Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Перечень УУД, выполняемых учащимися на соответствующих этапах |
1. Организационный момент | Приветствие. Определяет готовность учащихся к работе. Задаёт доброжелательный эмоциональный фон. - Здравствуйте, ребята , давайте улыбнемся и друг другу передадим заряд положительной энергии. Числа живут на различных предметах: В календарях и трамвайных билетах, На циферблатах часов, на домах, Прячутся числа в книжных томах, И в магазине, и в телефоне, И на машине, и на вагоне... Числа повсюду, числа кругом. Мы их поищем и сразу найдём. О чем, как вы думаете, пойдет на нашем уроке? (о числах) Сегодня на уроке нас ждёт, очень много интересного и каждый из вас будет осуществлять самооценку своей деятельности на уроке, используя листы самооценки и критерии оценивания (приложение 1). | Проверяют готовность своего рабочего места. Учащиеся настраиваются на урок. | – внутренняя позиция школьника (Л); – учебно-познавательная мотивация (Л); – постановка познавательной цели (П); – планирование учебного сотрудничества (К) |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Какие числа мы изучали ранее на уроках? (натуральные, дробные, ноль) Конечно, это лишь начало изучения чисел. Вам предстоит еще многому научиться, изучить много новых чисел. Но, чтобы двигаться дальше посмотрим, что вы действительно знаете и умеете. Проверим, знаете ли вы основные понятия натуральных и дробных чисел и алгоритмы действий с ними. Теоретическая разминка. (Работа в группах) - Ребята, задайте вопросы ученикам другой группы, проверяя знание понятий и способов деятельности. Старайтесь спрашивая друг друга вопросы не повторять. Примерные вопросы: Какие числа называются натуральными? Какие действия с натуральными числами вы знаете? Какие числа называются дробными? Какие действия с десятичными дробями вы знаете? Какие действия с обыкновенными дробями вы знаете? Как умножить обыкновенные дроби? Как разделить обыкновенные дроби? Как сложить или вычесть две обыкновенные дроби с разными знаменателями? Как умножить дробь на число? Всегда ли можно вычесть из одного натурального числа другое? Что получится в результате, если ноль умножить или разделить на число? Что получится, если число умножить или разделить на ноль? Устная работа: 1. I вариант | II вариант | | | | | | = | = ? | 30-48= ? | 2. 5,6 - 5 +4 +0,6 : 4 · 2,2 · 100 ? 10 3. Среди чисел: ; 0; 20,5; ; 0,0128; ; 27; 6; Назовите: Натуральные числа; Дробные числа; Десятичные дроби; Обыкновенные дроби. Теперь вам необходимо поменяться листочками и осуществить взаимопроверку. С какими трудностями вы встретились при выполнении заданий? Какое задание вы не смогли выполнить? | Отвечают на вопросы. Работают в группах. Ученики одной группы задают вопросы ученикам другой, выслушивают своих товарищей, комментируют ответы, исправляют ошибки. Решают устные примеры. Обсуждают выполненную работу, вносят баллы в листы самооценки (за каждый правильный ответ – 1 балл). | – построение речевых высказываний (П); - использование общих приемов решения задач (П); - координирование позиции в сотрудничестве с учетом различных мнений, умение разрешать конфликты (К); - контроль (Р); – коррекция (Р) |
3. Выявление места и причины затруднения | Чисел в мире математики очень много, а сегодня нам надо найти какие-то особенные. Я предлагаю вам посмотреть на картинки сказочных героев. Слайд 1 На какие группы можно разделить сказочных героев? (Злые и добрые) А как по- другому можно назвать этих сказочных героев? (положительные и отрицательные) Назовите слова анонимы (противоположные по значению) : зима - лето мороз - тепло минус - плюс выигрыш – проигрыш. приливы – отливы. сжатие – растяжение высота гор – глубина впадин. ( противоположные) Ребята, какое время года сейчас? Чем отличается погода летом и зимой? А как вы узнали, что на улице холодно, с помощью какого прибора? Давайте рассмотрим термометр. Слайд 2 Слайд 3 Что можно сказать об этой температуре? Слайд 4 Теперь, что вы можете сказать о температуре, изображенной на этом термометре? Работа на доске: 4; 0,5; ; 8; 2,7; ; – 4; -6; 8;– 2; 25; 7; -30 Можно ли эти числа разделить на две группы? Вы что-то знаете о числах со знаком – ? А о числах, у которых совсем нет знака, как их можно назвать по-другому? Какой геометрический объект можно использовать при изучении чисел? Назовите, что называется координатным лучом? Как называются числа, соответствующие данным точкам? Назовите координаты указанных точек. Какую координату будет иметь точка А, если ее переместить: а) на 3 единичных отрезка вправо; б) на 6 единичных отрезков влево. Что же надо сделать с координатным лучом? Как тогда мы будем называть по -новому координатный луч? Как вы думаете, какие числа расположены слева от нуля на координатной прямой? Слайд 5 | Отвечают на вопросы. Работают со слайдами. Делят на группы. Подбирают слова. Находят температуру по термометрам. | - использование общих приемов решения задач (П); – построение речевых высказываний (П); - учебно-познавательный интерес (Л); - волевая саморегуляция (Р); - использование знаково-символических средств (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); контроль (Р); – коррекция (Р). |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). | Итак, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Можете ли вы сформулировать тему урока? («Положительные и отрицательные числа»). Можете ли вы сейчас это сделать верно? Что для этого нам необходимо знать и уметь? (знать основные понятия и действия с этими числами при решении задач) -Какие цели перед собой вы можете поставить? (уметь распознавать положительные и отрицательные числа, записывать их и научиться выполнять действия с этими числами, показывать их применение при решении задач ) - Сегодня на уроке вы сформулируете понятия положительных и отрицательных чисел и научитесь применять их при решении задач. - Предлагаю выполнить учебную работу по следующему плану: 2. Поработать с обучающей карточкой. 3. Выполнить предложенное задание и объяснить его выполнение одноклассникам. 4. Закрепить полученные знания при выполнении заданий в группах. | Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока, цели урока. Записывают тему урока в тетрадь. Изучают текст нового материала в учебнике, делают рукописные пометки в тексте, используя прием ИНСЕРТ, записывают определения в тетрадь для правил. | – учебно-познавательный интерес (Л); – построение речевых высказываний (П); - самоопределение (Л); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - постановка познавательной цели (П); - познавательная инициатива (Р); - планирование, прогнозирование (Р). |
5. Реализация построенного проекта | - На столах у вас лежат карточки с вопросами. Все они начинаются со слов «Верите ли вы, что…». Ответ на вопрос может быть только «да» или «нет». Если «да», то справа от вопроса в первом столбце поставьте знак «+», если «нет», то знак «-». Если сомневаетесь - поставьте знак «?». Работая над текстом §29 (приложение 2), заполните столбец А таблицы. Работайте в парах. № п/п | Вопросы: | А | Б | Верите ли вы, что… | 1. | Если перед числом не пишется никакого знака, то это число положительное? | | + | 2. | Число 0 положительное число? | | - | 3. | Перед отрицательным числом всегда надо писать знак “-” ? | | + | 4. | Что если одно число со знаком знаком “+”, а другое со знаком “-” ,тоих называются числами с одинаковыми знаками? | | - | 5. | Что все отрицательные числа больше нуля? | | - | Вопросы для обсуждения текста §29: 1. Что вы уже знали, что для вас – новое, а что вы не поняли? 2. Какие числа называются положительными и отрицательными? 3Как выдумаете положительные числа больше нуля, меньше нуля или равны нулю? А отрицательные? 4. Каким называют число 0, положительным или отрицательным? 5.Положительные и отрицательные числа применяются, только в математике? Давайте сегодня на уроке попробуем решить задачи из разных областей и предметов, и научимся записывать решение с помощью отрицательных и положительных чисел. | Работают в парах: отвечают на вопросы, заполняют столбец А таблицы. Обсуждают текст §29, отвечая на вопросы. Учатся сравнивать положительные и отрицательные числа с нулём. | - использование знаково-символических средств (П); - смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); - разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - осознание ответственности за общее дело (Л). |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Слайд 6 1.Распределите информацию в три колонки Меньше нуля Равно нулю Больше нуля 1. Убытки компании составили 1000 000 руб., а через несколько лет компания получила прибыль 500 000 руб. 2. Летом средняя температура воздуха 25 ºС тепла, а зимой – 20 ºС мороза. 3. Уровень моря. 4. Долина смерти находится на 86 м ниже уровня моря и здесь было зафиксировано 57 ºС тепла. 5. Шкала термометра состоит из двух частей – красной и синей. 6. По мере восхождения на гору Эльбрус, высота которой 5 642 м над уровнем моря, температура может опуститься до 30 ºС ниже нуля. 7. Долгое время одни числа называли «долг», «недостача», а другие «имущество». 8. Нулевая отметка на шкале градусника. 2. № 830,833, 836, 842 (работа в парах, с последующим разбором решения) Обсуждение решений. Какие затруднения при решении заданий испытали? На каких этапах выполнения работы можно допустить ошибки? | Обучающиеся распределяют верные ответы по столбикам. Затем по одному ученику из группы показывают правильный ответ у доски. Решают в парах номера из учебника. Обсуждают решение. | - контроль (Р); - коррекция (Р); - волевая саморегуляция (Р); - подведение под понятие (П); - использование общих приемов решения задач (П); - использование знаково-символических средств (П); - самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П); - построение речевых высказываний (П); - выведение следствий (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К). |
7. Физкультминутка | Слайд 7 | | |
8. Самостоятельная работа | Организует самостоятельную работу на индивидуальных листах. 1.Заполните таблицу: С помощью чисел (со знаком «+» или «-») | Без использования знака числа | 1. _______ | 1. Убыток в хозяйстве составил 250 рублей | 2. Температура утром была равна - 6 градусов | 2. | 3. ____ | 3. Термометр показывал 15 градусов мороза | 4. ____ | 4. Температура тела человека 37 градусов | 5. Уровень Каспийского моря - 28 м от уровня океана | 5. На ____ м ниже … | 6. ____ | 6. Данная точка местности находится на высоте 250 м над уровнем океана | 2.Запишите показание термометров. Слайд 8 3.Изобразите числа на координатной прямой. Слайд 9 Ответ: - Возвратимся к заданию, в котором у нас было затруднение, в самостоятельной работе, которую мы выполняли в начале урока и попробуем решить это задание. | Учащиеся выполняют задания, обмениваются индивидуальными листами с товарищем по парте, проверяют работу и выставляют оценку. Ответы: 1. - ; - ; - ; +; 28 м; + 2. 0°С; +12°С; -10°С; +6°С; -8°С. 3. Слайд 10 Решают задание из самостоятельной работы, которую выполняли в начале урока. | – использование общих приемов решения задач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) |
9. Подведение итогов | - Подведем итоги. Какую задачу пришлось решать сегодня на уроке? С какими числами сегодня познакомились? С помощью какого символа обозначают отрицательные числа? Положительные числа? Каким числом является нуль? О каких двух числах говорят, что они имеют разные знаки? Одинаковые знаки? Обсуждение с учащимися. Просит учащихся оценить свою работу в конце урока. Самооценка Лист самооценки _________________________ Фамилия, имя № п/п | Вид работы | Количество баллов | Критерии самооценки «3» - 11- 16 баллов «4» - 17-21 балла «5» - 22 и более баллов | 1. | Теоретическая разминка (за каждый верный ответ по 1 б.) | | 2. | Самостоятельная работа «Применение положительных и отрицательных чисел при решении задач» (до 5 б.) | | 3. | Заполнение таблицы «Верите ли вы, что…» (до 5 б.) | | Итого баллов: | 4. | Работа с заданием “ Распредели по колонкам” (2 б.) | | 5. | Решение упражнений № 830,833, 836, 842 (до 4 б.) + задание “ Реши проблему” (за каждое верно выполненное задание – 2б) | | Отметка: | | Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу. | – внутренняя позиция школьника (Л); - рефлексия (Л); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) |
10. Рефлексия | Перед вами лежат карточки определенного цвета. Поднимите карточку: зеленую, если вам все понятно по теме урока, вы были успешны; желтую, если у вас возникли трудности, но вы их преодолевали; красную, если вы многое не поняли, и у вас остались вопросы. | Выбирают карточку. | - рефлексия (л); |
11. Информация о домашнем задании | Предлагает записать в дневник домашнее задание из учебника: Читать §29, правило выучить, решить: на «3» - №834,837 на «4» - №834,837,839 на «5» - №834,837,839 + подготовить историческую справку по теме “ Положительные и отрицательные числа” | Записывают домашнее задание. | – учебно-познавательная мотивация (л); |