Площадь. Формула площади многоугольника
Автор урока (Ф.И.О.) | Ахматдинова Лидия Фадисовна |
Должность | Учитель |
Образовательное учреждение | МОБУ СОШ №1,с. Бураево |
Предмет | Математика |
Класс (профиль класса) | 5 |
Продолжительность урока (занятия) | 40 мин |
Тема урока | «Площадь. Формула площади прямоугольника» |
Тип урока (форма урока) | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Работа в системе «Учитель – ученик», «Ученик – учитель», «Ученик – ученик» Проводятся здоровьесберегающие технологии: энергетическая гимнастика, упражнения для глаз. |
Цели (результаты) урока: Предметные (Пр) Регулятивные (Р) Познавательные (П) Коммуникативные (К) Личностные (Л) | Обучающие: (формирование Пр УУД): - Ученик научиться в процессе реальной ситуации использовать определения основных понятий темы»длина», «ширина», «площадь», «формула». - Ученик научится логически мыслить, объяснять смысл и назначение формулы площади прямоугольника и квадрата. -Ученик получит возможность научиться использовать понятие: «квадратный сантиметр» для нахождения площадей фигур, объяснять, какие фигуры называются равными; формулировать правило нахождения площади прямоугольника записывать и читать формулу площади прямоугольника вычислять по формуле площадь прямоугольника Развивающие: ( формирование Р УУД) - Ученик получит возможность: обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексировать способы действия, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; адекватно воспринимать оценку учителя. Воспитательные: (формирование К и Л УУД): - Ученик получит возможность : слушать и вступать в диалог, использовать речь для регуляции своего действия участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность , аккуратность, прилежание, стремление к выполнению всех заданий проявить уважение друг к другу и личную инициативу |
Автор учебника (УМК) | .Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для общеобразовательных учреждений, 5 класс .Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, 23 -е издание, исправленное . – М.: Мнемозина, 2008 |
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока (занятия) | Компьютер, проектор, учебники по математике, чертёжные инструменты. |
Указание приложений к уроку (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал) Приложение-кроссворд для учащихся без ответов | Раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием, карточки с кроссвордом), электронная презентация о геометр. фигурах, музыкальное сопровождение для пауз - отдыха. |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | Поурочные разработки по математике, М., «ВАКО»,2009 http://www.igraza.ru/komp-kros.html http://www.igraza.ru/matematika/357-gymnastics.html http://noid.su/blogs/nukec/skachat-krosvord-na-temu-matematika-5-klas.html |
Деятельность учителя (краткое описание этапов урока) | Деятельность учащихся | Перечень УУД, предметных результатов |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин) |
Организационный момент: приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. - Долгожданный дан звонок Начинается урок. Быть должны у нас в порядке: ручки, книжки и тетрадки А девиз у нас какой?... Проверка рабочих мест. | Дети отвечают девиз: «Всё, что надо под рукой!» Проверка рабочих мест соседа по парте | Самоопределение, ответственность , аккуратность, прилежание. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4-5 мин) |
1. Какие фигуры изображены на экране? (изображены все фигуры, изученные ранее) Среди данных фигур найдите прямоугольники. Докажите свой выбор .(показ прямоугольников) 2.Решите кроссворд, определите тему урока ( на экране кроссворд) | Включаются в ритм урока. Аргументируют свой выбор (прямые углы, противоположные стороны равны) Работа в пара | Стремление к выполнению всех заданий, проявление уважения друг к другу, личная инициатива Анализ увиденного с целью выделения признаков |
3. Выявление места и причины затруднения (3-4 мин) |
1. Задача на нахождение площади прямоугольника (работа с учебником)с 109, рис. 64, фигура разбита на клетки 1х1см). Проблема: как найти площадь фигуры , не разбивая на квадратные сантиметры? - продолжает беседу над проблемной задачей по новой теме урока. Задает учащимся наводящие вопросы -Как вы думаете, в каких единицах измеряется площадь? - Как сравнить площади фигур? | Участвуют в работе по повторению, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры | Выделение и осознание того, что уже пройдено. Умение слушать и вступать в диалог Постановка цели учебной задачи, синтез |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Коррекция выявленных затруднений. (4-5 мин) |
Предлагает сравнить площади вырезанных цветных фигур. Предлагает выполнить сравнение площадей классных комнат ( комнат в доме) | Опытным путём производят сравнения, делают выводы. Предлагают практические способы расчётов площадей | Умение точно выражать свои мысли, пользоваться чертёжными инструментами, слушать и вступать в диалог. |
5. Реализация построенного проекта (5-6 мин) |
«Как измерить площадь? Нет задачи проще! Поглядите-ка сюда: вот длина, вот ширина. Чтобы площадь нам узнать - нужно их перемножать.» Предлагает кратко сформулировать правило и вывести формулу (S= ab) | Вспоминают, что краткая запись правила – это формула. Опираясь на это, предлагают записать формулу S= ab | Выбор эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, выдвижение гипотез. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин) |
Направляет работу учащихся, предлагает задания из учебника №709-716 Предлагает паузу-отдых . Для мышц: «Поднимаем плечики. Прыгайте, кузнечики! Выше, выше ! Высоко! Прыгать на ногах легко! Ц-ц-ц! Присели!.... Травушку поели! Тишину послушали! Выше! Выше! Высоко! Прыгать на ногах легко! » Для глаз: Движение зрачков влево – вправо, верх – вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10 – 20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж век подушечками пальцев. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз . | Планируют свою деятельность для решения поставленной задачи и обсуждают полученный результат. Следуют указаниям для разгрузки напряжения мышц спины и глаз. Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин) |
Предлагает задания из учебника № 716-722, а сам оказывает поддержку и консультирует слабых учащихся. | Учащиеся выполняют задания № 716-722 из учебника. Делают записи в тетрадь. Первые трое учащихся, успешно справившиеся с заданиями, назначаются консультантами- помощниками. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция. Поддержание духа соревнования для активизации мотивации учебной деятельности |
8. Включение в систему знаний и повторение (5-6 мин) |
1.Связь нового материала с ранее изученным , на заданиях № 735 (1,2) 2.Знакомство с домашним заданием. 1) П. 18, № 737-738 - Всем 2) Индивидуальные задания : а) измерить площадь своей комнаты, б) сообщение о единицах измерения площадей | Запись Д/З и его анализ. | Контроль, коррекция, оценка знаний одноклассников (соседей по парте) |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин) |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Какое открытие вы сделали на уроке? - Назовите цель нашего урока. - Какое задание было для вас самым интересным? Самым трудным? - Как вы оцениваете работу в группах? - Оцените свои знания и умения по нахождению площади прямоугольника. Делаем выводы: (1-2мин) Благодарит за работу на уроке. Приглашает встретиться ещё по данной теме. На память дарит смайлики-улыбки (прямоугольники разного цвета с улыбкой по длине стороны) | Анализируют работу одноклассников Знаю … Сомневаюсь … Потрудиться надо над…. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений; выполнять задания с использованием рисунков |