Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Моти- вация (самоопре- деление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. – Решите ребусы. | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. – Счет. – Пирамида | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели урока | | Озвучивает тему, цель урока | Слушают учителя | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности | |
III. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | | Фронтальная, индивидуальная. | П – устанавливают математические отношения между объектами; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; осуществляют логические действия; владеют способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями; используют различные способы поиска информации для решения учебно-познавательных и практических задач. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике; планируют, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. | Устные ответы, наблюдения учите-ля, выполненные задания |
| 2. Устный счет: 1) Заполнение таблицы. | а | 54 | | 60 | 36 | 96 | 360 | b | 18 | 10 | | 12 | | 4 | a : b | | 47 | 4 | | 24 | | | Выполняют задания. |
| 2) Арифметический диктант | • Уменьшите 360 на 60. • Уменьшите 800 в 2 раза. • Увеличьте 920 на 80. • Увеличьте 350 в 2 раза. • Найдите разность чисел 830 и 30. • Найдите сумму чисел 230 и 300. • Первый множитель 140, второй 3. Найдите произведение. • Делимое 91, делитель 7. Найдите частное. • На сколько 90 меньше 280? • На сколько 630 больше 400? • Во сколько раз 810 больше 90? | Выполняют задания | Индивидуальная |
IV. Изучение нового материала | 1. Подготовка к введению нового вычислительного приема. | – Выполните деление с остатком. 167 : 10; 3 875 : 100; 65 : 20 – Объясните по записи, данной на страни- це 29 (1) вверху, решение примеров 630 : 90, 5 400 : 600. | Выполняют задания. | Фронтальная, индивидуальная. | Знание письменного приема деления на числа, оканчивающиеся нулями |
| 2. Объяснение учителя | – Вы научились делить на числа, оканчивающиеся нулями, когда не было остатка (он был равен нулю). При этом сначала делили на 10 или на 100, а затем результат делили на другой множитель произведения, которым заменили делитель. Этим приемом пользуются и при делении с остатком. Сегодня будем учиться письменно выполнять деление с остатком. Надо разделить 596 на 70 (запись на доске). Сколько цифр будет в частном? – Найдите частное так же, как при делении без остатка. – Узнайте, сколько разделили. – Найдите остаток. – Сравните остаток с делителем | – Одна. – Разделим 596 на 10 и полученное частное 59 разделим на 7, в частном будет 8. – Умножим 70 на 8, получится 560. – Вычтем 560 из числа 596, получится 36. – 36 меньше, чем 70, значит, частное равно 8, а остаток – 36. Читают объяснение нового материала на с. 29 (2), вверху | Фронтальная | К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета | |
V. Первич- ное закрепление | Работа по учебнику. | № 102–104. | Решают с комментированием. | Фронтальная. | | Применение письменного приема деления на числа, оканчивающиеся нулями. |
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Выполнение дви-жений соглас- но инст-рукции |
VI. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 105 (под руководством учителя). 1) 500 : 100 = 5 (раз) – столько раз по 100 км укладывается в 500 км. 2) 9 · 5 = 45 (л). Ответ: 45 л бензина потребуется, чтобы проехать 500 км. | После чтения задачи выполняют к ней чертеж, а затем записывают решение. | Фронтальная, индивидуальная. | П – проводят анализ, синтез; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют поиск необходимой информации, моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.), построение логической цепи рассуждений, доказательство; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, | Устные ответы, записи в тетради |
| | № 106. 1 ц = 100 кг 1 т = 1000 кг 1) 100 : 2 = 50. 2) 3 · 50 = 150 (кг). 3) 1000 : 2 = 500. 4) 3 · 500 = 1500 (кг). Ответ: 150 кг хлеба выйдет из 1 ц муки; 1500 кг хлеба – из 1 т муки. | Решают самостоятельно (с последующей проверкой). |
| 2. Решение примеров. | № 108. Организует фронтальную проверку. | Выполняют задание. | | базовыми предметными понятиями. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют планирование, контроль, коррекцию, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К – строят речевое высказывание в устной форме, используя математическую терминологию; используют умение вести диалог, речевые коммуникативные средства. Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; понимают важность и необходимость изучения математики в жизни человека | |
| 3. Задача на смекалку. | Буратино и его друзья Буратино, Мальвина и Пьеро, спасаясь от Карабаса-Барабаса, выбежали на берег озера. Мальвина и Пьеро сели на черепаху Тортилу. Буратино же места не хватило, поэтому он бросился вплавь. Буратино может переплыть озеро за 30 мин, а Тортила – в 3 раза быстрее (с грузом или без него). Карабас-Барабас побежал вокруг озера, и на это ему потребуется 30 мин. – Как беглецам быстрее переплыть озеро? – Успеют ли Буратино и его друзья убежать от Карабаса-Барабаса, если от озера до папы Карло им надо бежать 18 мин, а Карабас бежит в 2 раза быстрее, чем Буратино и его друзья? | I вариант – первая строчка, II вариант – вторая строчка. Решение: когда Буратино доплывет до середины озера, Тортила успеет доплыть до берега (высадив Мальвину и Пьеро) и встретить на середине Буратино, ведь Тортила плывет в 3 раза быстрее, чем он. На середине озера Буратино будет через 30 : 2 = 15 (мин). Значит, Тортила с Буратино достигнут берега через 15 : 3 = 5 (мин). Буратино достигнет берега через 15+ 15 : 3 = = 20 (мин). Через 30 – 20 = 10 (мин) после этого на место высадки прибежит Карабас-Барабас. За это время беглецы будут от папы Карло в 18 – 10 = 8 (мин) бега. Карабасу-Барабасу бежать до папы Карло 18 : 2 = 9 (мин). А так как 8 тино и его друзья успеют убежать от Карабаса-Барабаса. | Фронтальная. |
| 4. Задания из электронного приложения к учебнику | | Выполняют задания | Индивидуальная | | |
VII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что нового мы сегодня узнали на уроке? – Какие знания вам понадобилось на этом уроке? – Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным? – Где испытали трудности? – Какие задания вам необходимо еще раз выполнить? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VIII. Домаш-нее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 29, № 107 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения | |