kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План – конспект урока математики в 6 классе по теме “Положительные и отрицательные числа”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: создать условия для формирования понятия положительного и отрицательного чисел, создать условия для работы на координатной прямой и выполнять действия с этими числами при решении задач. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План – конспект урока математики в 6 классе по теме “Положительные и отрицательные числа”»

План – конспект урока математики в 6 классе

по теме “Положительные и отрицательные числа”

педагога _________________________________

Дата проведения: ____________________

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Образовательные технологии: проблемное обучение, технология развития критического мышления, технология системно-деятельностного метода.

Цели урока: создать условия для формирования понятия положительного и отрицательного чисел, создать условия для работы на координатной прямой и выполнять действия с этими числами при решении задач.

Задачи:

Предметные: сформировать представление об отрицательных числах, ввести понятия отрицательного числа, положительного числа, научить изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой.

Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.


Метапредметные:

– регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять контроль, коррекцию и оценку своих действий.

– познавательные: анализировать; сравнивать; делать выводы; извлекать и преобразовывать информацию из таблицы, учебника;

– коммуникативные: формировать умения работать в парах и группах; умение слушать и вступать в диалог, воспитание чувства взаимопомощи, желание полно и точно выражать свои мысли; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;


Основные понятия: положительные и отрицательные числа.


Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Перечень УУД, выполняемых учащимися на соответствующих этапах

1. Организационный момент

Приветствие. Определяет готовность учащихся к работе. Задаёт доброжелательный эмоциональный фон.

- Здравствуйте, ребята , давайте улыбнемся и друг другу передадим заряд положительной энергии.

Числа живут на различных предметах:

В календарях и трамвайных билетах,

На циферблатах часов, на домах,

Прячутся числа в книжных томах,

И в магазине, и в телефоне,

И на машине, и на вагоне...

Числа повсюду, числа кругом.

Мы их поищем и сразу найдём.

О чем, как вы думаете, пойдет на нашем уроке? (о числах)


Сегодня на уроке нас ждёт, очень много интересного и каждый из вас будет осуществлять самооценку своей деятельности на уроке, используя листы самооценки и критерии оценивания (приложение 1).

Проверяют готовность своего рабочего места. Учащиеся настраиваются на урок.

– внутренняя позиция школьника (Л); 
– учебно-познавательная мотивация (Л);

– постановка познавательной цели (П);
– планирование учебного сотрудничества (К)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

  • Какие числа мы изучали ранее на уроках? (натуральные, дробные, ноль)

  • Конечно, это лишь начало изучения чисел. Вам предстоит еще многому научиться, изучить много новых чисел. Но, чтобы двигаться дальше посмотрим, что вы действительно знаете и умеете.

  • Проверим, знаете ли вы основные понятия натуральных и дробных чисел и алгоритмы действий с ними.

Теоретическая разминка. (Работа в группах)

- Ребята, задайте вопросы ученикам другой группы, проверяя знание понятий и способов деятельности. Старайтесь спрашивая друг друга вопросы не повторять.

Примерные вопросы:

  • Какие числа называются натуральными?

  • Какие действия с натуральными числами вы знаете?

  • Какие числа называются дробными?

  • Какие действия с десятичными дробями вы знаете?

  • Какие действия с обыкновенными дробями вы знаете?

  • Как умножить обыкновенные дроби?

  • Как разделить обыкновенные дроби?

  • Как сложить или вычесть две обыкновенные дроби с разными знаменателями?

  • Как умножить дробь на число?

  • Всегда ли можно вычесть из одного натурального числа другое?

  • Что получится в результате, если ноль умножить или разделить на число?

  • Что получится, если число умножить или разделить на ноль?

Устная работа:

1.

I  вариант

II вариант














=




= ?




30-48= ?


2. 5,6 - 5

+4

+0,6

: 4

· 2,2

· 100

?

10

3. Среди чисел:

; 0; 20,5; ; 0,0128; ; 27; 6;


Назовите:

  • Натуральные числа;

  • Дробные числа;

  • Десятичные дроби;

  • Обыкновенные дроби.


  • Теперь вам необходимо поменяться листочками и осуществить взаимопроверку.

  • С какими трудностями вы встретились при выполнении заданий?

  • Какое задание вы не смогли выполнить?

  • Что в нем необходимо было выполнить? (уменьшаемое меньше вычитаемого)


Отвечают на вопросы.

Работают в группах. Ученики одной группы задают вопросы ученикам другой, выслушивают своих товарищей, комментируют ответы, исправляют ошибки. Решают устные примеры.

Обсуждают выполненную работу, вносят баллы в листы самооценки (за каждый правильный ответ – 1 балл).

– построение речевых высказываний (П);

- использование общих приемов решения задач (П);

- координирование позиции в сотрудничестве с учетом различных мнений, умение разрешать конфликты (К);

- контроль (Р); 
– коррекция (Р)

3. Выявление места и причины затруднения


  • Чисел в мире математики очень много, а сегодня нам надо найти какие-то особенные.

  • Я предлагаю вам посмотреть на картинки сказочных героев.

Слайд 1

  • На какие группы можно разделить сказочных героев? (Злые и добрые)

  • А как по- другому можно назвать этих сказочных героев? (положительные и отрицательные)

Назовите слова анонимы (противоположные по значению) :

зима - лето

мороз - тепло

минус - плюс

выигрыш – проигрыш.

приливы – отливы.

сжатие – растяжение

высота гор – глубина впадин.

  • Как можно назвать эти числа по- другому?

( противоположные)

  • Ребята, какое время года сейчас? Чем отличается погода летом и зимой? А как вы узнали, что на улице холодно, с помощью какого прибора?

  • Давайте рассмотрим термометр.

Слайд 2

  • Какая температура изображена на термометре?

Слайд 3


  • А сейчас какая температура изображена на термометре?

Что можно сказать об этой температуре?

Слайд 4


  • Теперь, что вы можете сказать о температуре, изображенной на этом термометре?


Работа на доске:

4; 0,5; ; 8; 2,7; ; – 4; -6; 8;2; 25; 7; -30


  • Можно ли эти числа разделить на две группы?

  • Вы что-то знаете о числах со знаком ?

  • А о числах, у которых совсем нет знака, как их можно назвать по-другому?

  • Какой геометрический объект можно использовать при изучении чисел?

  • Назовите, что называется координатным лучом?

  • Как называются числа, соответствующие данным точкам?

  • Назовите координаты указанных точек.

  • Какую координату будет иметь точка А, если ее переместить:

а) на 3 единичных отрезка вправо;

б) на 6 единичных отрезков влево.


  • Что же надо сделать с координатным лучом?

  • Как тогда мы будем называть по -новому координатный луч?

  • Как вы думаете, какие числа расположены слева от нуля на координатной прямой?

Слайд 5


Отвечают на вопросы. Работают со слайдами. Делят на группы. Подбирают слова. Находят температуру по термометрам.


- использование общих приемов решения задач (П);

– построение речевых высказываний (П);

- учебно-познавательный интерес (Л);

- волевая саморегуляция (Р);

- использование знаково-символических средств (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

контроль (Р); 
– коррекция (Р).


4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).


    • Итак, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

    • Можете ли вы сформулировать тему урока? («Положительные и отрицательные числа»).

    • Можете ли вы сейчас это сделать верно?

    • Что для этого нам необходимо знать и уметь? (знать основные понятия и действия с этими числами при решении задач)

-Какие цели перед собой вы можете поставить? (уметь распознавать положительные и отрицательные числа, записывать их и научиться выполнять действия с этими числами, показывать их применение при решении задач )


- Сегодня на уроке вы сформулируете понятия положительных и отрицательных чисел и научитесь применять их при решении задач.

- Предлагаю выполнить учебную работу по следующему плану:

    • 1. Изучить текст §29 стр.182-183 и переписать основные понятия в тетрадь для правил.

2. Поработать с обучающей карточкой.

3. Выполнить предложенное задание и объяснить его выполнение одноклассникам.

4. Закрепить полученные знания при выполнении заданий в группах.

Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока, цели урока. Записывают тему урока в тетрадь. Изучают текст нового материала в учебнике, делают рукописные пометки в тексте, используя прием ИНСЕРТ, записывают определения в тетрадь для правил.














– учебно-познавательный интерес (Л);

– построение речевых высказываний (П);

- самоопределение (Л);

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- постановка познавательной цели (П); - познавательная инициатива (Р);

- планирование, прогнозирование (Р).


5. Реализация построенного проекта


- На столах у вас лежат карточки с вопросами. Все они начинаются со слов «Верите ли вы, что…».  Ответ на вопрос может быть только «да» или «нет». Если «да», то справа от вопроса в первом столбце поставьте знак «+»,  если «нет», то знак «-». Если сомневаетесь - поставьте знак «?». Работая над текстом §29 (приложение 2),  заполните столбец А таблицы. Работайте в парах.


п/п

Вопросы:

А

Б

Верите ли вы, что…

1.

Если перед числом не пишется никакого знака, то это число положительное?

 

+

2.

Число 0 положительное число?

 

-

3.

Перед отрицательным числом всегда надо писать знак “-” ?

 

+

4.

Что если одно число со знаком знаком “+”, а другое со знаком “-” ,тоих называются числами с одинаковыми знаками?

 

-

5.

Что все отрицательные числа больше нуля?

 

-

Вопросы для обсуждения текста §29:

1. Что вы уже знали, что для вас – новое, а что вы не поняли?

2. Какие числа называются положительными и отрицательными?

3Как выдумаете положительные числа больше нуля, меньше нуля или равны нулю? А отрицательные?

4. Каким называют число 0, положительным или отрицательным?

5.Положительные и отрицательные числа применяются, только в математике?

  • Давайте сегодня на уроке попробуем решить задачи из разных областей и предметов, и научимся записывать решение с помощью отрицательных и положительных чисел.

Работают в парах: отвечают на вопросы, заполняют столбец А таблицы. Обсуждают текст §29, отвечая на вопросы. Учатся сравнивать положительные и отрицательные числа с нулём.

- использование знаково-символических средств (П);

- смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

- разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К);

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- осознание ответственности за общее дело (Л).


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


Слайд 6


1.Распределите информацию в три колонки

Меньше нуля

Равно нулю

Больше нуля

1. Убытки компании составили 1000 000 руб., а через несколько лет компания получила прибыль 500 000 руб.

2. Летом средняя температура воздуха 25 ºС тепла, а зимой – 20 ºС мороза.

3. Уровень моря.

4. Долина смерти находится на 86 м ниже уровня моря и здесь было зафиксировано 57 ºС тепла.

5. Шкала термометра состоит из двух частей – красной и синей.

6. По мере восхождения на гору Эльбрус, высота которой 5 642 м над уровнем моря, температура может опуститься до 30 ºС ниже нуля.

7. Долгое время одни числа называли «долг», «недостача», а другие «имущество».

8. Нулевая отметка на шкале градусника.


2. № 830,833, 836, 842 (работа в парах, с последующим разбором решения)

Обсуждение решений.

  • Какие затруднения при решении заданий испытали?

  • На каких этапах выполнения работы можно допустить ошибки?

Обучающиеся распределяют верные ответы по столбикам. Затем по одному ученику из группы показывают правильный ответ у доски. Решают в парах номера из учебника. Обсуждают решение.

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- волевая саморегуляция (Р);

- подведение под понятие (П);

- использование общих приемов решения задач (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);

- построение речевых высказываний (П);

- выведение следствий (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К).

7. Физкультминутка

Слайд 7



8. Самостоятельная работа

Организует самостоятельную работу на индивидуальных листах.


1.Заполните таблицу:


С помощью чисел (со знаком «+» или «-»)

Без использования знака числа

1. _______

1. Убыток в хозяйстве составил 250 рублей

2. Температура утром была равна - 6 градусов

2.

3. ____

3. Термометр показывал 15 градусов мороза

4. ____

4. Температура тела человека 37 градусов

5. Уровень Каспийского моря - 28 м от уровня океана

5. На ____ м ниже …

6. ____

6. Данная точка местности находится на высоте 250 м над уровнем океана


2.Запишите показание термометров.

Слайд 8

3.Изобразите числа на координатной прямой.

Слайд 9

Ответ:

- Возвратимся к заданию, в котором у нас было затруднение, в самостоятельной работе, которую мы выполняли в начале урока и  попробуем решить это задание.


Учащиеся выполняют задания, обмениваются индивидуальными листами с товарищем по парте, проверяют работу и выставляют оценку.

Ответы:

1. - ; - ; - ; +; 28 м; +

2. 0°С; +12°С; -10°С; +6°С; -8°С.

3. Слайд 10


Решают задание из самостоятельной работы, которую выполняли в начале урока.

– использование общих приемов решения задач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

9. Подведение итогов

- Подведем итоги.

Какую задачу пришлось решать сегодня на уроке?

С какими числами сегодня познакомились?

С помощью какого символа обозначают отрицательные числа? Положительные числа?

Каким числом является нуль?

О каких двух числах говорят, что они имеют разные знаки? Одинаковые знаки?

Обсуждение с учащимися.

Просит учащихся оценить свою работу в конце урока.

Самооценка
                                                
 Лист самооценки  _________________________
                                      Фамилия, имя

   

№  п/п

Вид работы

Количество баллов

Критерии самооценки

«3» - 11- 16 баллов
«4» - 17-21 балла
«5» - 22 и более баллов

1.

Теоретическая разминка (за каждый верный ответ по 1 б.)

 

2.

Самостоятельная работа «Применение положительных и отрицательных чисел при решении задач» (до 5 б.)

 

3.

 Заполнение таблицы «Верите ли вы, что…» (до 5 б.)


 

Итого баллов:


4.

Работа с заданием

“ Распредели по колонкам” (2 б.)


 

5.

Решение упражнений

№ 830,833, 836, 842 (до 4 б.) + задание “ Реши проблему” (за каждое верно выполненное задание – 2б)

 

Отметка:


Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу.

– внутренняя позиция школьника (Л);

- рефлексия (Л);
– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

10. Рефлексия

Перед вами лежат карточки определенного цвета. Поднимите карточку:

  • зеленую, если вам все понятно по теме урока, вы были успешны;

  • желтую, если у вас возникли трудности, но вы их преодолевали;

  • красную, если вы многое не поняли, и у вас остались вопросы.


Выбирают карточку.

- рефлексия (л);

11. Информация о домашнем задании

Предлагает записать в дневник домашнее задание из учебника:

Читать §29, правило выучить, решить:

на «3» - №834,837

на «4» - №834,837,839

на «5» - №834,837,839 + подготовить историческую справку по теме “ Положительные и отрицательные числа”

Записывают домашнее задание.

– учебно-познавательная мотивация (л);





Приложение №1

Лист самооценки _________________________

Фамилия, имя


№ п/п

Вид работы

Количество баллов

Критерии самооценки


«3» - 11- 16 баллов

«4» - 17-21 балла

«5» - 22 и более баллов

1.

Теоретическая разминка (за каждый верный ответ по 1 б.)


2.

Самостоятельная работа «Применение положительных и отрицательных чисел при решении задач» (до 5 б.)


3.

Заполнение таблицы «Верите ли вы, что…» (до 5 б.)


Итого баллов:

4.

Работа с заданием «Распредели по колонкам» (2 б.)


5.

Решение упражнений
№830,833, 836, 842 (до 4 б.) + задание “ Реши проблему”(за каждое верно выполненное задание – 2б)


Отметка:





















Приложение №2

Рабочий лист





















Слайд 1


Слайд 2


Слайд 3

Слайд 4











Слайд 5


Слайд 6



Слайд 7

Слайд 8






Слайд 9


Слайд 10






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Бортникова Инна Николаевна

Дата: 29.08.2021

Номер свидетельства: 585980

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока математики на тему "Умножение положительных и отрицательных чисел" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-umnozhieniie-polozhitiel-nykh-i-otritsatiel-nykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "191855"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427376397"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "План-конспект урока по математике "Сложение чисел с разными знаками" 6 класс "
    ["seo_title"] => string(82) "plan-konspiekt-uroka-po-matiematikie-slozhieniie-chisiel-s-raznymi-znakami-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "213522"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432069025"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока математики по теме "Свойства действий с рациональными числами""
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekturokamatiematikipotiemiesvoistvadieistviisratsionalnymichislami"
    ["file_id"] => string(6) "298963"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456419317"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Технологическая карта урока математики "Действия с положительными и отрицательными числами" "
    ["seo_title"] => string(103) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-dieistviia-s-polozhitiel-nymi-i-otritsatiel-nymi-chislami"
    ["file_id"] => string(6) "107612"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403350916"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока математики  "Сложение отрицательных чисел" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-matiematiki-slozhieniie-otritsatiel-nykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "122214"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414167798"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства