Цели:  
 Образовательная: 
  Познакомить с  перестановкой   и   группировкой   множителей (с переместительным и сочетательным свойством умножения);  учить использовать эти свойства для рационализации устных и письменных вычислений;  закрепить знания устной и письменной нумерации;   совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи на движение  повторить виды треугольников и геометрический материал;    Развивающая:  
  развивать навык устного счёта;  совершенствовать мыслительные операции: анализа, сопоставления;  развитие умения аргументировать своё мнение;  развивать интерес детей к математике, их математические способности;  развитие мыслительной деятельности, познавательной активности, мышления, наблюдательности, внимания, памяти;  развитие умения давать самооценку своей деятельности    Воспитательная:  
  воспитывать дисциплинированность, ответственность, самоуважение; активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения;  воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку;    создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.    Форма проведения :  урок – путешествие с применением ИКТ. 
 Оборудование  : компьютер, мультимедиа проектор, презентация. 
  
 Ход урока.
 I .  Организационный момент. 
  
  Начинается урок,
 Он пойдёт ребятам впрок!
 Постарайтесь всё понять,
 Учитесь тайны открывать,
 Ответы полные давать
 Чтоб за работу получать
 Только лишь отметку 5.
 II .Устный счёт. (Слайд 1) 
 а ) из истории математики; 
 Учитель:  В 16 веке обучали только мальчиков. Девочки оставались безграмотными. Обучение длилось три года. За три года дети выучивались только считать, складывать и вычитать. Кто хотел продолжить учение, тот сам должен добывать «Считание удобное» (таблица умножения) и изучать его.
 Задача:  В первой школе училось 16 мальчиков, во второй 8 мальчиков, а в третьей 4 мальчика.
          Какие вопросы нужно поставить, чтобы решением задачи были следующие выражения:
  16 + 8 + 4  16 - 8   8 : 4  16 : 8    Учитель:   Итак, «Считание удобное» (умножение) в 16 веке было доступно не каждому. А мы покажем, что знаем об умножении в 21 веке.
 а) Игра «Молчанка» (Слайд 2) 
 3 * 6 : 2 * 7 : 3 * 4 : 2 = 42
 24 : 4 * 5 * 3 : 6 * 3 : 9 = 5
 б)  -А какие парные множители дают число9? 25? 16? 36? 49? 64?81?4?                                                                                    
 -А как называются числа при умножении?
 -А как найти неизвестный множитель?
 в) свойства умножения 
 Учитель:  Какими свойствами обладает действие умножение?
 (учитель открывает план на доске после ответов учеников)
 (Слайд 3)
  2 * 4 * 5 = 2 * 5 * 4  6 * 4 * 10 =(6 * 4) *10  (3 + 4) * 7 = 3 * 7 + 4 * 7    Ученики:      
  от перестановки множителей произведение не изменяется;  два соседних множителя можно заменить произведением;  чтобы умножить сумму на число, можно каждое слагаемое умножить на число, а результаты сложить.    III . Изучение нового материала.  
 а) перестановка   и   группировка   множителей (Слайд 4)  
 Найдите значение данного выражения:
 (7*2*5 = 14*5 = 70)
 -  Попробуйте перемножить эти числа так, чтобы легче и удобнее было вычислить ответ.
 7*2*5 = (2*5)*7 = 70
 - Какой закон умножения мы использовали? (сочетательный).  Да, мы переставляли множители, чтобы удобно было решать.
 Запишите в тетрадь.
 (Выйти к доске 8 человек. Как можно назвать? Поменяйтесь местами. Сколько вас стало? Встаньте парами так как вам нравиться. Что произошло?)  
 -Если в выражениях множителей много, то можно использовать группировку. Теперь найдите значение этого выражения.
 25*3*4*9
 - Как нам удобнее решить?
 - Подумайте, как лучше переставлять и группировать эти множители.
 25*3*4*9 = (25*4) * (3*9) = 100*27 = 2 700
 Запишите в тетрадь.
 Какой вывод можно сделать? (Сравнить свой вывод с правилом в учебнике). (Слайд 6)
 Какая тема урока?
 Какие цели поставим на урок?
 б) работа с учебником 
 Стр 28 №1 (Слайд 8) 
 Стр.28. №2 .
 а) 98 * а   а * 98
 Что проделали для решения данного выражения? (переставили множители).
 б) (98 * 100) * с….(98 * с) *100                              
 Что делали?  (группировали множители).
 в) Работа в парах. (карточка) 
    15  ∙ 7 ∙ 4  ∙ 10 =(15 *4) * 7 * 10 = 4200
 25  ∙ 3  ∙ 8 ∙ 4 = (25 * 4) * (3 * 8) = 2400  
 Г) Стр.28 №3 (Слайд 9) 
 Решают самостоятельно по учебнику, проверка на (слайде 10)
 Д) стр.28 №4 устно
 Е) стр.28 №5 (коллективно у доски по цепочке) (Слайд 11)
 Ж) стр.28 №6 (Слайд 12)
 Вывод (Слайд 13)
 (Слайд 14)
 IV . Закрепление изученного. 
 а) разгадай ребус.  
 РАССТОЯНИЕ. (Слайд 15)
 -Как величина расстояние связана с умножением? (формулы)
 б) решение задачи на движение 
 стр.29 №7(а) (Слайд 16) 
 стр.29 №7(б) самостоятельно Проверка (Слайд №17) 
 в) самостоятельная работа(карточка)  
 1 уровень: 18 ∙ 7 ∙ 5= 
 2 уровень: 9 ∙ 15 ∙ 6 ∙ 10= 
 3 уровень: 35 ∙ 6 ∙ 5 ∙ 2=  
 Проверка 
 1 уровень: 18 ∙  7 ∙  5= 18 ∙  5 ∙  7=90 ∙  7=630
 2 уровень: 9 ∙ 15 ∙  6 ∙ 10=(15∙ 6)∙ (9∙ 10)=90∙ 90=81
  3 уровень: 35 ∙  6 ∙  5 ∙  2=(35∙ 2)∙ (6∙ 5)=70 ∙ 30=2100
 V . Рефлексия. 
 Напишите мне телеграмму. Укажите в ней какое у вас было настроение на уроке, с какими заданиями справились легко, а над какие вызвали затруднение.
 VI . Домашнее задание. 
 Стр.29 №8 (а), №9 (б).
 
    
    
    
    
            
                Просмотр содержимого документа 
                 
                «Конспект урока математики по теме Умножение чисел. Группировка слагаемых.» 
             
            
                                                              Конспект урока по математике в 4 «в» классе 
  по теме «Умножение чисел. Группировка слагаемых». 
    
  Учитель: Конина Вера Ивановна  
  Цели:   
  Образовательная: 
     Познакомить с перестановкой и группировкой множителей (с переместительным и сочетательным свойством умножения);
    учить использовать эти свойства для рационализации устных и письменных вычислений;
    закрепить знания устной и письменной нумерации;
    совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи на движение  
    повторить виды треугольников и геометрический материал;  
    Развивающая:    
     развивать навык устного счёта;  
    совершенствовать мыслительные операции: анализа, сопоставления;  
    развитие умения аргументировать своё мнение;  
    развивать интерес детей к математике, их математические способности;  
    развитие мыслительной деятельности, познавательной активности, мышления, наблюдательности, внимания, памяти;  
    развитие умения давать самооценку своей деятельности
    Воспитательная:    
     воспитывать дисциплинированность, ответственность, самоуважение; активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения;  
    воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку;  
    создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.  
    Форма проведения :  урок – путешествие с применением ИКТ. 
  Оборудование  : компьютер, мультимедиа проектор, презентация. 
    
  Ход урока.
  I . Организационный момент. 
  
  Начинается урок,
  Он пойдёт ребятам впрок!
  Постарайтесь всё понять,
  Учитесь тайны открывать,
  Ответы полные давать
  Чтоб за работу получать
  Только лишь отметку 5.
    
  II .Устный счёт. (Слайд 1) 
    
  а ) из истории математики; 
  Учитель:  В 16 веке обучали только мальчиков. Девочки оставались безграмотными. Обучение длилось три года. За три года дети выучивались только считать, складывать и вычитать. Кто хотел продолжить учение, тот сам должен добывать «Считание удобное» (таблица умножения) и изучать его.  
    
  Задача:  В первой школе училось 16 мальчиков, во второй 8 мальчиков, а в третьей 4 мальчика.
   Какие вопросы нужно поставить, чтобы решением задачи были следующие выражения:
     16 + 8 + 4
    16 - 8
    8 : 4
    16 : 8
      
  Учитель:   Итак, «Считание удобное» (умножение) в 16 веке было доступно не каждому. А мы покажем, что знаем об умножении в 21 веке.
  а) Игра «Молчанка» (Слайд 2) 
  3 * 6 : 2 * 7 : 3 * 4 : 2 = 42
  24 : 4 * 5 * 3 : 6 * 3 : 9 = 5
    
  б)  -А какие парные множители дают число9? 25? 16? 36? 49? 64?81?4?  
  -А как называются числа при умножении?
  -А как найти неизвестный множитель?
    
  в) свойства умножения 
  Учитель:  Какими свойствами обладает действие умножение?
  (учитель открывает план на доске после ответов учеников)
  (Слайд 3)
     2 * 4 * 5 = 2 * 5 * 4
    6 * 4 * 10 =(6 * 4) *10
    (3 + 4) * 7 = 3 * 7 + 4 * 7
    Ученики:      
     от перестановки множителей произведение не изменяется;
    два соседних множителя можно заменить произведением;
    чтобы умножить сумму на число, можно каждое слагаемое умножить на число, а результаты сложить.
    III . Изучение нового материала.   
    
  а)  перестановка и группировка множителей (Слайд 4) 
  Найдите значение данного выражения:
  (7*2*5 = 14*5 = 70)  
  - Попробуйте перемножить эти числа так, чтобы легче и удобнее было вычислить ответ.
  7*2*5 = (2*5)*7 = 70
  - Какой закон умножения мы использовали? (сочетательный). Да, мы переставляли множители, чтобы удобно было решать.
  Запишите в тетрадь.
  (Выйти к доске 8 человек. Как можно назвать? Поменяйтесь местами. Сколько вас стало? Встаньте парами так как вам нравиться. Что произошло?)   
  -Если в выражениях множителей много, то можно использовать группировку. Теперь найдите значение этого выражения.
  25*3*4*9  
  - Как нам удобнее решить?
  - Подумайте, как лучше переставлять и группировать эти множители.
  25*3*4*9 = (25*4) * (3*9) = 100*27 = 2 700
  Запишите в тетрадь.
  Какой вывод можно сделать? (Сравнить свой вывод с правилом в учебнике). (Слайд 6)
  Какая тема урока?
  Какие цели поставим на урок?
  б) работа с учебником 
  Стр 28 №1 (Слайд 8) 
  Стр.28. №2 .  
  а) 98 * а а * 98
  Что проделали для решения данного выражения? (переставили множители).
  б) (98 * 100) * с…..(98 * с) *100 
  Что делали? (группировали множители).
  в) Работа в парах. (карточка) 
  15 ∙ 7 ∙ 4 ∙ 10 =(15 *4) * 7 * 10 = 4200
  25 ∙ 3 ∙ 8 ∙ 4 = (25 * 4) * (3 * 8) = 2400   
  Г) Стр.28 №3 (Слайд 9) 
  Решают самостоятельно по учебнику, проверка на (слайде 10) 
  Д) стр.28 №4 устно
  Е) стр.28 №5 (коллективно у доски по цепочке) (Слайд 11)
  Ж) стр.28 №6 (Слайд 12)
  Вывод (Слайд 13)  
  (Слайд 14)
    
  IV . Закрепление изученного. 
  а)  разгадай ребус. 
  РАССТОЯНИЕ. (Слайд 15)  
  -Как величина расстояние связана с умножением? (формулы)
  б) решение задачи на движение 
  стр.29 №7(а) (Слайд 16) 
  стр.29 №7(б) самостоятельно Проверка (Слайд №17) 
  в)  самостоятельная работа(карточка) 
  1 уровень: 18  ∙  7  ∙  5= 
  2 уровень: 9  ∙  15  ∙  6  ∙  10= 
  3 уровень: 35  ∙  6  ∙  5  ∙  2=   
    
  Проверка 
  1 уровень: 18 ∙  7 ∙  5= 18 ∙  5 ∙  7=90 ∙  7=630
  2 уровень: 9 ∙ 15 ∙  6 ∙ 10=(15∙ 6)∙ (9∙ 10)=90∙ 90=81
  3 уровень: 35 ∙  6 ∙  5 ∙  2=(35∙ 2)∙ (6∙ 5)=70 ∙ 30=2100  
    
  V . Рефлексия. 
  Напишите мне телеграмму. Укажите в ней какое у вас было настроение на уроке, с какими заданиями справились легко, а над какие вызвали затруднение.
    
  VI . Домашнее задание. 
    
  Стр.29 №8 (а), №9 (б).