Просмотр содержимого документа
«"Полетим к другим планетам"»
Интегрированный урок математики
в 4 - Б классе
«Полетим к другим планетам»
Тема урока. Письменные приемы умножения на двузначное число.
Интеграция предметов: математика, окружающий мир.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Цель урока: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся выполнять письменное умножение двузначных чисел на двузначное число; определять разрядный состав многозначных чисел; решать задачи на движение; расширят знания о планетах солнечной системы.
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: формирование умения проявлять интерес, переходящий в потребность в расширении знаний, осознания смысла своих учебных действий.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: интерактивная доска, карта звездного неба, карточки для групповой работы, разрезной геометрический материал для макетов ракет, оценочные листы.
Ход урока
1.Этап мотивации.
Друзья мои! Сегодня мы откроем тайны.
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет математических чудес необычайных
Узнаем мы всего за полчаса.
Орешек знаний тверд, но все же
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова : «Хотим все знать!»
- Сегодня у нас урок-экспедиция. Чтобы узнать куда, вы должны проследить за стрелкой и прочитать слово.
Слайд 1.
К С
О О
М (Космос. )
- Откройте бортовые журналы , и запишите дату полета. (Работа в тетради).
- В наши дни летательные аппараты уже способны покинуть Землю и отправиться в космос.
- А что вы знаете об этом удивительном мире и о шагах человека в исследованиях космос
2. Этап актуализации имеющихся знаний и пробного учебного действия.
А.22 июля 1951г. человек сделал важный шаг в освоении космоса. В этот день впервые 2 собачки - Дезик и Цыган поднялись на ракете на высоту 100км, а затем спустились на Землю на парашютах. Посчитайте, сколько лет прошло с этого события?(67 лет)
Б. Первый искусственный спутник Земли проработал на орбите 94 дня. Это на 69 дней меньше времени работы второго спутника. Сколько дней проработал 2 спутник? (163 дня).
В. Самолет гражданской авиации может лететь на высоте 6 км. Это в 50 раз меньше той высоты, на которой летел первый космический корабль с Юрием Гагариным на борту. Найдите высоту полета космического корабля. (300 км).
Г. Сколько времени длился полет вокруг Земли, совершённый Гагариным, если он начался в 9 ч 7 минут, а закончился в 10 ч 55 минут? (108мин)
Д. Чтобы стать спутником Земли, ракета должна лететь со скоростью 8 км/с, а чтобы улететь в другие миры, ее скорость должна увеличиться в 2 раза. Какой скорости нужно достичь, чтобы увидеть соседние галактики? (16 км/с.)
Запись в тетрадях:
67, 163, 300, 108, 16
- На какие 2 группы можно разделить записанные числа?
- Назовите число, сумма цифр в котором наименьшая. Наибольшая.
Слайд 2 . Открывается карта звездного неба.
- Итак, мы совершим путешествие к другим планетам, но для этого нам нужно построить летательный аппарат.
3. Работа в группах. Практическая работа.
Объединитесь в группы. Это ваши конструкторские бюро. Из геометрических фигур постройте ракеты (На партах у учащихся разрезной материал из самоклеющейся бумаги: 3 треугольника, 1 – равнобедренный и 2 прямоугольных; 1 прямоугольник; 2 круга.) Ребята моделируют на картонных листах макеты ракет.
- Из каких фигур построены ракеты?
- Сколько треугольников? Четырехугольников?
- Какого вида треугольники использовали? Какие треугольники называются равнобедренными, равносторонними?
- Наши ракеты готовы и можем отправляться в полет.
Учитель: Раз! Два!
Дети: Скорость света!
Учитель: Три! Четыре!
Дети. Мы летим!
На соседние планеты поскорей попасть хотим.
4.Этап локализации затруднений. Подготовка к восприятию новой темы.
- Какая геометрическая фигура является основанием нашей ракеты?
Решить задачу. Слайд 3.
Длина прямоугольника 36 м , ширина составляет 2/6 длины. Чему равна площадь прямоугольника?
b= 36:6 *2 = 12м
S= 36*12 = 432 м2
- Какой закон умножения применили при вычислении? (Распределительный закон умножения относительно сложения)
- А каким еще способом можно найти значение этого выражения ? (Записать числа столбиком).
5. Сообщение темы и цели урока.
6. Упражнения в счете. Групповая работа.
Ракеты то мы построили, а вот как они будут называться вы должны угадать, найдя значения выражений. Каждый член группы берет задание, выполняет его, а затем все результаты располагают в порядке возрастания их значений и узнают слово.
1 группа. 2 группа.
27*6 = е 34*8= п
38*4= в 91*4= е
45*7= н 49*5= ю
63*8= а 55*6= т
96*5= р 47*7= и
62*7= е 42*9= р
ВенераЮпитер
3 группа. 4 группа.
59*8= р 62*9= н
38*5= с 38*8= е
23*9= а 53*7= п
63*7= у 85*6= у
98*6= н 93*4= т
87*4= т 74*3= н
Сатурн Нептун
- Молодцы, ребята!
7. Работа по теме.
- Первая планета от солнца – это Меркурий. Вот её мы посетим вначале.
( Заранее подготовленный ученик, делает сообщение о планете).
Ученик. Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Она удалена от Солнца на 58 млн.км. Меркурию не хватает «солидности». Он самый быстрый из планет. Из-за близости к Солнцу на освещенной стороне планеты царит зной: температура поднимается до 4000 С, а в противоположной точке опускается до – 2000С.
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета!
Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повернута к Солнцу одной стороной,
С другой страшный холод и вечный покой.
В честь бога торговли имеет названье.
Да нет атмосферы – вот наказанье!
Поверхность избили метеориты.
И жизни там нет - все было убито.
Учитель.
А. Меркурий совершает одно вращение вокруг оси за 59 земных суток. Сколько часов длятся сутки на Меркурии? (Работа у доски с комментированием).
59*24= 1416 (ч) (Выражение записывается в столбик).
Б .Год на Меркурии длится 88 земных суток потому, что он быстро вращается. За быстроходность, за проворность древние римляне назвали его небесным гонцом. Сколько земных часов длится год на Меркурии?
88*24= 2112 (ч)
- Что же, друзья, в жизни много дорог. Летим на Венеру, хоть путь наш далек.
(Сообщение о Венере).
Ученик. Венера ярче всех звезд на небе назвали именем римской богини любви и красоты. Если смотреть в телескоп, она кажется совсем белой. Однако это не сама планета, а облака, которые ее окружают сплошным кольцом. В воздухе там содержится ядовитый газ – значит, дышать там нельзя.
Учитель.
А.- Год на Венере длится 225 земных суток. Сколько это часов?
225*24= 5400 (ч)
Б. Один оборот вокруг оси она совершает за 243 земных дня. Сколько земных часов длятся сутки на Венере?
243*24= 5832 (ч)
8 . Физминутка.
По планетам полетали,
Очень сильно мы устали.
Мы Венеру увидали-
Дружно на носочки встали.
Долетели до Земли-
Мы присели:1,2,3.
Впереди планета Марс
Нужно прыгнуть 1 раз.
- Мы прилетели на Марс.
Ученик.
Марс - вдвое меньше Земли. Красной планетой назван из-за цвета пустынь. Похож на таинственный красный глаз. Свое название получил в честь древнеримского бога войны. Условия суровые. Очень тонкий слой атмосферы состоит целиком из углекислого газа. Поверхность покрыта пылью, кратерами и разрезами. На Марсе самые высокие горы. Бывают морозы до 900С. Без специального скафандра на Марсе не прожить ни минуты. Имеет 2 спутника : Фобос и Деймос.
Учитель.
- Решив уравнения, вы узнаете, что обозначают эти названия.
65 - Беда и Разруха.
29 – Страх и Ужас.
37 – Бездна и Пропасть.
3072 + с * 8 = 3304
С = 29
- Спутники эти родные его- камни большие и только всего.
Учитель .
- Юпитер – следующая планета, которую мы посетим.
Ученик
Юпитер – самая большая планета. Она носит имя главного бога римлян. Состоит почти из одних газов и сидит внутри огромного облачного шара, как косточка внутри вишни. На Юпитере имеется красное пятно, которое постоянно меняет место и форму. Один оборот вокруг Солнца делает за 12 земных лет. Планета жидкая, в ней можно утонуть. В 120 раз больше Земли.
9. Этап первичного закрепления. Решение задачи у доски.
С Юпитера одновременно в противоположных направлениях отравились 2 звездолета. Один на Марс, другой на Сатурн. Скорость первого – 8 км/с, а скорость второго в 2 раза больше. Какое расстояние будет между ними через 45 секунд?
10. Самостоятельная работа.
Учитель. Прямо по курсу у нас планета Сатурн.
Ученик. Сатурн вторая по величине планета. Названа в честь римского бога земледелия и урожая. Представляет собой шар с твердым ядром в глубине. Окружен кольцом мелких осколков льда и камней. Год на Сатурне равен 30 земным годам. Здесь нет атмосферы и вечная зима. Находится в ожерелье жемчужных колец, состоящих из миллиардов обломков льда.
Учитель.
- Найдите закономерность и продолжите ряд:
А) 1966, 1981, 1996, …..
(Каждое последующее число увеличивается на 15).
Учитель . каждые 15 лет кольцо исчезает, и Сатурн кажется самой обычной планетой. Потом кольцо снова появляется в виде тоненькой ниточки, затем увеличивается и через 7-8 лет принимает наибольший размер.
Б) Разноуровневые задания.
1 уровень. Сравнить.
2/3 числа 36 …. 7/8 числа 48
4/9 числа 81…. ½ числа 36
3/7 числа 140 …2/5 числа 200
2 уровень. Вставить подходящее число.
250 *4 = ……*8
600 : 5 = 6 * ….
870:6= …. : 3
Учитель
- Стоит ли дальше искать планету, на которой человек сможет выжить?
- Дальше мы не полетим, но узнать о планетах нужно.
11. Просмотр видеоролика об Уране, Нептуне, Плутоне.
12. Итог урока.
- Познавательным ли было наше путешествие?
- Сколько планет в Солнечной системе?
- А сколько планет пригодны для жизни?
13. Беседа о Земле.
Будем беречь нашу планету, другой такой нет.
14. Рефлексия.
- В оценочных листах проставьте себе отметки за каждый этап урока, затем сложите все отметки и сумму разделите на количество этапов урока. Таким образом вы оценили себя за работу на уроке.
Да, путь познания не гладок!
Но знайте вы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок,
И поиску предела нет.
Ищите! Дерзайте! Узнавайте! Открывайте!
- А закончить урок я хочу словами Ю. А. Гагарина: « Хорошо учитесь. Путь к знаниям начинается с таблицы умножения и с первого диктанта. Часто говорят, что космический полет- это подвиг. А к подвигу готовятся. И на утренней зарядке, и за партой в школе, и в походе».