kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План факультативного занятия. Тема. Задачи с параметрами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход занятия.

I.Объяснение  материала.

С параметрами учащиеся встречаются при введении некоторых понятий, В качестве примеров рассмотрим следующие объекты:

  • функция прямая пропорциональность: у = kх (х и у переменные, k ­– параметр, k;
  • линейная функция: у = kх + b (x и y – переменные, k и b –параметры);
  • уравнение первой степени: ах + b + c = 0 (х – переменная, a, b,c–параметры, а);
  • квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0 (x – переменная,a,b и c – параметры, a.

К задачам с параметрами, рассматриваемым в школьном курсе, можно отнести, например, поиск решений линейных и квадратных уравнений в общем виде, исследование количества их корней в зависимости от значений параметров.

Такой небольшой  класс задач многим не позволяет усвоить главное: параметр будучи фиксированным, но неизвестным числом, имеет как бы двойственную природу. Во–первых, предполагаемая известность позволяет «общаться» с параметром как с числом; во–вторых, степень свободы общения ограничивается его неизвестностью.

Основное, что нужно усвоить при первом знакомстве с параметром, – это необходимость осторожного обращения с фиксированным, но неизвестным числом.

Рассмотрим  примеры

1.Сравнить : –а и 3а

Решение.

Если а<0, то –а>3а;

Если а=0, то –а=3а;

Если а>0, то –а<3а;

2.Решить уравнение ах = 1.

Решение.

На первый взгляд представляется возможным сразу дать ответ х =. Однако при а = 0 данное уравнение решений не имеет, и верный ответ выглядит так:

Если а = 0, то нет решений;

Если а0, то х =.

3.Решить уравнение (а2 – 1)х = а + 1.

Решение.

Нетрудно сообразить, что при решении этого уравнения достаточно рассмотреть такие случаи:

а) а = 1; тогда уравнение принимает вид 0х = 2 и не имеет решений;

б) а = –1; получаем 0х = 0, и очевидно х – любое;

в) а1; имеем х =.

5.Решить неравенство .

Решение.

Ясно, что при а 0 правая часть неравенства отрицательна, и тогда при любом х левая часть больше правой. В случае, когда а = 0, важно не упустить, что исходному неравенству удовлетворяют все действительные числа, кроме х = 3.

     Ответ. Если а0, то х –любое; если а = 0, то х<–3 или х>3.

II. Решить самостоятельно уравнение(с последующим разбором)

а) Решить уравнение  =0.

Решение.

х = а – единственное решение. Так как х1, то а.

Ответ. Если а, то х = а; если а = 1, то решений нет.

б) Решить неравенство

Решение.

Данное уравнение равносильно системе:

Отсюда х = а – корень исходного уравнения при а любом, а х = 1 – корень лишь при а 1.

        Ответ. Если а<1, то х = а или х = 1;

                    Если а = 1, то х = 1; если а > 1, то х = а.

III.Итоги занятия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План факультативного занятия. Тема. Задачи с параметрами.»

Задачи с параметрами.

В школьном курсе математики задачам с параметрами отводится незначительное место. А так как задания с параметрами встречаются в текстах ЕГЭ возникает необходимость научить учащихся решать задачи содержащие параметры. На уроках уделить время на решение такого типа задач времени не хватает. Выход – факультативные занятия.



План факультативного занятия.

Тема. Задачи с параметрами.

Ход занятия.

  1. Объяснение материала.

С параметрами учащиеся встречаются при введении некоторых понятий, В качестве примеров рассмотрим следующие объекты:

  • функция прямая пропорциональность: у = kх (х и у переменные, k ­– параметр, k;

  • линейная функция: у = kх + b (x и y – переменные, k и b –параметры);

  • уравнение первой степени: ах + b + c = 0 (х – переменная, a, b,c–параметры, а);

  • квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0 (x – переменная,a,b и c – параметры, a.

К задачам с параметрами, рассматриваемым в школьном курсе, можно отнести, например, поиск решений линейных и квадратных уравнений в общем виде, исследование количества их корней в зависимости от значений параметров.

Такой небольшой класс задач многим не позволяет усвоить главное: параметр будучи фиксированным, но неизвестным числом, имеет как бы двойственную природу. Во–первых, предполагаемая известность позволяет «общаться» с параметром как с числом; во–вторых, степень свободы общения ограничивается его неизвестностью.

Основное, что нужно усвоить при первом знакомстве с параметром, – это необходимость осторожного обращения с фиксированным, но неизвестным числом.

Рассмотрим примеры

1.Сравнить : –а и 3а

Решение.

Если а3а;

Если а=0, то –а=3а;

Если а0, то –а

2.Решить уравнение ах = 1.

Решение.

На первый взгляд представляется возможным сразу дать ответ х = . Однако при а = 0 данное уравнение решений не имеет, и верный ответ выглядит так:

Если а = 0, то нет решений;

Если а0, то х =.

3.Решить уравнение (а2 – 1)х = а + 1.

Решение.

Нетрудно сообразить, что при решении этого уравнения достаточно рассмотреть такие случаи:

а) а = 1; тогда уравнение принимает вид 0х = 2 и не имеет решений;

б) а = –1; получаем 0х = 0, и очевидно х – любое;

в) а1; имеем х = .

5.Решить неравенство .

Решение.

Ясно, что при а 0 правая часть неравенства отрицательна, и тогда при любом х левая часть больше правой. В случае, когда а = 0, важно не упустить, что исходному неравенству удовлетворяют все действительные числа, кроме х = 3.

Ответ. Если а0, то х –любое; если а = 0, то х3.

II. Решить самостоятельно уравнение(с последующим разбором)

а) .

Решение.

Это уравнение равносильно системе:

При а второе уравнение системы, а значит, и сама система, имеет единственное решение х -= 1. Если же а = 0, то из второго уравнения получаем х – любое. Следовательно, в это случае система имеет два решения х = 1 или х = –1.

Ответ. Если а0, то х = 1; если а = 0, то х =

б) Решить уравнение =0.

Решение.

х = а – единственное решение. Так как х1, то а.

Ответ. Если а, то х = а; если а = 1, то решений нет.

в) Решить неравенство

Решение.

Данное уравнение равносильно системе:

Отсюда х = а – корень исходного уравнения при а любом, а х = 1 – корень лишь при а 1.

Ответ. Если а

Если а = 1, то х = 1; если а 1, то х = а.

  1. Итоги занятия.










Факультативное занятие

в 11 классе.



Задачи с параметрами






Учитель математики

СОШ №1

Вакажева А. Х.













а. Кошехабль

2006 уч. год














Факультативное занятие, проведенное для членов школьного МО учителей математики.


11класс

Тема: «Решение задач с параметрами»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
План факультативного занятия. Тема. Задачи с параметрами.

Автор: Вакажева Асиет Хазраиловна

Дата: 13.12.2016

Номер свидетельства: 369398

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Факультативное занятие по теме "Решение текстовых задач на совместную работу""
    ["seo_title"] => string(89) "fakul-tativnoie-zaniatiie-po-tiemie-rieshieniie-tiekstovykh-zadach-na-sovmiestnuiu-rabotu"
    ["file_id"] => string(6) "248717"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446756869"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Формирование ЗУН на уроках трудового обучения в коррекционной школе "
    ["seo_title"] => string(77) "formirovaniie-zun-na-urokakh-trudovogho-obuchieniia-v-korriektsionnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "141030"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418050564"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Индивидуально-групповые консультации по математике в 8 классе по подготовке к ГИА "
    ["seo_title"] => string(89) "individual-no-ghruppovyie-konsul-tatsii-po-matiematikie-v-8-klassie-po-podghotovkie-k-gia"
    ["file_id"] => string(6) "195544"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427913510"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Организация индивидуальных и групповых консультаций по подготовке к ГИА по математике"
    ["seo_title"] => string(96) "orghanizatsiia-individual-nykh-i-ghruppovykh-konsul-tatsii-po-podghotovkie-k-gia-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "259433"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448744069"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства