Открытый урок по математике "Тригонометрические формулы"
Открытый урок по математике "Тригонометрические формулы"
Основная цель данного урока - обобщить полученные по теме знания, закрепить навыки решения простейших примеров по данной теме, подготовиться к контрольной работе. При разработке урока были учтены программные требования, в соответствии с которыми учащиеся должны знать такие понятия как тригонометрические тождества и формулы и
уметь применять эти формулы при решении тригонометрических упражнений. Тема довольно сложна, так как ребята должны знать большое количество формул, грамотно их применять, используя ключевые задачи, и искать различные методы решения одного и того же уравнения. Во время проведения урока использовались различные средства
обучения (мультимедийный экран, компьютер)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике "Тригонометрические формулы"»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА АСТАНЫ
ГККП «Колледж общественного питания и сервиса» акимата г. Астаны
«Согласовано»
Методист __________ Р. А. Кобегенова
«___» _____________ 2015 г
«Утверждаю»
зам.директора по УМР
_________________ У. Кстаубаева
«___» _______________ 2015 г
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ
Тема: «Тригонометрические формулы»
(В рамках декадника для начинающих преподавателей ТиПО
«Педагог в образовательном пространстве»)
Разработал: Халиди Сауле Мухтаркызы, преподаватель математики
Рассмотрено на заседании
ЦК естественно-математических дисциплин
Протокол № от « »____________2015г.
Председатель комиссии_________ А. Шуакова
Астана-2015
«УЧИТЬСЯ МОЖНО ТОЛЬКО ВЕСЕЛО… ЧТОБЫ ПЕРЕВАРИВАТЬ ЗНАНИЯ, НАДО ПОГЛОЩАТЬ ИХ С АППЕТИТОМ»
АНАТОЛЬ ФРАНС
Цель: Повторить и систематизировать изученный материал.
Задачи:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;продолжить формирование умений и навыков по применению тригонометрических формул;проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков по теме, формирования навыков самообучения и самоорганизации.
Развивающая: совершенствовать, развивать умения и навыки по решению задач на применение тригонометрических формул; развивать умения и навыки в работе с тестами; продолжить работу по развитию логического мышления, математической речи и памяти.
Воспитательная: продолжить формирование навыков эстетического оформления записей в тетради; приучать к умению общаться и выслушивать других; воспитание сознательной дисциплины; развитие творческой самостоятельности и инициативы; стимулировать мотивацию и интерес к изучению тригонометрии.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Образовательные технологии: модульная педагогическая технология, применение принципа планирования совместной деятельности учителя и обучающегося.
Методы обучения: частично-поисковый, тестовая проверка уровня знаний, организация и осуществление мыслительной деятельности, проблемно-поисковый, практический (исследовательский), демонстрационный, объяснительно - наглядный, проблемный.
Организационные формы общения: индивидуальная, групповая, коллективная.
Материально-техническое оснащение: мультимедийное оборудование (слайды – презентации), компьютеры (тесты), учебники.
План урока:
Организационный момент (2 мин.)
Актуализация опорных знаний(5мин)
Блиц-опрос на знание тригонометрических формул и тождеств.
Закрепление знаний и умений (5-7 мин)
Работа с учебниками (№45 (а,б), №46 (а,в), стр 35 Учебник. Алгебра и начала анализа. 10 класс. А. Е. Абылкасымова.)
Самостоятельная работа обучающего характера в форме теста, с последующей проверкой (10-15 мин)
Это интересно. (История зарождения тригонометрии)(5 мин)
Презентация «Тригонометрические тождества и формулы» (6 мин)
Домашнее задание: «Алгебра и начала анализа» А.Е. Абылкасымова. стр.72 (1-5) (1 мин)
Рефлексия. Оценка самого себя. (3-5 мин)
Итог урока (1-2 мин)
1.Организационный момент. (Слайд 1-2)
Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только весело… Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Давайте будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, всё будем делать с удовольствием и большим желанием
Тема сегодняшнего урока «Тригонометрические формулы». Повторяем, обобщаем, приводим в систему изученные виды, типы, методы и приёмы решения используя тригонометрические формулы.
Перед вами задача – показать свои знания и умения при использовании тригонометрических формул.
2.Блиц-опрос (по формулам в форме математического диктанта).
(Слайд 3)
3. Закрепление знаний и умений. Работа с учебником. № 45(а, б), №46 (а, в) (Слайд 4)
4. Самостоятельная работа обучающего характера в форме теста, с последующей проверкой на уроке. (Слайд 5)
Проверка самостоятельной работы (проверка теста проводится на уроке, оценки выставляются выборочно). (Слайд 6)
5. Это интересно. (Слайд 7-10)
Зарождение тригонометрии относится к глубокой древности. Еще задолго до новой эры вавилонские ученые умели предсказывать солнечные и лунные затмения. Это позволяет сделать вывод о том, что им были известны простейшие сведения из тригонометрии. Само название “тригонометрия” греческого происхождения, обозначающее “измерение треугольников”. Одним из основоположников тригонометрии считается древнегреческий астроном Гиппарх, живший во 2 веке до нашей эры. Гиппарх является автором первых тригонометрических таблиц.
Тригонометрия в ладони
Значения синусов и косинусов углов “находятся” на вашей ладони. Протяните руку и разведите как можно сильнее пальцы, так как показано на слайде. Сейчас мы измерим углы между вашими пальцами. (Возьмем два прямоугольных треугольника с углами 30°и 45° и приложим вершину нужного угла к бугру Луны на ладони. Бугор Луны находится на пересечении продолжений мизинца и большого пальца. Одну сторону угла совмещаем с мизинцем, а другую сторону - с одним из остальных пальцев)
Смотрите, я прикладываю угол в 30°; оказывается, это угол
- между мизинцем и безымянным пальцем;
- между мизинцем и средним пальцем - 45°;
- между мизинцем и указательным пальцем - 60°;
- между мизинцем и большим пальцем - 90°;
И это у всех людей без исключения.
Если пальцы считать лучами, исходящими из бугра Луны на ладони, то, если совместить (сжать) пальцы с мизинцем, угол между лучами будет равен 0°, то есть можно считать, что направление мизинца соответствует началу отсчета углов, то есть 0°, а поэтому введем нумерацию пальцев:
№0 - Мизинец
№1 - Безымянный
№2 - Средний
№3 -Указательный
№4 - Большой
№0 Мизинец 0°
№1 Безымянный 30°
№2 Средний 45°
№3 Указательный 60°
№4 Большой 90°
n - номер пальца
Значения синуса и косинуса угла по “ладони” приведено в таблице.
Примечание. Для определения косинуса угла отсчет пальцев происходит от большого пальца руки. [6]
Значения синуса
№ пальца
Угол
0
0
1
30°
2
45°
3
60°
4
90°
Значения косинуса
№ пальца
Угол
4
0°
3
30°
2
45°
1
60°
0
90°
6. Работа студентов. Презентация «Тригонометрические тождества и формулы».
7. Домашнее задание. (Cлайд 11)
“Проверь себя”, стр. 72
Рефлексия. (Слайд 12)
Оценка самого себя
1) На уроке мне было интересно:
а) да в) нет с) затрудняюсь ответить
2) Я присутствовал в хорошем настроении:
а) да в) нет с) затрудняюсь ответить
3) На уроке я больше люблю работать:
а) самостоятельно
в) с помощью преподавателя
с) с помощью друга
4) Мне нравится выполнять задания:
а) творческие и интересные
в) сложные и оригинальные
с) простые и понятные
5) Большую часть времени на уроке:
а) активно работаю в) думаю о своем
с) жду окончания урока
6) Темп работы на уроке был для меня:
а) нормальным
в) слишком быстрым
с) слишком медленным
Итоги урока (выставление оценок)
Спасибо, урок окончен! (Cлайд 13)
Используемая литература
Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. и др. Алгебра и начала анализа: учебник для общеобразовательных учреждений. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Абылкасымова А. Е., Шойнбеков К. Д. и др. Алгебра и начала анализа: учебник для 10 кл. Издательство «Мектеп», 2010.
Макеева А.В. Карточки по тригонометрии. 10-11 классы: Дидактический материал для учителя - ОАО “Издательство “Лицей”, Саратов, 2002.
Изучение алгебры и начал анализа 10-11: Методические рекомендации к учеб.; кн. для учителя / Н.Е.Федорова, М.В. Ткачева. – М.: Просвещение, 2007.
Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класс/М.И. Шабунин, М.В. Ткачева и др. -2-е изд. - М.: Просвещение, 2007.
Решетников Н.Н. Материалы курса “Тригонометрия в школе” лекции 1-8. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2006