Просмотр содержимого документа
«Письменный прием вычитания вида 57 - 26»
Математика
Вычитание вида 57 - 26
Цели:познакомить с письменным приемом вычитания вида 57 - 26; закреплять навыки письменного сложения; развивать внимание и логическое мышление.
Планируемые результаты:учащиеся научатся моделировать прием вычитания вида 57 - 26 с помощью предметов; сравнивать разные способы вычитания и выбирать наиболее удобный; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помощью схематических рисунков и решать задачи; измерять отрезки и вычислять сумму длин звеньев ломаной; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I.Организационный момент
Вот и прозвенел звонок —
Начинается урок!
II.Самоопределение к деятельности
— Как назвать одним словом числа 24,33,42,81,60? (Двузначные.)
— Сколько десятков и сколько единиц в каждом из этих чисел? Назовите число, в котором 6 десятков, 8 десятков и 1 единица, число десятков и единиц одинаковое, 4 единицы.
— Какое число лишнее? Почему? (60- это круглое число. 81 — сумма чисел равна 9, а в остальных числах —6.)
— Запишите еще ряд чисел так, чтобы каждое число было на десяток меньше данных чисел.
— Каким правилом вы пользовались при выполнении вычислений? Как отнимали десятки, единицы? (Десятки отнимали от десятков, единицы — от единиц.)
Эти вычисления мы выполняли устно.
— Какой прием поможет выполнять вычисления быстрее и удобнее? (Письменный, столбиком.)
— Сделайте вывод: чему мы будем учиться сегодня на уроке?
IV.Работа по теме урока
1. Знакомство с вычислительным приемом
(На доске записано выражение.) 36-24
— Прочитайте выражение.
— Сколько десятков и единиц в каждом числе?
— 36 — это... (3 десятка и 6 единиц).
— 24 — это... (2десятка и 4единицы).
— Как будем вычитать 24? (Из 3 десятков вычтем 2 десятка, из 6 единиц — 2 единицы.)
— Выполните операцию вычитания на палочках.
— Какой получили ответ? (12, 1 десяток и 2единицы.)
— Сделайте подробную запись этого примера с помощью чисел. (Учитель делает запись на доске, а учащиеся — в тетрадях.) 36 - 24 = (30 + 6) - (20 + 4) = (30 - 20) + (6 - 4)
- В случаях вычитания, так же как и при сложении, удобно записывать числа одно под другим, чтобы легче выполнить вычисления. Десятки записываем под десятками, единицы - под единицами. Алгоритм вычитания
1. Пишем десятки под десятками, а единицы — под единицами.
2. Вычитаем единицы. Пишем результат вычитания под единицами.
3. Вычитаем десятки. Пишем результат вычитания под десятками.
4. Читаем ответ.
— Чем похож алгоритм вычитания на алгоритм сложения? (Десятки пишем под десятками, а единицы — под единицами.)
— Чем они отличаются? Какое слово мы заменили? (Слово «складываем» заменили на слово «вычитаем».)
2. Работа по учебнику
— Откройте учебник на с. 5. Прочитайте выражение на полях.
— Прочитайте, как можно выполнить устные вычисления.
— Объясните прием вычитания столбиком.
— Какой способ удобнее? Почему?
№1 (с. 5).
(Первые два примера решаются коллективно с объяснением, остальные — самостоятельно. Коллективная проверка.)
V.Физкультминутка
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
VI.Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№2 (с. 5).
— Прочитайте задачу.
— Составим краткую запись. Что известно в задаче? Что нужно узнать?
Кр. -8 ш.
Зол.-?, на З ш.
— Что значит «на 3 меньше»?
— Что необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Сколько красных шаров и сколько золотых.)
«. — Сколько красных? (8.)
— А золотых? (Столько же, сколько красных, но без3.)
— Запишите решение задачи в тетрадь. 8-3+8= 13(ш)-зелёных
(Один ученик работает на откидной доске. Самопроверка.)
№3(с.5).
- Сколько звеньев у этой ломаной? (3.)
- Как узнать длину ломаной?
- Выполните измерения, начертите ломаную и запишите решение.
(Коллективная проверка.)
VII.Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 5). Самостоятельное выполнение. Проверка в парах. - Оцените свою работу на уроке.
VIII.Подведение итогов урока
- Чему вы научились на уроке?
- Какой способ вычитания вам понравился больше: устный или письменный?