ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ
ТЕМА:
«ПЕРЕСТАНОВКА МНОЖИТЕЛЕЙ»
учитель высшей категории
гимназии №5,
Соболева Н.В.
ЦЕЛЬ УРОКА:
1) Образовательная:
познакомить с переместительным свойством умножения;
решать задачи на нахождение произведения;
закреплять навыки устных и письменных вычислений.
2) Развивающая:
развитие памяти, внимания, логического мышления, речи, познавательных интересов.
3) Воспитательная:
воспитывать аккуратность, любовь к природе.
- Сегодня урок необычный, урок-путешествие.
– Мы перейдем через мостик и попадем в страну математику.
А вот наш маршрут:
ОТДЫХАЛОЧКА- ЗАКРЕПЛЯЛОЧКА-
ПЕРВОЦВЕТЫ ПУТЕШЕСТВИЕ
ПОДНИМАЛОЧКА ЗАКРЫВАЛОЧКА
СЧИТАЛОЧКА- ОТКРЫВАЛОЧКА-
ВЕСНУ ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ
ЗАЗЫВАЛОЧКА ПРИВЕЧАЛОЧКА
ДОСКА: - Прочитайте слова с доски. - Что записано? (названия весенних месяцев)
МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ
-Вот мы и будем путешествовать по весне.
УСТНО:
а) Весенние месяцы приготовили задания:
( 3 человека работают у доски )
МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ
Х + 16 = 90 27 + 30 3дм…37см
71 – 25 6см9мм…96мм
60 – 28 1ч…80мин
-Остальные дети решают примеры с шарами.
- Прочитайте числа, записанные внизу.
- Запишите их в порядке убывания на своих шариках.
(у каждого ребенка листок прямоугольной формы с изображенными шарами)
-Какое число записали самое большое, какое самое маленькое?
- Назовите число в котором 2дес.3ед., только четные числа и т.д.
СОЕДИНИ ПРИМЕР С РЕЗУЛЬТАТОМ
ЧТОБ В ВЕСЕННЕЕ НЕБО ШАРЫ ЗАПУСТИТЬ,
НАМ НУЖНО ПРИМЕРЫ СКОРЕЕ РЕШИТЬ.
б) Проверка заданий с доски: перед вами зеленый и красный светофорчики, посмотрите на уравнение, если выполнено верно, поднимите зеленый, а если есть ошибка- красный. Аналогично проверяют 2-е и 3-е задания. 1 этап
в) В стране математики наступила весна. Прилетели первые ее вестники. На уроке «Окружающего мира» вы рассказывали о многих перелетных птицах. Среди них есть одна удивительная птица с ярким оперением. За ее красноватый хвост ее назвали горихвосткой. Она занесена в Красную книгу Осетии. Интересна тем, что поет практически круглые сутки. ПОКАЗЫВАЮ «КРАСНУЮ КНИГУ ОСЕТИИ»
ЗАДАЧА: Переверните листик(с изображенными шарами)-это у нас скворечник. 2дм
4дм
Р=
Р=
Ширина его 2дм, а длина 4дм, по краям Сережа украсил его каемкой. Узнайте, какой длины должна быть эта каемка.
ПРОВЕРКА: (один ребенок решает на обратной стороне доски, когда закончили:
- У кого так же, как на доске?
- А кто может по- другому решить эту задачу? (одинаковые множители можно заменить умножением) 2 этап
2) Ф.М.- (физ.минутка) –под музыку:
«ДВАЖДЫ ДВА ЧЕТЫРЕ»
–О каком действии пелось в песне?
- Давайте вспомним, что мы знаем об умножении.
(дети говорят, что такое умножение; как называются числа при умножении; результат умножения) по ходу вывешиваю на доску:
Сумму одинаковых слагаемых можно заменить умножением.
1 множитель
2 множитель
произведение
На доске записаны примеры:
4х3= -Запишите 1-ый пример, найдите значение
5х2= заменяя умножение сложением.
2х73= - Легко ли сейчас сосчитать, 73раза прибавить 2?
(Нам трудно выполнить это задание, наверное нам не хватает каких-то знаний.)
- Давайте попробуем их открыть. -Объединитесь в 3 группы (по рядам), перед вами карточки- выполните задания следуя по шагам:
Соедините стрелкой примеры, которые чем-то похожи друг на друга. Найдите их значение.
Что общего в этих примерах?____________________________
Чем примеры отличаются? __________________поменялись местами.
Изменилось ли значение произведения?
ВЫВОД: Множители ______________________местами, а значение произведения ____________________________ .
ПРОВЕРКА:
-Что можно сказать о множителях? (дети отвечают, вывешиваю опору) МНОЖИТЕЛИ ПОМЕНЯЛИСЬ МЕСТАМИ
-Что можно сказать о значении произведения? (опора) ЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ
-Вот вы побывали на месте ученых, и теперь сможете сравнить свой вывод с выводом математиков: с.48-читаем правило. 3 этап
3) физ.минутка (для глаз)
4) – Давайте проверим, подходит ли этот закон для решения других похожих примеров.
- Посмотрите на доску:
- Что изображено? (цветы)
НА ИНТ.ДОСКЕ:
- Как подсчитывали общее число цветов 1-ым выражением?
(считали по строкам - в одной строке 7 цветов, а таких строк 4)
- А как по-другому узнать количество цветов? (сосчитать столбцы – в одном столбце 4 цветка, а таких столбцов 7)
- Посмотрите на множители в произведениях, что можно о них сказать?
(одинаковые, только поменяли их местами)
- Посмотрите на результаты, что о них можно сказать? (одинаковые)
- Какой вывод можно сделать?
ОТ ПЕРЕСТАНОВКИ МНОЖИТЕЛЕЙ ЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ .
УЧЕБНИК:
№1,стр.48 –прочитайте задание.
-Самостоятельно вычислите значение 2-х выражений, используя значения 1-х выражений.
ПРОВЕРКА: -Сравните полученные результаты 1-го столбика, почему одинаковы? (правило) т.д. примеры 2-го и 3-го столбиков. 4 этап
Задача №2, стр.48.
-Прочитайте условие.
- О чем говорится в задаче? ( о кустах смородины)
- Что значит в каждом ряду? ( в 1-м)
- Просят сделать чертеж, что будем изображать?( ряды) –Сколько? (3)
- Изобразим в виде прямоугольников. 5к.
?
5к.
5к.
Анализ и решение задачи:
- Какая это задача? ( простая)
- Почему? (сразу узнать сколько всего кустов мы можем. Мы знаем два числа: сколько кустов в одном ряду- их 5 и сколько таких кустов- их 3.
- Как узнать сколько всего кустов в трех рядах? (сложением)
-Какие слагаемые в сумме? (одинаковые)
- Каким действием можем заменить? (х) -Почему? ( хором правило) - Запишите решение задачи умножением. (5х3=15(к.))
-Можно ли применить переместительное свойство умножения? Почему нет? 5 этап
9) ЗАВЕРШИТЬ УРОК НАМ НУЖНО,
И ДЛЯ ЭТОГО СЕЙЧАС,
ВСПОМНИМ БЫСТРО ЧТО-ЖЕ, ЧТО-ЖЕ
ВЫ УЗНАЛИ В ЭТОТ РАЗ.
-Что интересного было на уроке?
Оценки за урок…
10) Д/З стр.48, №3,№5.
-Посмотрите, какая прекрасная гостья к нам пришла. Кто это?(ВЕСНА)
-Благодаря вашей хорошей работе мы ускорили ее приближение. Спасибо за урок.