Ф.И.О. и должность автора: Калимова Светлана Леонидовна |
Образовательное учреждение: МОАУ СОШ № 1, филиал 1с. Возжаевки |
Предметная область: математика |
Краткая аннотация урока/занятия: |
Класс (профиль, если применено) 2 класс |
Тема (в рамках предметной области, если применено): Периметр квадрата и прямоугольника |
Тема урока/занятия: Периметр квадрата и прямоугольника |
Тип урока/занятия: ОНЗ (систематизация и обобщение, открытие новых знаний). |
Цели урока/занятия: обобщить, систематизировать, открыть новые знания о квадрате и прямоугольнике, о нахождении периметра этих фигур. |
Задачи урока/занятия: Обучающие: Актуализировать и упорядочить знания учащихся о прямоугольнике и квадрате. Формировать навыки изображения прямоугольника и квадрата. Вывести формулы периметра квадрата и прямоугольника. Развивающие: Развивать умение из всех знаний и умений выделить нужные на данном уроке. Развивать умение применять полученные знания и умения на практике. Развивать умения работать в группах, доказывать свою или принимать точку зрения другого ученика. Воспитательные: Умение самостоятельно оценивать результат своей деятельности, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. Развивать речь, внимание, логическое мышление. |
Ожидаемые результаты: Предметные: формирование навыка изображения геометрических фигур (квадрат и прямоугольник), умение находить периметр этих фигур по формулам. Коммуникативные: формирование умения работать в группах, доказывать свою точку зрения другого ученика. Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Личностные: мобильность, самостоятельность, толерантность, принимать точку зрения другого ученика. Познавательные: формирование умения строить речевые высказывания, работать с информацией, рефлексивность. |
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с карточками. |
Формы организации работы учителя: организационная, регулирующая, контролирующая. |
Технологические особенности: проблемный урок |
Используемое оборудование: интерактивная доска, магнитная доска, карточки для работы в паре, в виде геометрических фигур, карточки настроения с изображением солнышка и тучки (веселое, грустное), карточки самооценки (карточки – маршрутные листы). |
Используемые программы: Microsoft PowerPoint |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты Предметные УУД | Время (мин.) |
1 | Организационный момент | (Слайд №2) Громко прозвенел звонок - Начинаем наш урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. -Проверить свои рабочие места, все ли на месте, порядок ли. Вспомним, как правильно сидеть. Следим за осанкой. Но перед тем как мы приступим к работе, давайте поднимем карточки, с каким настроением мы начинаем занятие? (если хорошее настроение, то поднимаем солнышко, если плохое - тучку) - Откроем тетради. Запишем число. | Проговаривают стихотворение. Проверяют свои рабочие места, следят за осанкой. Поднимают карточки, показывающие настроение учащихся на начало урока. | | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). | 1-2 мин. |
2 | Актуализация знаний | - Ребята, вы любите путешествовать? - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Геометрия. (слайд №3) В этой стране живут фигуры, Линии, точки и тела, Треугольники, квадраты, Вот такие, вот, дела! Пусть в эту страну Не идут поезда. Страна Геометрия Рядом с нами в школе всегда. - Что это такое – геометрия? (слайд №3) - В переводе с греческого это слово означает «землемерие» («гео» – земля, «метрио» – измерять). - Вы готовы отправиться в страну Геометрия? 1. Индивидуальная работа. Индивидуальные карточки с разными видами работ для лучшего запоминания таблицы умножения. Ребята, как мы с вами отправимся в путешествие, если у нас нет транспорта. У каждого из вас на столе лежит геометрическая фигура, вам нужно найти значение выражения и приклеить свою фигуру к своему результату. - Что же у нас получилось? (слайд №4) оценить 1-й вариант:4, 12, 16, 28, 20, 18 2-й вариант: 9, 8, 24, 21, 36, 30 (магнитная доска) - Из каких геометрических фигур он состоит. Выведение существенных признаков прямоугольника и квадрата. (слайд №4) - Расскажите все, что знаете о квадрате и прямоугольнике? (слайд №4) - Чем они похожи, а чем отличаются? ( По мере рассуждений на доске появляется схема) четырехугольники
а прямоугольник квадрат
а
b
прямоугольники
все стороны равны противоположные стороны равны - Мы выяснили сходство и различие этих фигур. Эти знания нам сегодня пригодятся для дальнейшей работы. оценить - Ну вот, теперь уже можно отправляться в наше путешествие. - У вас есть маршрутные листы, где вы будете отмечать успех или неуспех каждого этапа. | Отвечают на вопрос учителя Ребята индивидуально решают задание и приклеивают свою фигуру к тому результату, который у них получился при решении. - Автобус. Уч-ся говорят, из каких геометрических фигур состоит автобус. Рассказывают то, что они знают о квадрате и прямоугольнике, чем они похожи и чем отличаются | Конструирова ние из геометрических фигур Знание математических понятий | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). | 5 мин. |
| Физ.минутка | - Но прежде нам нужно размяться, так как нам предстоит путешествие сидя в автобусе. (слайд №5) | Дети выполняют движения | | | 2-3 мин. |
3 | Формулирование темы и целей урока. | - Посмотрите на желтый фон в учебнике с.7. Как вы думаете, какие вопросы возникли у нашей знакомой? (слайд №6) - Можем мы помочь нашей знакомой? - Действительно, ответы на вопросы мы с вами уже знаем и можем рассказать девочке. Но, возможно, в ходе выполнения заданий, мы откроем что-то новое для себя. | - Что такое периметр (Р)? - В чем разница или сходство между Р квадрата и Р прямоугольника? Да. | | | 1-2 мин |
4 | Открытие нового знания | 1. Работа в парах по рядам (по одной фигуре) (слайд №7) Задание №1, с. 6.(устно) Начертите квадрат со стороной а, если а = 3см (1 ряд), 4см (2 ряд), 5см (3 ряд). Найдите периметр этих квадратов. Запишите выражения, заменяя умножением. РЕФЛЕКСИЯ: - Можете ли вы выполнить это задание? Какими умениями и знаниями вы будете пользоваться? Ответы детей появляются на слайде, по мере поступления их ответов.
(слайд №7) - Проверка у доски. Запишите выражения, которые у вас получились.
Что общего у всех выражений? Чем они отличаются? Почему?
Как изменяются периметры этих квадратов?
Выведем с вами формулу нахождения периметра квадрата. Р = а·4. (слайд №7)
Сравним с формулой в учебнике.
Подведем итог. Оказывается, периметр квадрата можно найти и с помощью действия умножения по формуле Р = а·4. оценить |
Дети чертят, проверяют друг у друга. Находят периметр, но перед этим вспоминаем, что такое периметр.
(прикрепить на доску) Периметр - сумма длин сторон плоской геометрической фигуры (многоугольника). Обозначение – Р. Единицы измерения: мм, см, дм, м, км. 1 ряд: Р = 3+3+3+3 = 3*4 = 12 см 2 ряд: Р = 4+4+4+4 = 4*4 = 16 см 3 ряд: Р = 5+5+5+5 = 5*4 = 20 см Находят общее в выражениях (первые множители разные, а вторые всегда 4; первый равен длине стороны квадрата, а второй - числу сторон) Периметры этих квадратов увеличиваются, т.к. увеличивается длина сторон квадрата. Эталон Сравнивают полученную формулу с формулой в учебнике. | Выведение формулы нахождения периметра квадрата | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). | 7 мин |
Цель работы: 1) актуализация знаний о смысле действия умножения; 2) актуализация знаний о способе нахождения периметра квадрата; 3) наблюдение за полученными выражениями (первые множители разные, а второй всегда 4; первый множитель равен длине стороны квадрата, а второй – числу сторон). |
5 | Первичное закрепление (работа по учебнику) | Задание № 2 стр.6. Найдите периметр квадрата, сделав соответствующие измерения. (слайд №7)
| Ребята работают самостоятельно | Уметь измерять стороны квадрата, определять периметр квадрата при помощи умножения | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). | 2 мин. |
| Физ.минутка | Математическое – не математическое (квадрат, суффикс, уравнение, плюс, приставка, прямая, задача, сочинение, периметр, прямоугольник, рассказ, сумма) | Ребята выполняют движения, соответствующие математическому и не математическому выражению. | | | 2 мин. |
6 | Открытие новых знаний | Работа в группах (слайд №8) Начертите прямоугольник длиной а и шириной b, если a = 5см, b= 2 см. Найди периметр. Запиши выражения, заменяя, где возможно, сложение умножением. Мы знаем, как находить периметр квадрата. Можем ли мы найти периметр прямоугольника по формуле?
Но мы знаем, что периметр - это сумма длин сторон, начнем с этого и посмотрим, что получится. Р = 2+5+2+5. (слайд №8) Что можно заменить на умножение? Р = 2+5+2+5 = 2*2 + 5*2 = 14. Почему умножаем на 2?
Выведем формулу и сравним с учебником. Р = а·2 + b·2.
оценить |
Дети чертят, проверяют друг у друга. Находят периметр. Думаю нет, т.к. в квадрате все стороны равны, а в прямоугольнике только противоположные Две противоположные стороны. Выводят совместно с учителем формулу нахождения периметра прямоугольника. Эталон Сравнивают полученную формулу с формулой в учебнике. | Выведение формулы нахождения периметра прямоугольника | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). | 5 мин |
7 | Закрепление (работа по учебнику) | а) Задание № 2 стр.6. Найдите периметр прямоугольника, сделав соответствующие измерения. (слайд №8)
-Что нам помогло при нахождении периметра прямоугольника и квадрата? - Какие ещё данные можно найти с помощью этих формул? б) Задание № 3, с. 6. (слайд №9) Найди ширину листа стекла прямоугольной формы, если его периметр 10дм, а длина 4дм. Как найдём ширину?
Найди его площадь. Вспомним, как найти площадь прямоугольника.
Найдем площадь. Для этого в формулу подставим известные значения. S = 1*4 = 4дм2 оценить | Формулы Длину и ширину.
Рассуждение детей. Если длина одной стороны прямоугольника - 4дм, значит, длина противоположной стороны тоже 4дм. Длина двух противоположных сторон - 8 дм. 10-8 = 2 дм. 2дм делим на 2, т.к. осталось найти две стороны (ширины). - 1дм равна ширина прямоугольника. Площадь - это число, которое показывает, сколько квадратных единиц содержится в данной фигуре. Обозначение – S. Единицы измерения: мм2, см2, дм2, м2, км2, а, га. S = a*b | | | 5-7 мин. |
8 | Систематизация и повторение. (резервные задания для самостоятельной работы учащихся). | (слайд №10) Ребята выберите задание, которое хотели бы решить самостоятельно. На выбор предлагаются следующие задания: Задание № 4, с. 7. Найди значение выражений. (48 - 33) : 5 + 89 (92 - 88) * 5 + 80 (5 * 3 + 6 * 5) : 9 21 : (56 - 49) * 5 (28 + 14) : 7 + 48 8 * 9 - (35 + 18) Задание № 6, с. 7. Перевернули листы бумаги с изображениями трех фигур: треугольника, пятиугольника и шестиугольника. Помоги найти лист с изображением треугольника, если известно, что все надписи ложные. Задание № 7, с. 7. - комбинаторная задача на определение количества пар, составленных из элементов одного множества. решается с помощью графа. У мамы есть вишня, малина, смородина и клубника. Сколько разных компотов она может сварить из этих ягод, если каждый компот будет сварен из двух видов ягод? (проверь себя с помощью рисунка). Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать? – Удалось ли правильно решить задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу. оценить | Ребята выбирают задание, которое им хотелось бы решить и выполняют самостоятельно. | Закрепление навыков решения примеров, логических и комбинаторных задач. | Уметь выбирать задания по своим возможностям. (Личностные УУД) Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | 7-9 мин. |
9 | Итог урока. Рефлексия. | - Вот и закончилось наше путешествие. -Что нового интересного мы сегодня узнали, помогая девочке? (слайд №6) Какие умения мы развили? Понравился ли вам урок? Продолжите высказывание. (слайд №11) Я знал (а), что …… Я узнал (а), что……. -Ребята, где пригодятся вам эти знания? - Посмотрим свой маршрутный лист. - С каким настроением мы заканчиваем урок? Поднимаем карточки. | Отвечают на вопросы, задаваемые учителем. | | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | 3 мин. |
| Предполагаемая домашняя работа (включающая инвариант и вариант). | Задания № 5, 7, 8, выбирается задание, которое не выполняли в классе. | Записывают те задания, которые не выполнили в классе. | | | 1-2 мин. |
| Устная оценка учителя. | Ребята, вы отлично работали. Спасибо за работу на уроке. Урок окончен. | | | | 1-2 мин. |