kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока математики "Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Технологиче кая карта урока составлена для урока комплексного применения знаний и умений (закрепление изученного материала) по теме «Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями». (4 класс,  УМК « Школа России»)

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики "Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями" 4 класс»






Урок математики

в 4 классе по программе «Школа России»

разработала учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Акимова Светлана Леонидовна








Класс: 4

Предметная область: математика, УМК « Школа России»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (закрепление изученного материала).

Тема: «Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями».

Цель: формировать у учащихся умения овладеть письменным приёмом деления на числа, оканчивающиеся нулями.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- Формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы и стратегии; представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Оборудование урока: АРМ, презентация к уроку, раздаточный материал (алгоритм деления на карточках, карточки с примерами). Учебник: М.И.Моро « Математика» 4 класс, часть 2.








Тема: Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (закрепление изученного материала)


Задачи:

- закреплять алгоритм письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями;

- учить применять это алгоритм при вычислениях и решении задач, т.е. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности ;

- учить логически мыслить, рассуждать

Основное содержание темы: освоение алгоритма письменного деления многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями.

Термины и понятия: алгоритм письменного деления многозначных чисел, делимое, делитель, значение выражения, метод подбора, пробная цифра, частное.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать алгоритм деления многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями;

- выполнять письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями;

- выполнять проверку;

- выполнять действия с именованными числами;

- решать задачу и оформлять письменное вычисление, используя алгоритм деления многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями

Метапредметные:

Познавательные:

- формировать осмысление приемов деления на числа, оканчивающиеся нулями;

- способствовать развитию готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач;

- формировать умения обобщать знания и делать выводы;

- формировать умение владеть навыками смыслового чтения математических текстов в соответствии с поставленными целями и задачами;

- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения задач;

- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Регулятивные:

- способствовать освоению приемов деления на числа, оканчивающиеся нулями;

- формировать умение определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы);

- формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- учить определять и формулировать цель деятельности;

- формировать умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

- формировать умение адекватно оценивать свою деятельность

Коммуникативные: - формировать умение отвечать на поставленный вопрос;

- формировать умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- формировать умение с помощью вопросов  получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах);

- развивать умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- формировать умение аргументировать свои высказывания;

- формировать умение четко выражать свои мысли;

- формировать умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.

Личностные:

- понимать универсальность математических способов познания закономерностей мира, уметь строить и преобразовывать модели отдельных процессов и явлений;

- уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

- развивать познавательные интересы, учебные мотивы;

- формировать адекватную позитивную самооценку, самоуважение и самопринятие

Межпредметные связи:

- русский язык: строить монологическую речь, вести диалог по результатам наблюдений;

- информатика: умение работать по алгоритму

Ресурсы урока: рабочая программа; учебник М.И.Моро « Математика» 4 класс, часть 2, с. 34

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой)

1.

Самоопределение к деятельности


Цель:

-мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне.




Создание проблемной ситуации

Цель:

- выявление места и причины затруднения;

- поиск путей разрешения проблемы

I Организационный этап

Создаёт эмоциональный настрой на работу.

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

- Прозвенел звонок – начинается урок.

- Повернитесь друг к другу, мысленно пожелайте удачи, добра… улыбнитесь.

Учитель предлагает занять свои рабочие места.

II - Запишите число, классная работа.

- Посмотрите внимательно на карточки на доске и предложите работу, которую мы можем выполнить.


discimus. schlae, sed vitae Non


- Могу сказать, что это высказывание на латинском языке одного из античных мудрецов.

- Как же быть? Как составить предложение?

- А как же быть с другими словами? Дам подсказку. (Открываю числа.)

- Кто догадался?

- Расположите числа правильно.

- Получилось высказывание. А вот что оно означает, узнаем в конце урока.


Non schlae, sed vitae discimus. (Нон схоле, сед витэ дисцимус.)

60123 70124 80125 90126 100127


- Посмотрите на ряд. По какому принципу составлен этот ряд.


- Найдите «лишнее» число. Дайте характеристику этому числу.



III Минутка чистописания.

- Пропишите всю строку данное число, правильно записывая в клетке каждую цифру.

- Посмотрите на свою работу. Оцените. Если вам понравилось выполнение задания, поставьте на полях «+».

Стоят у своих мест.

Эмоционально настраиваются на работу.

Включаются в учебную деятельность.






Поддерживают диалог.


- Скорее всего, здесь записано предложение. Нужно из этих слов составить предложение. Но здесь иностранные слова, значение которых мы не знаем.


- Мы знаем правила записи предложений: первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце ставится точка.



- Числа должны быть записаны в порядке возрастания.







- Единицы I класса увеличиваются на единицу, а единицы II класса на 10.


- 100127 – это шестизначное число, нечётное, в нём 127 единиц I класса, 100 единиц II класса. Это число не делится на 5. Предшествующее число 100126, последующее число 100128.



Выполняют задание.


Оценивают свою работу.


Личностные УУД:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять познавательную активность для выполнения исследовательской деятельности


Познавательные УУД:

- постановка и формулирование проблемы

- поиск и выделение необходимой информации;

- построение логической цепи рассуждений;

- формирование умения обобщать знания и делать выводы;

- анализ с целью выделения главных признаков;




Коммуникативные УУД:

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли;








Регулятивные УУД:

- самооценка

(формирование умения адекватно оценивать свою деятельность);

2.
























3.





























































































































































4.































5.

Актуализация знаний


Цель:

-готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий.















Работа по теме урока






























Взаимоконтроль с проверкой по эталону.


Цель:

-Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

- Проверить умение делить многозначные числа на числа, оканчивающиеся нулями.



























Работа в группах












































Самостоятельная работа с взаимопроверкой и самопроверкой по эталону.





































Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

-Оценить результаты собственной деятельности;


- Осознание метода построения границ применения нового знания




















Информация о Д/з, инструктаж по его выполнению.

Ведёт подводящий диалог.

( Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)

- Рассмотрите страницу 34 учебника, определите тему нашего урока. Чем будем заниматься?










- Что понадобится на уроке? Какие знания, умения будем использовать на уроке?








Физминутка

Уч. с. 34 № 129

- Какие задания нужно выполнить в этом номере?



- Что вы заметили в решении этих примеров? Какие ошибки вы нашли? Как вы думаете, почему были допущены ошибки?



- Что нужно сделать, чтобы не допустить подобных ошибок?



- Вспомните и назовите алгоритм деления многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями.



- Работайте в парах.

- Исправьте ошибки, решая примеры устно. Можно использовать черновик и карточку с алгоритмом, если вы ещё затрудняетесь, деля многозначные числа.






- Проверим вашу работу.

- Расскажите о найденных ошибках.





Показывает слайд с правильно решённым примером.







Показывает слайд с правильно решённым примером.


- Что можно сказать о примерах в № 130?



- Этот номер вы будете выполнять дома.



Уч. с. 34 № 136

- Какие задания нужно выполнить в этом номере?


- Что заметили в этом номере?



- Решите в парах, кто каким способом будет решать.

- Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат: на полях закрасьте одну клетку зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму. Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность.

- Выполните вычисления.

- Поменяйтесь тетрадями и сделайте проверку работы вашего товарища. Поставьте «+» или « - « рядом с каждым примером.

- На полях под закрашенной клеткой товарища закрасьте клетку зелёным цветом - если нет ошибок, если есть ошибки – жёлтым. - Верните тетрадь владельцу. - Совпал ли ваш прогноз с результатом?


Решение задач

- Прочитайте задачи № 131 и № 132 про себя. Что можете сказать про эти задачи?



- Но задача № 131 содержит 2 вопроса, почему же она простая?


- Решать задачи будем по группам. Вспомните правила работы в группах.


- Разбейтесь на группы по вариантам. I вариант будет решать задачу № 131, а II вариант - № 132. Сейчас вы соберётесь группой и обсудите оформление краткой записи, затем каждый на своём месте решит задачу. Опять соберётесь группой и обсудите решение.


131

В 1 ящике Количество ящиков Всего кг

20 кг ? ящ. 675 кг

П. ящ - ? кг


675 : 20 = 33 (ост. 15)

Ответ: потребуется 33 ящика; в последнем ящике будет 15 кг моркови.


132

В 1 ряду Количество рядов Всего мест

30 мест ? р. 942 м.


942 : 30 = 31 (ост. 12)

Ответ: 31 полный ряд в этом зале могут занять зрители с билетами.


- Как решали задачи? Что нужно помнить при решении этих задач?

- Какие затруднения испытывали при решении задач?

- Какие ошибки допустили при решении задач? При записи решения в тетрадь?

- Сверьте с образцом.

Показывает слайд с решением задач.

- Если у вас не было ошибок при решении и записи задачи поставьте себе «+» на полях.

Работа в парах

- Перед вами лежат карточки с заданиями на экране появятся данные из нашего проекта «Магнитогорск в числах и величинах». При выполнении заданий ответы будут совпадать с одним из данных, которые вы озвучите.

Карточка

- Выразить:

982000 м = …км 982 км = …….м

452000 м = …км 452 км = …….м

118000 м = …км 118 км = …….м

412000 м = …км 412 км = …….м

392000000 кв.м = 392 кв. км = ….….кв.м


- Как выполняли задание?













– Рассмотрите второе задание. Оно состоит из трёх частей.

- Какое из них далеко от темы нашего урока?


А) 220800 : 300 (736) 316200 : 50 (6 324)

Б) 48959 - 7238   24568 - 6538

784 2907

В) 470400 : 600 + 87210 : 30 (3691)

- Осталось 2 задания.

- Выберите себе то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его.

- Сверьте свою работу с образцом. Поставьте «+» или « - « рядом с каждым примером.

Показывает слайд с правильно выполненным заданием.

- Вспомните тему нашего урока.




- Какую задачу мы ставили перед собой?


- Решили ли мы эту задачу?


- Вернёмся к высказыванию античного мудреца на латинском языке.

- Хотели бы вы узнать перевод сказанного?

- Тогда выполните задание.


Читает задание.

- Чему равно частное от деления чисел 3200 и 800? (4)

- Увеличьте число 33 в 20 раз? (660)

- Первый множитель 300, второй 20. Чему равно произведение? (600)

- Уменьшите число 3500 в 70 раз. (50)

- Уменьшите число 4700 в 100 раз. (47)

- Увеличьте 15 в 1000 раз. (15000)


- Прочитайте высказывание.

- Согласны ли вы с мудрецом? Почему?


Оценивание работы учащихся

- Я прошу поднять руку тех детей, которые считают, что их объём работы на уроке можно оценить.

- Почему ты так считаешь?

- А как считают товарищи по группе?


Проводит инструктаж домашнего задания.

Д/з: Уч. с 34 № 130, 137, 138


Благодарит ребят за работу.


Участвуют в диалоге.



- Это урок закрепления, на странице нет человечка с буквой «Н». Повторять будем тему «Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями». Это видно по заданиям № 129, 130, 136, 137, а также по задачам № 131 и 132. Будем повторять деление с остатком (№ 129 и №130). Вспомним, как делать проверку примеров на деление с остатком (№ 129 и №130) и проверку примеров на деление (№ 136). Будем решать задачи разных видов, работать с именованными числами.


- Математические знания: алгоритма письменного деления, порядка действий, алгоритм решения задачи, знание единиц измерения и действия с именованными числами.

- Общеучебные умения, т.е. те, которые формируются и необходимы на каждом уроке: умение работать с учебником, с текстом, умение работать в паре, группе, умение проверять свою работу, анализировать свою деятельность.



- Рассмотреть решение примеров на деление с остатком, найти ошибки в вычислениях и исправить их.

- В частных пропущены нули. Ошибки допустили потому, что не определили, сколько будет цифр в частном. А поэтому не увидели, что допустили ошибку и не исправили её.


- Сначала нужно найти первое неполное делимое и определить количество цифр в частном. А дальше действовать по алгоритму.


Рассказывают алгоритм.

Алгоритм

  1. Нахожу первое неполное делимое.

  2. Определяю, сколько будет цифр в частном.

  3. Делю первое неполное делимое.

  4. Полученное число умножаю на делитель.

  5. Вычитаю из первого неполного делимого полученный результат.

  6. Сравниваю остаток с делителем: если остаток меньше, то продолжаю деление; если остаток больше, то исправляю ошибку.

  7. Сношу цифру, получаю второе неполное делимое, продолжаю деление.


- В первом примере ошибку допустили при делении второго неполного делимого:

получили второе неполное делимое 45;

45 разделим на 70, получим 0,

поэтому в частное пишем 0.

В учебнике ошибка, забыли написать в частное 0.

Правильный ответ: 506 ост. 38.

- Во втором примере допустили ошибку при делении третьего неполного делимого:

получили третье неполное делимое 600;

600 разделим на 800, получим 0,

поэтому в частное пишем 0.

В учебнике ошибка, забыли написать в частное 0.

Правильный ответ:390 ост. 600


- Это тоже примеры на деление с остатком и на деление на круглое число. Решая эти примеры нужно помнить алгоритм письменного деления на круглое число. И начинать деление нужно с определения количества цифр в частном.



- В этом номере нужно выполнить деление и выполнить проверку умножением.

- Делимое и делитель – круглые числа.

Выполнить деление можно двумя способами:

1сп. – выполнить обычное деление на круглое число;

2сп. – мы видим, что делимое и делитель являются круглыми числами, поэтому в примере каждое число можно разделить на одинаковое число, а потом продолжить деление.




Прогнозируют результат и выполняют задание.








Взаимопроверка.




- Эти задачи похожи друг на друга. Они обе простые, потому что мы сразу можем ответить на главный вопрос задачи.


- Потому, что выполнив одно действие, мы ответим на оба вопроса.


Вспоминают правила работы в группах.

- Не обижать и не обижаться.

- Слушать и слышать товарища.

- Участвовать всем.

- Быть внимательным.

- Уважать позицию товарища.

- Соблюдать тишину.



Разбиваются на группы по вариантам.

Обсуждают оформление краткой записи.

Возвращаются на место и решают задачу.

Собираются группой и обсуждают решение.















- Приёмы деления с остатком и деления на числа, оканчивающиеся нулями





Сверяют свою работу с образцом.

Оценивают свою работу.



Дети выполняют задания по вариантам, затем обмениваются карточками и проверяют работу друг друга. После проверки сверяют с данными Магнитогорска на экране и озвучивают их.

982 км - протяженность улиц города:

452 км - в Ленинском;

118 км - в Правобережном;

412 км - в Орджоникидзевском.

392 кв.км – площадь города Магнитогорска


- I вариант: Мы выполняли преобразования: метры преобразовывали в километры. Для этого число делили на 1000-круглое число, убрали столько нулей сколько их в числе 1000. Квадратные метры – в квадратные километры. Для этого делили на 1000000.

- II вариант: А мы километры преобразовывали в метры. Для этого число умножали на 1000, т.к. в 1км – 1000метров (к числу приписывали столько нулей, сколько их в числе 1000). И квадратные километры преобразовывали в квадратные метры. Для этого число умножали на 1000000.




- Лишнее задание Б, так как оно не подходит к теме нашего урока. Оно подошло бы к теме – вычитание многозначных чисел. Задание А – нужно выполнить деление столбиком, а в задании В - вспомнить порядок действий и вычислить.











Сверяют свою работу с образцом.

Дети вспоминают поставленную цель и учебную задачу урока.

- Деление многозначных чисел на числа, которые оканчиваются нулями.

- Научиться письменно делить на числа, оканчивающиеся нулями.

- Научились письменно делить на числа, оканчивающиеся нулями.




Дети выполняют задание и на доске переворачивают карточки с правильным ответом.


Не для школы, а для жизни мы учимся.

47 660 4 600 50 15000








Тот, кто поднял руку, анализирует и оценивает свою работу на уроке.


Высказывают своё мнение.





Записывают задание в дневники.




Познавательные УУД:

- построение логической цепи рассуждений;

- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные УУД:

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли;











Предметные УУД:

- знание алгоритма деления многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями;

- умение выполнять письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями;

- умение выполнять проверку;

Познавательные УУД:

- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;


Коммуникативные УУД:

- формирование умения отвечать на поставленный вопрос;

- формирование умения осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Регулятивные:

- формирование умения взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

































Регулятивные:

- формирование умения прогнозировать результат;









Предметные УУД:

- умение решать задачу и оформлять письменное вычисление, используя алгоритм деления многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями


Познавательные УУД:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение и поиск необходимой информации;


Коммуникативные УУД:

- умение достаточно полно и чётко выражать мысли;

- интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие;



Регулятивные УУД:

- планирование;

- контроль;

- коррекция;

- самооценка.

















Предметные УУД:

- умение выполнять действия с именованными числами;
























Познавательные УУД:

- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Предметные УУД:

- умение выполнять письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями;

- знание порядка выполнения действий в выражении;




Регулятивные:

- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

- умение структурировать знания;


Коммуникативные УУД:

- аргументировать свои высказывания;







Прогнозируемый результат:

Предметные:

В конце урока ученики

1.Знают алгоритм письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями.

2.Умеют письменно делить на числа, которые оканчиваются нулями.

Метапредметные

1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.

2.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками



10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Акимова Светлана Леонидовна

Дата: 29.05.2020

Номер свидетельства: 551887


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства