца, Но жизнь без математики, Увы, была б скучна». Слайд 7 - А что такое дробь ? Это слово имеет несколько значений. Вам приходилось слышать это слово не один раз и с разными значениями: охотничья дробь, барабанная дробь, обыкновенная дробь. -Как вы думаете, о какой дроби сегодня пойдет речь? | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические: – формулирование проблемы. |
3.Этап выявления места и причины затруднения. | Проанализировали, зафиксировали, какого знания или умения не достает для решения исходной задачи (причина затруднения) | Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает - Натуральные числа вы умеете записывать. А кто-нибудь сможет записать дроби? | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач |
4.Этап постановки темы урока и учебной цели. | В коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться); предложили и согласовали тему урока -Понятие дроби. Обыкновенная дробь. - Познакомиться с обыкновенными дробями, узнать, как записывались дроби у разных народов и научиться записывать рациональные числа. | Консультирует, проверяет,согласовывает, уточняет тему урока - А как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока? Слайд 8 - Какие задачи стоят сегодня перед нами? Подвести промежуточный итог. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: планирование учебной деятельности |
5.Этап открытия новых знаний | Применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение; зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и записи дробей; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. | Интересно, а в древности люди знали про дроби? Слайд 20 - В древности к целым и дробным числам относились по-разному: предпочтения были на стороне целых чисел. «Если ты захочешь делить единицу, математики высмеют тебя и не позволят это делать», - писал основатель афинской Академии Платон. Но не все древнегреческие математики соглашались с Платоном. С дробями свободно обращались Архимед и Герон Александрийский. Даже Пифагор, который трепетно относился к натуральным числам, создавая теорию музыкальной шкалы, связал основные музыкальные интервалы с дробями. Слайд 9 – А как половину записать цифрами? Возьмите полоску бумаги. Разделите её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведите черту. – На сколько равных частей разделили полоску? Запишем число 2 под чертой вот так: Черту называют дробной, а число, записанное под чертой – знаменателем. Закрасьте одну часть красным цветом . – Сколько частей закрасили красным цветом? Запишем число 1 над дробной чертой вот так: . Число, записанное над чертой, называют числителем. ВЫВОД: красным цветом закрашена (одна вторая) часть полоски ( на практике обозначает половину некоторой величины) Слайд 10,11,12 Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель, знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной. - Назовите числитель и знаменатель каждой дроби . Физминутка. Слайд 13 Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Раз – поднялись, потянулись, Два – нагнулись, разогнулись, Три – в ладоши три хлопка Головою три кивка. Подвести промежуточный итог Слайд 14,15,16 | Коммуникативные: развитие умения работать в группе Познавательные: построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Решили (фронтально) несколько типовых заданий на новый способ действия; при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование Работа в группах. | Организовывает решение типовых заданий (фронтально) Задача на слайде Слайд 17 Слайд 18 Поменяйтесь друг с другом тетрадями и проверьте результаты Слайд 19 Слайд 20 Сколько граммов в половине килограмма? Сколько часов в одной трети суток? Сколько килограммов в четверти тонны? Сколько метров в одной восьмой километра? Сколько минут в четверти часа? Какую часть часа составляет 1 минута? Какую часть см составляет 1 мм? Какую часть градуса составляет 1 минута? Какую часть га составляет 1 а? Какую часть 1 м3 составляет 1 дм3? Устная работа № 733, №734, № 737 | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач |
7.Этап групповой работы. | Работа в группах. Готовый результат работы представить классу (анализировать, систематизировать) | Творческие задания № 270, № 272, № 273, №274 (у доски, в рабочих тетрадях) | Коммуникативные: управление поведением партнёра, разрешение конфликтов, умение полно и точно выражать свои мысли Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, классификация и построение логической цепи рассуждений Регулятивные: уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера Предметные: развитие представлений о числе |
8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой | Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия Выполнять самопроверку Выявить причины ошибок и их исправление | Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовывает самопроверку учащимися своих решений ; создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления Торт разрезан на 9 кусков. Оля съела 2 из них. Какую часть торта съела Оля? (2/9). В вазе лежат 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов? (5/13). Золушке высыпали 100 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины? (99/199). У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют попугаи от всех домашних любимцев бабушки ? (5/10). | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: контроль, оценка, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Предметные: развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до рациональных, умение применять изученный материал |
9. Рефлексия учебной деятельности, подведение итогов урока | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты Выбирают утверждение, соответствующее настроению на уроке Намечают перспективу последующей работы Запись домашнего задания | Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; Слайд 24 намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности) Слайд 25 Комментирует домашнее задание: п.4.1., № 718, 726 и вкусное домашнее задание по выбору. Рефлексия Дорогие ребята, давайте подведем итог нашего сегодняшнего урока. ВЫ ПОЛУЧИЛИ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ,ВОЗНИКШИЕ В НАЧАЛЕ УРОКА Ребята, на доске у нас выросло дерево, а у вас у каждого на столе есть плод и два листочка (жёлтый и зеленый). Выберите сейчас что-то одно и прикрепите на дерево в зависимости от того, понравился вам наш сегодняшний урок или нет: - Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно; - Зелёный листок – не совсем удовлетворён уроком; - Жёлтый листок – урок не понравился, скучно. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение структурировать знания Личностные: смыслообразование. |