Квадрат. Прямоугольник.
Тема урока: «Прямоугольник и квадрат.»
ЦЕЛЬ УРОКА: Сформировать представление о прямоугольнике и квадрате как частном случае прямоугольника. Познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата.
ЗАДАЧИ УРОКА:
-образовательные: сформировать навык определения фигур по сторонам и углам, учить строить фигуры с помощью линейки и угольника; тренировать способность к вычислению периметра прямоугольника и квадрата.
-развивающие: развивать пространственные навыки, навык счёта, мышление, внимание, память.
- воспитательные: воспитывать любовь к предмету, чувство сотрудничества, аккуратность. любовь к Родине.
Оборудование к уроку: ноутбук, проектор, экран.
Раздаточный материал: шаблоны фигур, фигура для индивидуальной работы.
Предметные: Необходимый уровень
- сформировать представление о прямоугольнике и квадрате;
- научить детей выделять прямые углы из множества других углов путем сравнения с моделью прямого угла;
Метапредметные:
Познавательные УУД
– «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и знаков;
– составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;
– придумывать и формулировать на основе рисунков и знаков «математические рассказы»;
Коммуникативные УУД
-выполнять работу в паре, помогая друг другу;
- активно участвовать в обсуждениях;
– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога.
Регулятивные УУД
- формулировать и удерживать учебную задачу
- принимать участие в обсуждении алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий);
–– участвовать в оценке и обсуждении результата,
Личностные УУД
– воспринимать одноклассников как членов своей команды;
– быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
– не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.
Понятия: замкнутая ломаная, четырёхугольник, прямоугольник
Технологии: технология деятельностного метода обучения, ИКТ,
проблемно-диалогическая, технология оценивания учебных успехов.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, ИД, иллюстративный материал
У детей: модели прямого угла, веер с числами, учебник «Математика», 1класс, тетрадь
Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания
- Орг. момент. Мотивация учебной деятельности
-Ребята, прочитайте слова, записанные на доске.
«Быстрее, выше, сильнее»
-Вы знаете, что это за слова? (Это девиз Олимпийских игр).
- Он был придуман французским священником и представлен на VIII летних Олимпийских играх в Париже в 1924 году.
Быть быстрее, выше, сильнее нужно спортсменам.
-Ребята, а какими нужно быть учениками. чтобы достичь определённых высот в учебе. Давайте придумаем девиз на урок.
( Внимательнее, смекалистее, сообразительнее, настойчивее…
догадка, умение слушать…
-Кто готов отправиться в путь к новым успехам?
- Я надеюсь, что в конце урока мы все окажемся чемпионами.
2. Актуализация знаний (фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах)
-Посмотрите на доску. Что вы видите на ней? (Геометрические фигуры) (У детей такие же фигуры на столе)
- Какая фигура лишняя? (Круг, т. к. не имеет углов)
-Как можно назвать оставшиеся фигуры? (Четырехугольники?)
-Назовите общие признаки данных фигур. (4 угла, 4 стороны, 4 вершины)
- По какому признаку их можно разделить на группы? (По наличию прямых углов.)
- Давайте вспомним, как найти прямой угол? (С помощью угольника)
- Покажите прямой угол на угольнике.
-Отметьте прямые углы у четырёхугольников. (Работа в парах).
-Какие группы четырёхугольников получились? (1 прямой угол, 2 прямых угла, 4 прямых угла).
На доске у ученик объединяет в группы четырёхугольники, называет сколько объектов в каждой группе.)
-Рассмотрим группу четырёхугольников, у которых все углы прямые.
- Как называются такие четырехугольники? (Прямоугольники.)
3.Открытие нового знания и формулирование темы урока.
Сформулируйте тему урока. Прямоугольник
- Что такое прямоугольник?
все углы прямые.
-Что можем узнать по этой теме, чему научиться?
(Определять какие фигуры являются прямоугольниками, чертить прямоугольники, определить свойства сторон прямоугольника, находить периметр прямоугольника).
- Вокруг нас множество предметов, имеющих прямоугольную форму. Назовите их.
СЛАЙД (Фото объектов прямоугольной формы)
Посмотрите на доску. Форму прямоугольника имеют поле стадиона и теннисный корт, шведская стенка и стол для малого тенниса.
Вернемся к группе прямоугольников.
-Что необычного (интересного) в этой группе? (Там оказался квадрат)
- Дополните тему урока, что еще будем изучать? (КВАДРАТ)
- Почему у этого прямоугольника особое название? ( Все стороны равны).
- Как вы определили? (На глаз)
-Докажите. Что нужно сделать? (Измерить)
-Чему равна сторона квадрата?
- Почему же квадраты попали в эту группу? (Он четырехугольник и у него все углы прямые).
-Сформулируйте определение квадрата.
СЛАЙД
КВАДРАТ
прямоугольник
все стороны равны
-Мы сами сформулировали определения. Молодцы!
Уточним в учебнике. Откройте с. 50, прочитайте определение.
Назовите фигуры, которые видите в рамке.
Отвечай так:
Фигура АВСД-это …., потому что имеет …
Фигура МЕFК-это
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
с. 50 №2
-Обведите замкнутой линией все прямоугольники на рисунке. Сколько их оказалось?(7.Веер цифр) СЛАЙД (Дублируется выполнение задания)
-А теперь обведите квадраты. Сколько их?(2) СЛАЙД
- Что заметили? (вторая линия находится внутри первой)
-Почему квадраты оказались внутри прямоугольников? ( Потому что квадрат-это особый прямоугольник, у которого все стороны равны)
5.Работа по теме урока. Свойство и названия сторон.
Возьмите фигуру из конверта. Что вы можете о ней рассказать?
(Это прямоугольник, потому что имеет 4 прямых угла.
-Измерьте стороны прямоугольника. Сколько сторон достаточно измерить? (2)
-Почему? (Противоположные стороны равны)
-Какую называется измеряемая нами величина? (Длина)
-Верно. Только у прямоугольника большую сторону называют длиной, а меньшую - щириной.
с.51 Правило.
-Чему равна длина, ширина?
Доска
Длина-6см
Ширина-3см
Р-? см
Какую величину мы можем найти? (Периметр)
-Что такое периметр? (Сумма длин сторон многоугольника)
- Каким алгоритмом воспользуемся для нахождения периметра?
- Измерить стороны
- Сложить длины всех сторон
Самостоятельная запись в тетради с проверкой по эталону. (У доски 1 ученик)
( Доп. задание в четверках. Можно ли начертить квадрат с таким же периметром. Сторона -5 см. Чертят в тетради)
-Дети, а что необычного вы заметили в данном прямоугольнике? (Он разделён на три маленьких прямоугольника.) Сколько всего прямоугольников вы видите? (4)
- Что он вам напомнил? (Флаг России)
-Назовите цвета Российского флага. (БСК)
А вы знаете, что когда спортсмен выигрывает, то на церемонии вручения медалей поднимают флаги тех стран, чьи спортсмены заняли 1,2,3 места.
Это очень торжественный и трогательный момент всех соревнований. Выше всех располагается флаг страны победителя. СЛАЙДЫ
Раскрасьте каждый свой флаг. Он нам понадобится в конце урока
7. Рефлексия учебной деятельности. Итог.
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Тест (СЛАЙДЫ. При правильном ответе талисман олимпиады)
Верны ли утверждения? (Да Нет) Дети показывают значком
1. В прямоугольнике все углы прямые? да
2. Любой прямоугольник является квадратом. нет
3. В прямоугольнике противоположные стороны равны. да
4. Любой квадрат является прямоугольником. да
5. У квадрата все стороны равны. да
Рефлексия
Продолжи предложение
Я узнал…
Я запомнил…
Мне понравилось….
Я испытал затруднения….
Неофициальный девиз олимпийского движения - «Главное — не победа, а участие»
( «В жизни важна не победа, но борьба; главное - не выиграть, но достойно бороться».)
Ребята, возьмите флаги, которые мы раскрашивали на уроке.
Если на уроке вы все поняли и можете помочь другим- 1 место, остались вопросы-2 место, было трудно и много вопросов-3 место.
Пожелаем нашим спортсменам побед на соревнованиях, а нам - в учебе.
Дополнительно
с.52 №10 (Задание повышенной сложности.)
- Квадрат очень часто используют в различных геометрических загадках, играх, ребусах. Вот и мы сейчас попробуем отгадать геометрические головоломки.
- Посмотрите на доску. Составьте такую же фигуру из палочек. Какие фигуры вы здесь видите? Уберите 2 палочки, чтобы получилось 3 квадрата.
- Уберите 2 палочки, чтобы осталось 2 квадрата.