kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Показательные уравнения. Конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип учебного занятия:  изучение нового материала

Вид занятия: открытие новых знаний.

Цель занятия: развитие деятельностных компетенций обучающихся через овладение основных методов решения простейших показательных уравнений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Показательные уравнения. Конспект урока»

План занятия № 13 по дисциплине

ОУД 0.4 Математика: алгебра и начала анализа: геометрия»

Тема занятия: Показательные уравнения

___________________________________________________


Тип учебного занятия: изучение нового материала

Вид занятия: открытие новых знаний.

Цель занятия: развитие деятельностных компетенций обучающихся через овладение основных методов решения простейших показательных уравнений.


Задачи:

а) обучающая:

познакомить обучающихся с определением показательного уравнения и основными методами и приемами решения показательных уравнений.

б) развивающая:

создать условия для развития: познавательного интереса к дисциплине через содержание учебного материала; навыков устной и письменной речи; развитие памяти; логического мышления, самостоятельной деятельности обучающихся.

в) воспитательная:

обеспечение условий: по формированию сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся, для совершенствования навыков общения и взаимопомощи; воспитывать аккуратность ведения записей, умение объективно оценивать результаты своей работы, воспитывать такие качества характера как настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.

взаимопомощи,

Методическая цель: использование на учебном занятии игровых технологий, технологии ИКТ, здоровье сберегающих технологий, групповых технологий, технологий сотрудничества, технологий метокогнетивных заданий.


Методическое оснащение урока:

Источники информации: обучающие карточки, презентация, учебник А. Н. Колмогоров «Алгебра и начала анализа»

Оборудование: компьютер, проектор, мел, доска.

Дидактическое сопровождение: тестовые задания


План учебного занятия

1. Организационный момент:

взаимные приветствия преподавателя и студентов; фиксация отсутствующих в учебном журнале; проверка внешнего состояния кабинета; проверка подготовленности студентов к занятию, эмоциональный настрой студентов на работу.

2. Проверка знаний обучающихся.

Дидактическая задача – воспроизведение опорных знаний предыдущего урока.

Метод и форма проведения:_фронтальный опрос в игровой форме «Заморочки из бочки», математический диктант, взаимопроверка

По завершении опроса выставление обучающимся оценок, краткое рецензирование их ответов.

3. Актуализация знаний учащихся.

Дидактическая задача – воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания.

Метод и форма проведения: метод устных упражнений, фронтальный опрос.


4. Сообщение темы, постановка целей и задач занятия совместно с обучающимися. Мотивация.

Дидактическая задача-возбуждение интереса к материалу, пробуждение творческой мысли, осознанное принятие учащимися цели познавательной деятельности.

5. Изучение нового материала

Дидактическая задача - изучение оптимального  объема  материала, формирование  умения  пользоваться  приобретенными  знаниями на практике

Метод и форма проведения:_ самостоятельная  работа студентов с раздаточным материалом  (самостоятельное изучение нового материала), словесное изложение, изложение с максимальной  наглядностью. 

6. Первичная проверка и закрепление изученного материала:

Дидактическая задача - установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Метод устных упражнений, письменные задания (практическая отработка решения уравнений), тестовые задания.

7. Подведение итогов занятия

анализ и оценка успешности достижения цели, результативность занятия

8. Рефлексия

Вопросы к студентам:

Кому всё понятно?

Что не очень понятно?

Кому ничего не понятно?

9.Задание на дом, инструктаж по его выполнению

Составить 3 показательных (решаемые любым методом) и решить их.




10.Литература необходимая для подготовки к занятию.

Справочный материал, конспект урока, учебник М. И . Башмаков «Алгебра» для СПО



Подпись преподавателя:________________________________






































Ход занятия:


1.Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас с вами урок изучения нового материала


2. Сообщение темы, постановка целей и задач занятия совместно с обучающимися. Мотивация.

Тема урока: «Показательные уравнения». (учащиеся записывают в тетради число и тему урока)

Слайд № 1


А как вы думаете какая цель урока?


Слайд № 2

Для чего надо знать решение показательных уравнений и где оно применяется?


Оказывается, решение показательных уравнений применяется в ядерной физике, которая непосредственно связана с жизнью.

(Пример задачи на определение массы радиоактивного вещества при радиоактивном распаде)


Слайд № 3


Задача. В ходе радиоактивного распада масса изотопа изменяется по формуле , где m0 начальная масса изотопа, t время, прошедшее с момента распада, Т период полураспада. Через сколько времени останется 5 грамм изотопа, если первоначально его было 40 грамм, а период полураспада 10.


Девизом урока будут слова: хочу, могу, умею, делаю.


Слайд № 4


(в презентации в столбик записаны слова: хочу, могу, умею, делаю) учитель, показывая на каждое из этих слов, даёт расшифровку.

ХОЧУ: я хочу пожелать вам, ребята, увеличить объём своих знаний в 1,5 раза; хочу пожелать вам «Ни пуха, ни пера!».

МОГУ: сообщаю, что на уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться.

m0

УМЕЮ: мы умеем применять с вами разные методы для решения показательных уравнений.

ДЕЛАЮ: делаем каждый себе установку «Понять и быть тем первым, который увидит ход решения».


2. Проверка знаний обучающихся.

Прежде чем приступить к изучению нового материала давайте проверим вашу готовность к уроку, ответив на вопросы по пройденному материалу

а) фронтальный опрос в игровой форме (заморочки из бочки)

1.Какая функция называется показательной?

2.Приведите примеры показательной функции.

3.Назовите область определения функции.

4.Назовите область значений показательной функции.

5. Какая показательная функция является возрастающей, а какая убывающей?




А сейчас проверим все ли усвоили ранее изученный материал и насколько глубоко? При этом думать придется много, писать мало. При ответе на любой вопрос будете ставить “да” или “нет”. В математическом диктанте два варианта по 5 вопросов


Слайд№ 5


б) Математический диктант.

Критерии выставления оценок: 1-2 вопроса -«2», 3 вопроса -«3»,

4 вопроса- «4», 5 вопросов- «5»


1.а) является ли показательной функция у = 5x + 2

б) является ли показательной функция у = х2 + 2?

2. а) верно ли, что областью определения показательной функции является R?

б) верно ли, что график показательной функции проходит через точку с координатой(0;1)?

3. а) является ли убывающей функция y =2x.

б) является ли возрастающей функция y = (0,3)x.

4. а) верно ли, что показательная функция f(x) = аx принимает наибольшее значение в некоторой точке x0?

б) верно ли, что показательная функция f(x) = аx принимает значение в некоторой точке значение равное нулю?

5. а) представить в виде степени:

б) представить в виде степени:

Подведение итогов контроля.

Взаимопроверка.


Слайд № 6


По завершении опроса выставление обучающимся оценок, краткое рецензирование их ответов .


3. Актуализация знаний обучающихся.


Какую цель мы сформулировали в начале нашего занятия?


Выявить общий вид показательного уравнения, выяснить способы его решения и научиться решать простейшие показательные уравнения.


Чтобы научиться хорошо решать показательные уравнения нужно уметь узнавать числа и представлять их в виде степени числа.


Слайд № 7


Устная работа

представьте числа в виде степени :


1/2; 8; 16; 27; 1/32; 64; 81; 100; 125; 128; 216; 243.


При решении показательных уравнений нам понадобятся правила действий со степенями. Вспомним их при выполнении следующих упражнений


Слайд № 8


Вычислите:










Какие свойства степеней применяли?


Слайд № 9



Изучение нового материала

Изучение нового материала я хочу начать притчей “Однажды молодой человек пришел к мудрецу. Каждый день по пять раз я произношу фразу: “Я принимаю радость в мою жизнь” Но радости в моей жизни нет. Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил “Назови, что ты выбираешь из них”. “Ложку”, – ответил юноша. Произнеси это 5 раз.”. “Я выбираю ложку”, послушно произнес юноша 5 раз.. “Вот видишь, – сказал мудрец, повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. ”Что же надо? - спросил ученик. «Надо протянуть руку и взять ложку» - был ответ мудреца. Вот и вам сегодня надо взять знания и применить их на практике.


Мы повторили свойства степеней и показательной функции для лучшего усвоения и понимания новой темы “Показательные уравнения”, а как вы думаете какое уравнение называется показательным?


Слайд № 10


Определение: показательным уравнением называют уравнение, содержащее переменную в показателе степени.

Простейшее показательное уравнение имеет вид ах = в, где 0, а 1.


А теперь по очереди приведите примеры показательных уравнений.


Слайд № 11


Как вы думаете, сколько корней может иметь показательное уравнение?


Слайд № 12


1) при в 0 уравнение имеет единственный корень, т.к. прямая у = в, при в 0 имеет с графиком функции у = ах одну единственную точку.

2) при в 0 уравнение корней не имеет т. к. при в 0 прямая у = в не пересекает график показательной функции.

3) Если у нас дано более сложное показательное уравнение , то для решения его надо сводить к простому виду ах=в .


Существуют следующие методы решения показательных уравнений:


Слайд № 13.


1.Метод приведения степеней к одинаковому основанию.

2.Вынесение общего множителя за скобки.

3.Метод введения новой переменной.

4.Метод почленного деления.

5.Графический метод.


Сейчас мы распределимся по группам и я дам каждому члену группы опорный конспект, по которому вы изучите один из методов решения показательного уравнения. Изучив метод решения уравнения теоретически приступаете к практическому применению, разбираете решенные примеры в опорном конспекте. Если возникают вопросы, обращаетесь к учителю. Далее выполняете примеры, предложенные для самостоятельной работы, после чего проходит взаимопроверка. Один из учеников сообщает учителю, о готовности группы по своему заданию. 


1 группа «Изучить решение уравнения методом приведения степеней к одинаковому основанию». 
2 группа «Изучить решение уравнения методом вынесение общего множителя за скобки» 
3 группа «Изучить решение уравнения методом введения новой переменной»

4 группа «Изучить решение уравнения методом почленного деления»

5 группа «Изучить решение уравнения графическим методом»


Проходит защита заданий каждой группой. Учащиеся остальных групп внимательно слушают объяснения, записывают примеры решения уравнений и задают вопросы если что-то не понятно.

Проверка


слайды 14 -18


Закрепление изученного материала, первичная проверка усвоенных знаний по новой теме:

 

Слайд № 19.


М. В. Ломоносов говорил “Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики сверх того, и умения” (высвечивается портрет ученого).

И вот теперь вы должны проявить свои умения при решении различных показательных уравнений.


Слайд № 20.


Физминутка

Но прежде чем присупить к выполнению практических заданий

давайте немного разомнемся , и отдохнем выполнив небольшую зарядку



Начнем закрепление изученного сегодня материала с самых простых устных упражнений


Слайд № 21.



Ну и конечно же закрепим наши знания через выполнение письменных заданий.


Каждая группа получает одинаковые карточки, которые содержат задания на все методы решения показательных уравнений.

Идет отработка различных методов решения с последующей проверкой

через презентацию


Слайды 22- 24


Кто справился с решением уравнений по карточкам, переходит к выполнению обучающего теста и зарабатывает дополнительную оценку


Подведение итогов занятия

анализ и оценка успешности достижения цели, результативность занятия


Вот и подошёл наш урок к концу. Поработали мы плодотворно. Осталось только выяснить: Кому всё понятно? Что не очень понятно? Кому ничего не понятно


Рефлексия

Вопросы к студентам:

Кому всё понятно?

Что не очень понятно?

Кому ничего не понятно?


Задание на дом, инструктаж по его выполнению

Составить 3 показательных уравнения (решаемые любым методом) и решить их.


Литература необходимая для подготовки к занятию.

Справочный материал, конспект урока, учебник М. И . Башмаков «Алгебра» для СПО














Опорный конспект по методам решения показательных уравнений


Метод приведения к одинаковому основанию

Заметим, что = , а 8 = , поэтому данное уравнение можно записать в виде:

Применяя свойство возведение степени в степень, получаем:

Так как основания левой и правой части равны, то будут равны и их показатели, то есть уравнение равносильно уравнению

Решая полученное уравнение находим его корни

Ответ: 2,5



Метод вынесения общего множителя за скобки

3x+2 + 3x = 90

По свойству умножения степенней 3x+2 = 3x · 32, следовательно, исходное уравнение можно записать в виде

3x · 32 + 3x = 90

Вынесем общий множитель 3x за скобки и получим

3x(32 + 1) = 90

Упрощая левую часть, приходим к уравнению

3x ⋅ 10 = 90

Решая его, находим корни

3x = 90 : 10

3x = 9

3x = 32

x = 2

Ответ: 2



Метод введения новой переменной

100x – 11 ⋅ 10x + 10 = 0

Заметим, что 100x = 102x. Получим уравнение

(10x)2 – 11 ⋅ 10x + 10 = 0

Сделаем замену переменной 10x = y. Получим квадратное уравнение

y2 – 11y + 10 = 0

Решая квадратное уравнение, найдём его корни

Д = 121 – 40 = 81

y1= 10; y2 = 1

Вернёмся к замене, и, решая уравнения

10x = 10; 2) 10x =1,

получим

X = 1 10x = 100

X = 0

Ответ: 0; 1



Метод почленного деления обеих частей уравнения

Так как показатели левой и правой части равны (x+5), то поделим обе части уравнения на

Получим

Так как 1 = , получим уравнение с одинаковыми основаниями в левой и правой части

Так как основания равны, то будут равны и показатели степенней, то есть

Решая это уравнение, находим корень уравнения

Ответ: -5



Графический метод решения уравнения

4х = 5-х

В одной координатной плоскости строят графики функций у = 4х и у = 5-х

Решением уравнения является абсцисса точки пересечения графиков функций

у = 4х и у = 5-х

Проверка: х = 1, 41 = 5-1, 4 = 4 (верно)

Ответ: х = 1.









Практическая работа

1.

2. 3x+1 + 3x = 108

3. 4x + 2 ⋅ 2x – 80 = 0

Решения

1.

2. 3x+1 + 3x = 108

3x ⋅ 3 + 3x = 108

3x (3 + 1) =108

3x ⋅ 4 = 108

3x = 108 : 4

3x = 27

3x = 33

X = 3

Ответ: 3

3. 4x + 2 ⋅ 2x – 80 = 0

(2x)2 + 2 ⋅ 2x – 80 = 0

Пусть 2x = y

y2 + 2y – 80 = 0

Д = 4 – 4 ⋅ 1 (-80) = 324

y1 = 8; y2 = -10

1) 2x = 8; 2) 2x = -10

2x = 23 корней нет

X = 3 Ответ: 3

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Показательные уравнения. Конспект урока

Автор: Колмыченко Галина Петровна

Дата: 17.10.2016

Номер свидетельства: 349790

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока математики: "Решение показательных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-matiematiki-rieshieniie-pokazatiel-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "243773"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445799025"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока по математике на тему "Показательные уравнения" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-pokazatiel-nyie-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "167507"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423110292"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме:"Решение показательных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza-po-tiemie-rieshieniie-pokazatiel-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "103156"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402569488"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока по математике 11 класса "Решение показательных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-11-klassa-rieshieniie-pokazatiel-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "124826"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414792072"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока математики по теме " Показательные уравнения""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt_uroka_matiematiki_po_tiemie_pokazatiel_nyie_uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "430758"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507052033"
  }
}




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства