1. Обучить приемам умножения на двузначные числа через организацию поисково – исследовательской деятельности учащихся.
2. Формировать у учащихся умение использовать полученные знания при решении примеров, задач.
3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.
4. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.
5.Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
1. «Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.
2. Рассмотреть приемы умножения на двузначные числа и вывести соответствующие правила.
3. Применять полученные знания при решении математических выражений, задач.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
освоение способов решения проблем поискового характера; сравнение, анализ, обобщение.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | I этап. Самоопределение к деятельности. /2 мин/ Цель: Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне посредством создания эмоциональной обстановки. | Знакомится и создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в деятельность. СЛАЙД 1 Здравствуйте, ребята! Садитесь. Чтоб урок прошёл прекрасно, Хорошо, отлично, классно Говорю вам пожеланье: Пожелание удачи, пожелание добра. Пожелание терпенья и, конечно же, уменья. В вашем классе все друзья? Класс как дружная семья? - Повернитесь друг к другу и своей улыбкой пожелайте удачи соседу по парте. - Какие эмоции вы получили от дружеских улыбок? - Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделают 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок? - Я желаю вам сделать много хороших дел на уроке и получить положительные эмоции от результатов своей работы. -Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». - Вы с ним согласны? -Не будем терять время. Посмотрим, какие шаги мы делаем при открытии нового знания? СЛАЙД 2 (Ой, ребята, кажется я что-то напутала. Помогите мне восстановить правильную последовательность действий .) | Отвечают: Да! Да! - Положительные эмоции, внимание других, доброе отношение окружающих и т.д. Хором читают по экрану. - Да. Знакомятся с содержанием слайда. Называют правильную последовательность этапов урока. | Личностные УУД: самоопределение |
2. | II этап. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. /4 мин./ Цель: 1) актуализация учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала; 2) фиксация свойств умножения и приемов умножения(устных и письменных); 3) фиксация индивидуального затруднения в деятельности при выполнении задания на новый способ умножения. | Ведёт подводящий диалог. ( Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память) СЛАЙД 3 ПЕРВЫЙ ШАГ – «Вспоминаем то, что важно для урока» СЛАЙД 4 - Посмотрите внимательно на экран, исследуйте записи в первом треугольнике и предложите работу, которую необходимо выполнить. -Предлагаю, прежде чем вы назовёте произведение, объяснить приём умножения. 1) 6·9= 54 2) 26·3 3) 139 · 0 4) 92· 100 5) 32· 30 6) 72· 43 | Участвуют в диалоге. Нужно найти значения произведений. 1) табличное умножение; 2) внетабличное умножение ( разбиваем первый множитель на разрядные слагаемые и используем прием умножения суммы на число); 3) умножение на нуль (при умножении любого числа на нуль получается нуль); 4) увеличение числа в 10,100,1000 раз ( к первому множителю приписываем столько нулей, сколько их во втором); 5) приём умножения на числа, оканчивающиеся нулями 6) затрудняются | Познавательные УУД: - Общеучебные; - Логические; Коммуникатив ные УУД: - умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; |
3. | III этап. Выявление места и причины затруднения. /1 мин/ Цель: 1) организация коммуникативного взаимодействия, в ходе которого фиксируется операция, где возникло затруднение; 2) выявление и фиксирование причины затруднения – тех конкретных знаний и умений, которых недостает для решения задания такого типа. | - Почему вы затруднились назвать произведение в шестом треугольнике? -Чем отличается это произведение от тех, что мы решали раньше? - У кого есть предположения, как можно вычислить значение этого произведения? - Хорошо, если вычислите на калькуляторе и получите готовый ответ, вы пополните копилку ваших знаний? | - Не можем, так как с этим приёмом умножения ещё не знакомы. - Здесь двузначные множители, а раньше были однозначные или однозначные с нулями на конце). Выдвигают гипотезы: - устно - на калькуляторе - столбиком. - Нет. | |
4 | IV этап. Постановка учебной задачи, темы урока. Построение проекта выхода из затруднения. (5 мин) Цель: построение учащимися проекта будущих учебных действий: 1.уточнение цели проекта; 2. уточнение темы урока; 3. определение средств; 4. построение плана достижения цели | - Значит, время определить основной вопрос урока. - Так какую же учебную задачу вы поставите перед собой? СЛАЙД 5 - Сформулируйте тему урока. СЛАЙД 6 - Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно? СЛАЙД 7 - Какое свойство умножения вы применили? - Какие приемы умножения использовали? - Можно ли таким образом быстро выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими? - Как вы думаете, есть более удобный способ умножения на двузначные числа. - Какие приемы из изученных мы применим? - Повторим алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. (Составляется схема-опора) СЛАЙД 8 | -Мы должны научиться умножать многозначные числа на двузначные числа. - Умножение на двузначное число. Объясняют приём умножения. -Распределительное. 1) прием умножения суммы на число; 2) письменный прием умножения на однозначное число; 3) письменный приём умножения на числа, оканчивающиеся нулями; 4) письменный приём сложения чисел. - Нет. - Да. -Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное: 1.Записать однозначное число под разрядом единиц двузначного числа. 2.Умножить единицы, записать единицы под единицами, а десятки (если они есть) запомнить. 3.Умножить десятки и прибавить количество десятков, которые запомнили. 4.Записать десятки под десятками, а сотни (если они есть) записать в разряд сотен. 5. Прочитать ответ. | Познавательные УУД: - постановка и формулирование проблемы - поиск и выделение необходимой информации Регулятивные УУД: - целеполагание; Коммуникатив ные: - умение выражать свои мысли; |
5 | V этап. Реализация построенного проекта (8 мин) Цель: 1)организовать фиксацию нового способа действия в речи: правило 2)зафиксировать в речи и в знаковой форме (с помощью схемы) запись примера в столбик. 3) организовать фиксацию преодоления затруднения(вернуться к пробному заданию) 3)организовать уточнение общего характера нового знания | -СЛЕДУЮЩИЙ НАШ ШАГ: СЛАЙД 9 «Открываем новые знания» - Предлагаю записать пример столбиком самостоятельно и решить его, основываясь на данный алгоритм. СЛАЙД 10 Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». - Посмотрим результаты. - Поднимите руки, кто не смог найти произведение? Что показалось для вас трудным? - Кто решил, можете объяснить алгоритм своих действий? Вызывает к доске ученика, верно решившего пример (если есть). - Подошла ли к вашему заданию данная схема? - Какой шаг отсутствует в известном алгоритме? - Почему сложно было справиться с заданием? - Какую цель поставим дальше? -Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный? -Эту работу я предлагаю выполнить в группах под девизом: Смело иди вперёд, не стой на месте. Что не сделаешь один, сделаем вместе. (Вспомните правила работы в группе). Можно пользоваться карточками-помощницами. Сформулировать недостающие шаги в алгоритме. Составить опорный сигнал. Учитель по ходу чтения алгоритма учащимися фиксирует на экране схему – опору. СЛАЙД 10 -Решите пример, опираясь на полученный вами схему-опору (те, кто не смог решить ранее). Проверка по эталону СЛАЙД 11 - Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили умножение правильно. - Сравните полученный алгоритм со своим решением. Вы всё сделали правильно? - Где мы можем проверить правильность наших рассуждений? - Вы поставили цель узнать алгоритм умножения на двузначное число. Достигли цели? - Какие задания вы теперь сможете выполнять? | Ответы учащихся. Записывает решение на доске (если может, комментирует). Нет. -Умножение на десятки. Мы не знаем алгоритма умножения на двузначное число -Узнать алгоритм умножения на двузначное число. -Уточнять уже известный. Открывают конверты. Располагают карточки в нужном порядке, зачитывают. Проверяют. -В учебнике (сравнивают с объяснением темы на с. 94) Ответы учащихся. Умножать на двузначное число. | Познавательные УУД: - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем; |
| Физкультминутка (2 мин) | |
6. | VI этап. Первичное закрепление с проговариванием. /5 мин./ Цель: Зафиксировать способ письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями. | Фронтальная работа с проговариванием вслух. - Можно ли сказать, что вы всё уже сделали на уроке? - Какую цель вы поставите на следующий этап? - Что для этого надо сделать? -СЛЕДУЮЩИЙ НАШ ШАГ: СЛАЙД 12 «Применяем новые знания» а) с.94, № 3. Объясни по данным записям, как выполнено умножение. Называй неполные произведения и окончательный результат. Подготовка в парах. Вспомните правила работы в паре. б) с.95, № 4 (1-я строчка) - с комментированием у доски, остальные самостоятельно. –Проверьте, пожалуйста. Правильность выполнения примеров по образцу. (На доске) -Как вы думаете, нет ли “опасного места” при решении таких примеров? - Посмотрите на пример. Где допущена ошибка? СЛАЙД 13 | -Нет. -Научиться применять построенный алгоритм при умножении на двузначное число. -Потренироваться в использовании нового алгоритма. Объясняет 1 из пары. Два ученика работают у доски, остальные в тетради. Объясняют. | КоммуникативныеУУД: Умение выражать свои мысли; Регулятивные УУД: Овладение алгоритмом умножения; |
7. | VII этап. Самостоятельная работа со взаимоконтролем с проверкой по эталону. /3 мин./ Цель: -Тренировать способность к самоконтролю и самооценке. - Проверить способность к умножению многозначных чисел на двузначные числа | - Понятен ли вам этот вычислительный приём? - Как проверить, что вы его усвоили? Поработаем с карточками №1. На ней записаны примеры. ( 984 ·17 583 · 38) Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат своей работы: в верхнем углу карточки вы видите круг. Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму. Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. А теперь приступим. - Передайте карточку соседу. Выводит ответы к заданию на экран. СЛАЙД 14 - Если нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым. - Верните карточку владельцу. - Совпал ли ваш прогноз с результатом? | - Решить примеры самостоятельно. Прогнозируют результат и выполняют задание. Взаимопроверка по готовым ответам с доски. Ответы детей | Регулятивные УУД: Прогнозиро вание; Самоконтроль; Коррекция; Коммуникативные УУД: Учебное сотрудничество; |
8. | VIII этап. Включение нового в систему знаний и повторения. /7 мин./ Цель: - закрепить умение решать текстовые задачи; - применение нового способа действия; - создание ситуации успеха. | - При выполнении, каких заданий вы сможете использовать умения, приобретённые на уроке? Длина палисадника 16 м, а ширина на 4м меньше. Найдите периметр и площадь палисадника. (Для чего на практике нужно знать периметр и площадь палисадника?) - Прочитайте условие задачи. Что известно, что надо узнать? Назовите первый вопрос. Каким действием ответите на первый вопрос? Назовите второй вопрос. Каким действием ответите на второй вопрос? Назовите третий вопрос. Каким действием ответите на третий вопрос? - Выполните решение в тетради. (Проверка устно). А сейчас я предлагаю вам выбрать задание, которое вы будете выполнять самостоятельно: уравнения на красной, желтой, зелёной полосках. (На полосках представлены дифференцированные задания). Внимание на экран. СЛАЙД 15 Красная – (сложное) х-783=58*45 Желтая - среднее) х : 12 =336 Зеленая – (легкое) 5 · х = 3190 - Выберите себе то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его. - Сверьте свою работу с образцом. СЛАЙД 16 | При решении задач, уравнений. Один ученик у доски, другие в тетрадях. Выбирают и выполняют задание. Сверяют решение с образцом на слайде. Исправляют ошибки и фиксируют затруднения. | Познаватель ные УУД: - анализ с целью выделения главных признаков; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - выделение и поиск необходимой информации; Коммуникативные УУД: - умение достаточно полно и чётко выражать мысли; Регулятивные УУД: - планирование; - контроль; - коррекция; - самооценка. |
9. | IX этап. Рефлексия учебной деятельности. 1.Что нового узнали? / 3 мин./ Цель: - Оценить результаты собственной деятельности; - Осознание метода построения границ применения нового знания. 2.Домашнее задание | -Какую цель ставили перед собой? - Достигли мы цели? -Как умножают на двузначное число? - Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни? - Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь? - Оцените свою работу на уроке, используя модели цветов, которые лежат у вас на парте: - кто научился умножать на двузначное число, и может объяснить это другому человеку, например, другу – покажите зеленый цветок; -кто научился умножать на двузначное число, но пока еще не может объяснить прием другому человеку, - покажите желтый цветок; - кто еще не уверен в своих возможностях – покажите красный цветок. | -Научиться умножать на двузначное число. -Достигли. Рассказывают алгоритм Ответы детей. Записывают задание в дневники. | Регулятивные: - оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познаватель ные: - умение структурировать знания; Коммуникативные УУД: - аргументировать свои высказывания; |