Цель занятия: развитие деятельностных компетенций обучающихся через овладение основных методов решения простейших показательных уравнений.
Задачи:
а) обучающая:
познакомить обучающихся с определением показательного уравнения и основными методами и приемами решения показательных уравнений.
б) развивающая:
создать условия для развития: познавательного интереса к дисциплине через содержание учебного материала; навыков устной и письменной речи; развитие памяти; логического мышления, самостоятельной деятельности обучающихся.
в) воспитательная:
обеспечение условий: по формированию сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся, для совершенствования навыков общенияи взаимопомощи; воспитывать аккуратность ведения записей, умение объективно оценивать результаты своей работы, воспитывать такие качества характера как настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
взаимопомощи,
Методическая цель: использование на учебном занятии игровых технологий, технологии ИКТ, здоровье сберегающих технологий, групповых технологий, технологий сотрудничества, технологий метокогнетивных заданий.
Методическое оснащение урока:
Источники информации: обучающие карточки, презентация, учебник А. Н. Колмогоров «Алгебра и начала анализа»
Оборудование: компьютер, проектор, мел, доска.
Дидактическое сопровождение: тестовые задания
План учебного занятия
1. Организационный момент:
взаимные приветствия преподавателя и студентов; фиксация отсутствующих в учебном журнале; проверка внешнего состояния кабинета; проверка подготовленности студентов к занятию, эмоциональный настрой студентов на работу.
2. Проверка знаний обучающихся.
Дидактическая задача – воспроизведение опорных знаний предыдущего урока.
Метод и форма проведения:_фронтальный опрос в игровой форме «Заморочки из бочки», математический диктант, взаимопроверка
По завершении опроса выставление обучающимся оценок, краткое рецензирование их ответов.
3. Актуализация знаний учащихся.
Дидактическая задача – воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания.
Метод и форма проведения: метод устных упражнений, фронтальный опрос.
4. Сообщение темы, постановка целей и задач занятия совместно с обучающимися. Мотивация.
Дидактическая задача-возбуждение интереса к материалу, пробуждение творческой мысли, осознанное принятие учащимися цели познавательной деятельности.
5. Изучение нового материала
Дидактическая задача - изучение оптимального объема материала, формирование умения пользоваться приобретенными знаниями на практике
Метод и форма проведения:_ самостоятельная работа студентов с раздаточным материалом (самостоятельное изучение нового материала), словесное изложение, изложение с максимальной наглядностью.
6. Первичная проверка и закрепление изученного материала:
Дидактическая задача - установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция
Метод устных упражнений, письменные задания (практическая отработка решения уравнений), тестовые задания.
7. Подведение итогов занятия
анализ и оценка успешности достижения цели, результативность занятия
8. Рефлексия
Вопросы к студентам:
Кому всё понятно?
Что не очень понятно?
Кому ничего не понятно?
9.Задание на дом, инструктаж по его выполнению
Составить 3 показательных (решаемые любым методом) и решить их.
10.Литература необходимая для подготовки к занятию.
Справочный материал, конспект урока, учебник М. И . Башмаков «Алгебра» для СПО
- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас с вами урок изучения нового материала
2. Сообщение темы, постановка целей и задач занятия совместно с обучающимися. Мотивация.
Тема урока: «Показательные уравнения». (учащиеся записывают в тетради число и тему урока)
Слайд № 1
А как вы думаете какая цель урока?
Слайд № 2
Для чего надо знать решение показательных уравнений и где оно применяется?
Оказывается, решение показательных уравнений применяется в ядерной физике, которая непосредственно связана с жизнью.
(Пример задачи на определение массы радиоактивного вещества при радиоактивном распаде)
Слайд № 3
Задача. В ходе радиоактивного распада масса изотопа изменяется по формуле , где m0 начальная масса изотопа, t время, прошедшее с момента распада, Т период полураспада. Через сколько времени останется 5 грамм изотопа, если первоначально его было 40 грамм, а период полураспада 10.
Девизом урока будут слова: хочу, могу, умею, делаю.
Слайд № 4
(в презентации в столбик записаны слова: хочу, могу, умею, делаю) учитель, показывая на каждое из этих слов, даёт расшифровку.
ХОЧУ: я хочу пожелать вам, ребята, увеличить объём своих знаний в 1,5 раза; хочу пожелать вам «Ни пуха, ни пера!».
МОГУ: сообщаю, что на уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться.
m0
УМЕЮ: мы умеем применять с вами разные методы для решения показательных уравнений.
ДЕЛАЮ: делаем каждый себе установку «Понять и быть тем первым, который увидит ход решения».
2. Проверка знаний обучающихся.
Прежде чем приступить к изучению нового материала давайте проверим вашу готовность к уроку, ответив на вопросы по пройденному материалу
а) фронтальный опрос в игровой форме (заморочки из бочки)
1.Какая функция называется показательной?
2.Приведите примеры показательной функции.
3.Назовите область определения функции.
4.Назовите область значений показательной функции.
5. Какая показательная функция является возрастающей, а какая убывающей?
А сейчас проверим все ли усвоили ранее изученный материал и насколько глубоко? При этом думать придется много, писать мало. При ответе на любой вопрос будете ставить “да” или “нет”. В математическом диктанте два варианта по 5 вопросов
При решении показательных уравнений нам понадобятся правила действий со степенями. Вспомним их при выполнении следующих упражнений
Слайд № 8
Вычислите:
Какие свойства степеней применяли?
Слайд № 9
Изучение нового материала
Изучение нового материала я хочу начать притчей “Однажды молодой человек пришел к мудрецу. Каждый день по пять раз я произношу фразу: “Я принимаю радость в мою жизнь” Но радости в моей жизни нет. Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил “Назови, что ты выбираешь из них”. “Ложку”, – ответил юноша. Произнеси это 5 раз.”. “Я выбираю ложку”, послушно произнес юноша 5 раз.. “Вот видишь, – сказал мудрец, повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. ”Что же надо? - спросил ученик. «Надо протянуть руку и взять ложку» - был ответ мудреца. Вот и вам сегодня надо взять знания и применить их на практике.
Мы повторили свойства степеней и показательной функции для лучшего усвоения и понимания новой темы “Показательные уравнения”, а как вы думаете какое уравнение называется показательным?
Слайд № 10
Определение: показательным уравнением называют уравнение, содержащее переменную в показателе степени.
Простейшее показательное уравнение имеет вид ах = в, где 0, а 1.
А теперь по очереди приведите примеры показательных уравнений.
Слайд № 11
Как вы думаете, сколько корней может иметь показательное уравнение?
Слайд № 12
1) при в 0 уравнение имеет единственный корень, т.к. прямая у = в, при в 0 имеет с графиком функции у = ах одну единственную точку.
2) при в 0 уравнение корней не имеет т. к. при в 0 прямая у = в не пересекает график показательной функции.
3) Если у нас дано более сложное показательное уравнение , то для решения его надо сводить к простому виду ах=в .
Существуют следующие методы решения показательных уравнений:
Слайд № 13.
1.Метод приведения степеней к одинаковому основанию.
2.Вынесение общего множителя за скобки.
3.Метод введения новой переменной.
4.Метод почленного деления.
5.Графический метод.
Сейчас мы распределимся по группам и я дам каждому члену группы опорный конспект, по которому вы изучите один из методов решения показательного уравнения. Изучив метод решения уравнения теоретически приступаете к практическому применению, разбираете решенные примеры в опорном конспекте. Если возникают вопросы, обращаетесь к учителю. Далее выполняете примеры, предложенные для самостоятельной работы, после чего проходит взаимопроверка. Один из учеников сообщает учителю, о готовности группы по своему заданию.
1 группа «Изучить решение уравнения методом приведения степеней к одинаковому основанию». 2 группа «Изучить решение уравнения методом вынесение общего множителя за скобки» 3 группа «Изучить решение уравнения методом введения новой переменной»
4 группа «Изучить решение уравнения методом почленного деления»
5 группа «Изучить решение уравнения графическим методом»
Проходит защита заданий каждой группой. Учащиеся остальных групп внимательно слушают объяснения, записывают примеры решения уравнений и задают вопросы если что-то не понятно.
Проверка
слайды 14 -18
Закрепление изученного материала, первичная проверка усвоенных знаний по новой теме:
Слайд № 19.
М. В. Ломоносов говорил “Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики сверх того, и умения” (высвечивается портрет ученого).
И вот теперь вы должны проявить свои умения при решении различных показательных уравнений.
Слайд № 20.
Физминутка
Но прежде чем присупить к выполнению практических заданий
давайте немного разомнемся , и отдохнем выполнив небольшую зарядку
Начнем закрепление изученного сегодня материала с самых простых устных упражнений
Слайд № 21.
Ну и конечно же закрепим наши знания через выполнение письменных заданий.
Каждая группа получает одинаковые карточки, которые содержат задания на все методы решения показательных уравнений.
Идет отработка различных методов решения с последующей проверкой
через презентацию
Слайды 22- 24
Кто справился с решением уравнений по карточкам, переходит к выполнению обучающего теста и зарабатывает дополнительную оценку
Подведение итогов занятия
анализ и оценка успешности достижения цели, результативность занятия
Вот и подошёл наш урок к концу. Поработали мы плодотворно. Осталось только выяснить: Кому всё понятно? Что не очень понятно? Кому ничего не понятно
Рефлексия
Вопросы к студентам:
Кому всё понятно?
Что не очень понятно?
Кому ничего не понятно?
Задание на дом, инструктаж по его выполнению
Составить 3 показательных уравнения (решаемые любым методом) и решить их.
Литература необходимая для подготовки к занятию.
Справочный материал, конспект урока, учебник М. И . Башмаков «Алгебра» для СПО
Опорный конспект по методам решения показательных уравнений
Метод приведения к одинаковому основанию
Заметим, что = , а 8 = , поэтому данное уравнение можно записать в виде:
Применяя свойство возведение степени в степень, получаем:
Так как основания левой и правой части равны, то будут равны и их показатели, то есть уравнение равносильно уравнению
Решая полученное уравнение находим его корни
Ответ: 2,5
Метод вынесения общего множителя за скобки
3x+2 + 3x = 90
По свойству умножения степенней 3x+2 = 3x · 32, следовательно, исходное уравнение можно записать в виде
3x · 32 + 3x= 90
Вынесем общий множитель 3xза скобки и получим
3x(32 + 1) = 90
Упрощая левую часть, приходим к уравнению
3x⋅ 10 = 90
Решая его, находим корни
3x= 90 : 10
3x= 9
3x = 32
x = 2
Ответ: 2
Метод введения новой переменной
100x – 11 ⋅ 10x+ 10 = 0
Заметим, что 100x = 102x. Получим уравнение
(10x)2 – 11 ⋅ 10x+ 10 = 0
Сделаем замену переменной 10x = y. Получим квадратное уравнение
y2 – 11y+ 10 = 0
Решая квадратное уравнение, найдём его корни
Д = 121 – 40 = 81
y1= 10; y2 = 1
Вернёмся к замене, и, решая уравнения
10x = 10; 2) 10x =1,
получим
X = 1 10x= 100
X = 0
Ответ: 0; 1
Метод почленного деления обеих частей уравнения
Так как показатели левой и правой части равны (x+5), то поделим обе части уравнения на
Получим
Так как 1 = , получим уравнение с одинаковыми основаниями в левой и правой части
Так как основания равны, то будут равны и показатели степенней, то есть
Решая это уравнение, находим корень уравнения
Ответ: -5
Графический метод решения уравнения
4х = 5-х
В одной координатной плоскости строят графики функций у = 4х и у = 5-х
Решением уравнения является абсцисса точки пересечения графиков функций