Формы работы учащихся: групповая – обсуждение и выведение правила: что такое пропорция, как называют числа в пропорции, основное свойство пропорции; фронтальная – ответы на вопросы, чтение пропорции, выделение крайних и средних членов пропорции, проверка верности пропорции.
Современные образовательные технологии: проблемное обучение, создание проблемной ситуации познавательного характера (теоретическое мышление).
Ход урока.
I. Давайте вспомним, какая тема была на предыдущих уроках?
( Отношения )
Что такое отношение чисел?
( Частное двух чисел называют отношением этих чисел )
Приведите примеры отношения чисел.
( 5 : 6 «отношение 5 к 6», …)
- Сегодня мы продолжим работать с отношениями чисел и узнаем много нового про них.
II. Устная работа.
- Немного поиграем, настроимся на работу и вспомним некоторые математические понятия. (игровая технология)
Слайд 2
Анаграммы: молиеде – делимое
Стечано – частное
Телидель – делитель
Илетсичль – числитель
Тамельназен – знаменатель
Борьд – дробь
2. - Мы узнаем, что означает это математическое понятие, узнаем свойство пропорции и научимся определять правильная пропорция или нет.
Открываем тетради, записываем число и тему сегодняшнего урока.
III. Изучение нового материала.
Слайд 4
1. Найдите значение отношений (письменно в тетради)
- Посмотрите на столбик «Значение отношения». Что особенного вы заметили (Некоторые выражения имеют одинаковые значения)
- Давайте приравняем равные отношения между собой. (В тетради)
Слайд 5
Введение понятия «Пропорция – это равенство двух отношений»
Закрепление (работа с учебником)
- Откройте учебник на стр 125 № 760(а – у доски, б – самостоятельно)
Попробуйте записать пропорцию с помощью букв а, b, с, d.
а : b = с : d или
Итак, в пропорции участвуют 4 числа.
Их принято называть членами пропорции.
А в зависимости от их расположения в пропорции они могут быть разбиты на две группы. Каким образом? Как бы вы назвали члены каждой пары?
Вызвать к доске 4 чел (2 дев., 2 мал.; девочки – посередине, мальчики – по краям).
Как бы вы назвали расположение девочек и мальчиков в ряду?
(Девочки в середине, мальчики с краю)
Вернёмся к пропорции.Как бы вы назвали члены каждой пары?
( Средние и крайние члены пропорции )
Слайд 6
Слайд 7 – давайте узнаем, как объясняется слово «Пропорция» в словаре Ожегова.
(Почему на заднем плане изображено здание? Что это за здание? В какой стране может располагаться? )
Прочитать пропорцию. Назовите члены пропорции (слайд 8)
- Как проверить правильно ли записана пропорция?
- Мы это узнаем после физминутки
Физминутка:
Встать из-за парт. Высоко-высоко вверх поднять руки, дотянуться кончиками пальцев «до потолка». Повторить несколько раз.
Один хлопок: встать – сесть, два хлопка: руки вверх – вниз.
Быстро моргать в течение 10 секунд, открыть глаза, отдыхать 10 секунд. Повторять 3 раза.
- Посмотрите на первую пропорцию
Задание: найдите произведение крайних членов пропорций. Найдите произведение средних членов пропорций.
Сделайте вывод.
( Произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции )
Равенства (1) и (2) – верные.
Значит, можно сказать, что это верные пропорции.
Уточним ваш вывод:
В верной пропорции произведение крайних членов
равно произведению средних членов пропорции.
Слайд 9
Это и есть основное свойство пропорции
IV. Закрепление
1)Найдите пропорции Правильный ответ: 2 и 5 (слайд 10)
2) Составьте пропорцию из чисел (слайд 11)
Ответ:
Учебник с 125 №762(а,б) (Прочитайте пропорции и проверьте, верны ли они)
Ответ: 117 = 117 – верно
V. Давайте подведём итоги:
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
( Понятие «Пропорция»,
название членов пропорции,
основное свойство пропорции )
Самостоятельная работа с самопроверкой (слайд 12)
VI. Рефлексия и оценка деятельности
- на парте лежат 3 цветных прямоугольника. Если вы все поняли, то поднимите зеленый прямоугольник;
Если сомневаетесь в знаниях – желтый; Если не разобрались - красный