Просмотр содержимого документа
«ПЛАН УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ»
Тема: Предмет стереометрии
Цель: Сформировать представления обучающихся об основных понятиях стереометрии, об изображениях точек, прямых и плоскостей на чертеже. Развивать пространственные представления у обучающихся. Воспитывать доброжелательность, умение работать в коллективе.
Оборудование: компьютер, проектор, модели геометрических фигур.
Ход урока
Организационный этап.
а) Настрой обучающихся на начало урока.
б) Проверка готовности к уроку.
-Здравствуйте. Садитесь. Отметить отсутствующих. Записать число в тетрадях.
Проверка домашнего задания
-Вы помните, что мы изучаем курс математики, включающий в себя алгебру и геометрию. Сегодня у вас первая в этом учебном году встреча с геометрией. Домашним заданием было повторить, что такое геометрия, какие фигуры изучались вами ранее на уроках геометрии. И подготовить короткое сообщение о возникновении геометрии.
(ответ: Геометрия – наука, о свойствах геометрических фигур.
Изучали - треугольники, прямую, луч, ….)
На магнитной доске: Геометрия, Гео – земля, Метрио - мерить
ОБУЧАЮЩИЙСЯ: Геометрия – это одна из самых древних наук, она возникла очень давно, ещё до нашей эры. В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие» («гео» - по-гречески земля, а «метрео» - мерить). Такое название объясняется тем, что зарождение геометрии было связано с различными измерительными работами, которые приходилось выполнять при разметке земельных участков, проведении дорог, строительстве зданий и других сооружений. В результате этой деятельности появились и постепенно накапливались различные правила, связанные с геометрическими измерениями и построениями. Таким образом, геометрия возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям.
-А как называется раздел геометрии, в котором изучаются перечисленные фигуры? (ответ планиметрия – раздел геометрии изучающий свойства фигур на плоскости)
На сегодняшнем уроке вы, ребята, должны показать свои знания по геометрии, умения выполнять чертежи и пополнить свой багаж знаний по новой теме.
Мне кажется главный ваш труд – это учение, а чтобы оно принесло успех, надо работать. Желаю вам успеха в достижении новых вершин знаний.
Тест
Прежде чем я объявлю тему урока, предлагаю решить тест. Среди записанных на доске слов определите лишнее: луч, круг, угол, куб, дуга.
(ответ:Лишнее слово – куб. Остальные фигуры уже изучали, они рассматриваются на плоскости. Куб занимает какую-то часть пространства.)
Объявление темы и цели урока
Вы изучали свойства фигур на плоскости, а сегодня начинаете новый для вас раздел геометрии – стереометрию. Внимание на слайд.
Слайд 1
-Тема урока: «Предмет стереометрии». Запишите название темы в тетрадь. Как вы понимаете эти слова? (ответ: Предмет – это то, что изучается в данном разделе. Стереометрия – это раздел геометрии).
-Давайте попробуем сформулировать цель урока.
(ответ: необходимо понять, что такое стереометрия, что является предметом изучения в этом разделе геометрии, как обозначают эти фигуры, как изображают).
Теоретическая разминка
Для того чтобы найти ответы на возникшие вопросы необходимо ещё раз вспомнить школьный материал.
-Как назывался раздел геометрии изучаемый вами в школе? (планиметрия)
-Что такое планиметрия? (планиметрия – это раздел геометрии, в котором изучают свойства фигур на плоскости).
На магнитной доске: Планиметрия, planum – плоскость, метрио - мерить. Внимание на слайд. Слайд 2
-Свойства каких фигур изучают в планиметрии? (треугольник, квадрат, круг, луч, прямая, угол…..). Внимание на магнитную доску. Обратить внимание, что треугольник, квадрат, прямоугольник… - это многоугольники.
-Какие фигуры считаются основными (им не дают определения) в планиметрии? (точка, прямая)
Изучение темы
Но окружающий нас мир не плоский. Любой реальный предмет занимает какую-то часть пространства. Показываю модель куба. Подумайте, что изучает стереометрия, запишите (из слайда) это определение в тетрадь, дома выучите к следующему уроку.
На магнитной доске: Стереометрия, Стереос - объёмный, Метрио - мерить.
Уже было сказано какие фигуры являются основными в планиметрии, в стереометрии появилась ещё одна основная фигура: плоскость. Слайд 3
Сделайте рисунок в тетради:
Для представления плоскости можно представить безграничную поверхность стола или стены, простирающуюся во все стороны. Изображают плоскость параллелограммом или произвольно очерченной областью.
Внимание на слайд. Слайд 4
Наряду с основными фигурами мы будем изучать и другие геометрические тела, их свойства и поверхности. Посмотрите на тела, стоящие на столе. Нас окружают геометрические тела, поверхность которых состоит из многоугольников. Приведите примеры. (ответ: книги, коробки - куб, параллелепипед, мониторы, клавиши клавиатуры – усечённая пирамида,…) Они называются многогранниками. Демонстрация моделей. Вокруг нас имеются и тела вращения: цилиндр, усеченный конус. Демонстрация моделей.
Геометрическое тело – это воображаемый объект, в природе существуют лишь некоторые из изучаемых тел; - это часть пространства, отделённая границей, которая называется поверхностью. Например, из каких фигур состоит поверхность куба (ответ: состоит из квадратов с общими сторонами). Поверхность шара – сфера, у цилиндра поверхность состоит из двух кругов и боковой поверхности.
Для более полного изучения свойств геометрических тел необходимо понимать, как правильно изображаются эти тела и как их обозначают.
Внимание на слайд. Слайд 5
Запись на доске и в тетрадях по слайду 5. Часть слайда закрыть и предложить детям самостоятельно выполнить чертёж. Обратить внимание где ставится буква обозначающая прямую.
-Подумайте для чего люди изучают стереометрию и где её используют?
Внимание на слайд. Слайды 6,7,8
Стереометрию используют в строительстве, архитектуре, моде, полиграфии, дизайне и т. д.
Закрепление материала
Вы хорошо поработали, надеюсь очень внимательно слушали и теперь в целях закрепления изученного вам предстоит поработать парами. На листиках, которые вы получаете – кроссворд подпишите работу двумя фамилиями и постарайтесь как можно быстрее и правильней ответить на вопросы. Пока раздаю задание, давайте повторим новые для вас слова прозвучавшие на уроке. Я говорю слово, а ученики объясняют его значение.
Геометрия, планиметрия, стереометрия, основные фигуры, плоскость, поверхность, многогранник.
³
²
¹
⁷
⁵
⁶
⁴
¹⁰
⁸
⁹
¹¹
По горизонтали: 3. Часть прямой, ограниченная точкой. 4. Предмет изучения геометрии. 6. Одна из основных фигур стереометрии. 8. Одна из основных фигур стереометрии. 9. Многоугольник. 11. Раздел геометрии.
По вертикали: 2. Плоская фигура, состоящая из двух лучей. 1. Одна из основных фигур стереометрии. 5. Раздел геометрии. 6. Где изучают свойства фигур в стереометрии? 7. Геометрическое тело, ограниченное многоугольниками.10. Граница, отделяющая геометрическое тело от всего пространства.
Собрать работы, оценки сообщу после проверки на следующем уроке. И обязательно спрошу каждого значение вписанных слов.
Оценки Вы хорошо поработали, но хочется отметить…….На следующем уроке объявлю оценки за кроссворд.
Задание на дом. Внимание на слайд. Слайд 9 На уроках производственной графики вы выполняете различные чертежи, изобразите в тетрадях куб. Заполните пропуски в предложении: «Куб – это _____________фигура изучаемая в разделе ______________.
Итог урока Слайд 10
Ещё раз повторите, что изучалось сегодня на уроке? Вопросы на слайде.