ТЕМА УРОКА: Письменные приемы умножениЯ
многозначных чисел на однозначное число
(учебник, с. 77)
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.
Цели: познакомить с приёмом умножения многозначного числа на однозначное; учить выполнять умножение именованного числа на однозначное число, совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Основные предметные цели:
- обобщить известные детям алгоритмы письменного умножения многозначных чисел;
Основные общеучебные цели:
- учиться читать и записывать информацию, предоставленную в виде различных математических моделей, продолжать учиться называть цели конкретного задания, проверять, исправлять и оценивать результаты работы.
методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM);
Оборудование: компьютер, проектор; лист для самооценки «шкала знаний», интерактивная доска (экран), карточки-задания для работы в парах, презентация.
Основные понятия и термины: письменные приемы умножения.
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока. Вхождение в урок.
Учитель читает стихотворение:
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать
– С каким настроением вы пришли на урок?
– Я желаю сохранить его до конца дня.
– Чего ждете от урока?
Проверка готовности рабочих мест.
II. Актуализация и обобщение существующих у детей знаний.
- Работа по карточкам
Вычислить, выполнив запись столбиком
264*2, 123*7, 225*4, 206*3
- вспомнить известный детям алгоритм письменного умножения многозначных чисел и перенести его на большие числа.
2. Фронтальная работы
1) Ответьте на вопросы, пользуясь таблицей
Злак
Пшеница
Рожь
Гречиха
Овёс
Сдано на завод
450 кг
720 кг
180 кг
400кг
- На сколько килограммов пшеницы сдано меньше, чем ржи?
- Во сколько раз гречихи сдано меньше чем ржи?
- Сколько всего килограммов злаков сдано?
- Войдут ли рожь и гречиха в 6 мешков вместимостью 150 кг?
- Сколько таких мешков нужно, чтобы разложить в них овёс?
2) Не подставляя цифры, сравните.
376?? … 36???
8?6? … 8?5?
53??? … 53??
- Геометрическое задание
– Сколько прямоугольников на чертеже?
III. Самоопределение к деятельности
Математический диктант
- 63 миллиона 22 тысячи 987
-430 единиц 1 класса, 30 единиц 2 класса
- 96 миллионов 145 тысяч 32
- 673 миллиона 765
(Проверка, самооценка)
IV. Объявление темы урока.
– Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в гостях у сказки об Иване Царевиче и Елене Прекрасной.
В некотором царстве, в некотором государстве жил был Иван Царевич с Еленой Прекрасной. Но однажды злой и страшный Змей Горыныч похитил Елену Прекрасную. И нам сегодня нужно во что бы то ни стало помочь Ивану Царевичу спасти Елену Прекрасную. А чтобы мы легко справились с трудностями и испытаниями, которые нас ждут впереди, работать будем под девизом «Один за всех и все за одного».
– Итак, отправляемся в сказку.
Звучит музыка.
– Какой предмет обычно указывает путь героям? (Клубочек.)
– Посмотрите, у меня в руках волшебный клубочек. И он нас привел к камню. На нем тема нашего урока: «Приемы умножения многозначного числа на однозначное».
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Ответы учащихся.)
Итак, задачи урока:
1) повторить приемы умножения многозначного числа на однозначное;
2) закрепить умение решать задачи;
3) закрепить умение решать задачи.
– Положите перед собой лист самооценки и отметьте уровень своих знаний по «шкале знаний» на начало урока.
Шкала знаний
V. Минутка чистописания.
– Итак, сдвинул камень с места Иван Царевич и пошел дальше. Перед нами озеро. Кто из вас самый внимательный? Скажите, на что похожи лебеди, которые плавают в этом озере.
– Правильно. А какое однозначное число можно составить с помощью этой цифры, а двузначное, трехзначное? четырехзначное? пятизначное? Что означает каждая цифра 2 в записи числа 22 222? Выписываем числа красиво и аккуратно.
VI. Работа над темой урока.
– Избушка повернулась, и теперь нам предстоит встреча с ее хозяйкой – Бабой Ягой.
– Послушайте, что она нам скажет.
Итак, Баба Яга требует алгоритм решения примеров. Давайте выполним это задание.
Но сначала вспомним, как мы умножали трехзначное число на однозначное.
Проверка карточек с примерами
264
2
528
Алгоритм умножения предоставляют учащиеся:
(Будем умножать, начиная с единиц: 7 единиц умножить на 4, получится 28 единиц – это 2 десятка и 8 единиц; единицы подпишем под единицами, а 2 десятка запомним. 4 десятка умножить на 4, получится 16 десятков, да еще 2 десятка, всего 18 десятков – это 1 сотня и 8 десятков; 8 десятков подпишем под десятками, а 1 сотню запомним; 2 сотни умножить на 4, получится 8 сотен, да еще 1 сотня, всего 9 сотен. Записываем под сотнями, ответ: 988.)
– Молодцы. Письменное умножение любых многозначных чисел на однозначное число выполняется так же, как умножение трехзначных чисел на однозначное число: сначала умножают единицы, потом сотни и т. д. Попробуйте объяснить решение примера 5 432 · 3.
(Второй множитель подписываем под единицами первого множителя. Будем умножать, начиная с единиц: 2 умножить на 3, получится 6, подписываем под единицами. Умножаем десятки: 3 умножить на 3, получится 9, подписываем 9 под десятками. Умножаем сотни: 4 умно-жить на 3, получится 12 сотен – это 1 тысяча и 2 сотни; 2 сотни подписываем под сотнями, а 1 тысячу запоминаем. Умножаем тысячи: 5 умножить на 3, получится 15, да еще 1 тысяча, получится 16. Записываем 16 ниже. Читаем ответ: 16 296.)
– Верно. Сегодня будем также учиться умножать величины на число. Откройте учебник на странице 77 и посмотрите вверху образец. Вы видите, что сначала надо перевести одну величину, затем умножить на число и потом еще раз перевести в два именованных числа.
Алгоритм умножения величин
- Замените крупные единицы мелкими.
- Выполняем умножение натуральных чисел.
- Заменяем мелкие единицы крупными
Выполнение № 333 с объяснением у доски (Запись на доске и в тетрадях)
– Поможем Ивану Царевичу справиться со Змеем. Решим примеры. Дети, у кого много математической силы, сражается с тремя головами, у кого немножечко поменьше – с двумя, а кто считает, что у вас еще не так много математической силы, – сражается с одной головой Змея Горыныча.
1-й уровень
35 006 · 7 (245 042)
348 007 · 4 (1 392 028)
17 083 · 9 (153 747)
2-й уровень
2 · 4 914 (9 828)
27 428 · 3 (82 284)
5 · 40 324 (201 620)
3-й уровень
237 · 4 (948)
418 · 6 (2 508)
392 · 5 (1 960)
– Молодцы, совместными усилиями мы помогли Ивану Царевичу справиться со Змеем Горынычем. Недаром, девиз нашего урока – «Один за всех и все за одного».
Физкультминутка
– Ой, посмотрите, к нам летит на урок птичка. А ее прислала Елена Прекрасная с запиской. Пока птичка долетит, мы немного отдохнем.
Поднимаем руки все - это раз,
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
VII. Закрепление изученного материала
– Посмотрите, у птички для нас записка. Нужна помощь Елене Прекрасной. Но для этого нам надо поработать в парах.
На столах у вас зеленые листочки с заданием (дети работают в парах): решить задачи № 334 – четные пары, № 335 – нечетные пары.
– И отправился Иван Царевич дальше, а там три замка. А птичка нам шепнула, что Елена Прекрасная находится в том замке, площадь территории которого больше всего.
– Вспомним, как найти площадь.
№ 338.
– Итак, мы нашли замок, где находится Елена Прекрасная, но на пути снова препятствие. Елена Прекрасная выйдет только в том случае, если мы верно решим примеры.
№ 337.
Работа идет по вариантам:
Вариант 1 – 1-я строчка.
Вариант 2 – 2-я строчка.
(Самопроверка по образцу)
VIII. Подведение итогов.
– Подходит к концу наше путешествие. Вы помогли Ивану Царевичу спасти Прекрасную Елену.
– А как вы думаете, почему у нас все получилось?
– Под каким девизом мы сегодня работали?
– Вернемся к теме сегодняшнего урока. Как она была сформулирована?
– Положите перед собой лист самооценки и отметьте уровень своих знаний по «шкале знаний» на конец урока.
Выставление оценок.
Учитель читает слова:
Спасибо за старание,
Ведь главное – желание,
А навык и умения
С годами к вам придут.
Домашнее задание: с. 77, № 336, 339.
Рефлексия
Определить своё настроение по итогам урока.