kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по математике: «Путешествие в страну дробей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Познакомить учащихся с правилом сложения дробей с разными знаменателями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике: «Путешествие в страну дробей»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА»







МАТЕМАТИКА





ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ:

«Путешествие в страну дробей»













Выполнила:

учитель математики

Боброва Наталья Владимировна































УЛЬЯНОВСК



2015г.

Открытый урок по математике в 5 –м классе.





Цели:

  1. Познакомить учащихся с правилом сложения дробей с разными знаменателями.

  2. Создание ситуации творческого поиска с целью «открытия» новых знаний.

  3. Развитие творческих способностей учащихся, формирование устойчивого интереса к математике.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Математический диктант с элементами повторения.

  3. Создание проблемной ситуации.

  4. Вывод правила сложения дробей с разными знаменателями.

  5. Закрепление нового материала при решении нестандартных задач.

I этап.

Путешествие в страну открытий.

«Несть ее дивно, что … в целых, но есть похвально, что в долях»

Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну математических открытий. Это замечательная страна! Каждый, куда туда попадает, обязательно совершит какое - нибудь открытие, пусть даже маленькое.

Но путешествие в этой стране могут лишь те, кто знает математику. Мы с вами можем смело похвалиться, что знаем математику. И знаете почему? Потому что мы знакомы с дробями. Отдел математики о дробях долгое время был самым запутанным. Существовала даже поговорка: «попасть в дроби», что означало «стать в тупик». Даже самые образованные люди считали раньше действия с дробями весьма трудными. Тема сегодняшнего нашего путешествия, как вы уже поняли «Дроби». И прежде, чем отправиться в страну открытий давайте купим билеты на поезд. Билетами будут ваши правильные ответы на мои вопросы. Перед вами листочки. Я читаю предложения. Если вы считаете, что оно верное, то ставите цифру 1, если нет, то 0.

Верное

Неверное

1

0

Итак, приготовились. Слушаем меня внимательно.

  1. Знаменатель дроби- это число, показывающее на сколько частей разделили целое. (1).

  2. Числитель дроби – это число, показывающее, сколько частей осталось от целого (0).

  3. Дробь, числитель которой больше знаменателя, называют правильной (1).

  4. Дробь, знаменатель которой меньше числителя, называют неправильной (1).

  5. Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и тоже число, не равное нулю, то получится дробь, равная данной(1).

  6. Сохранить дробь –это значит умножить числитель и знаменатель на одно и то же число (0).

100110 – это номер вашего билета. У кого получилось такое число? И мак, билет куплен! Наше путешествие начинается.

И первое задание: доказать истинность высказывания, не выполняя сложения дробей

2 1 + 1

5 5 6

Давайте посмотрим на левую часть неравенства. И попробуем преобразовать ее. Как вы думаете, можно ли дробь 2 представить в виде

5

суммы (1 + 1). Вспомним правило сложения дробей с одинаковыми

5 5

знаменателями.

Записать 1 + 1 1 + 1

5 5 5 6

Выполнить сравнение.

1 1 (Правило сравнения дробей с одинаковыми числителями)

5 5

А можно ли воспользоваться этим же способом, чтобы сравнить следующие выражения?







Открыли тетради. Записали число. И запишите эти выражения.

1 + 1 ? 1

5 6 3

В: Сможем ли мы разбить 1 ?

3

В: А как же так быть? (Если не догадаются сказать про сложение, то спросить?)

В: А что (какое действие) с дробями мы умеем выполнять? - Сложение

В: И какие дроби мы умеем складывать?

В: Как же поступить нам? Как нам сделать так, чтобы эти дроби стали с одинаковыми знаменателями?

Привести дроби к одинаковому знаменателю.

В: К какому знаменателю мы можем привести данные дроби?

1 + 1 = 6 + 5 = 11

5 6 30 30 30

1 = 10

3 30

Значит, 1 + 1 1

5 6 3

Ребята, пока мы вешали этот пример, мы познакомились с новым действием, о котором раньше ничего не знали. Какое же это действие?

- Сложение дробей с разными знаменателями. Это и есть наше открытие. Пусть небольшое, но самостоятельное.

Давайте теперь попробуем сформулировать правило сложения дробей с разными знаменателями. Потом запишем его!

Мы в нашей стране сделали очень значительное открытие. Поэтому нам теперь можно продолжать путешествие по стране открытий.

И давайте решим задачу, что под №1.

Сколько в корзине грибов? Коля с товарищами ходил в лес за грибами. Придя из лесу, он поставил в сенях. Только он вошел в дом, а сестра и говорит:

- Покажи, много ли грибов принес.

Коля подумал и стал рассказывать:

- Набрали мы много. Но при разборке оказалось что ½ всех грибов несъедобна (их набрал маленький Петя). 1/8 часть всех грибов была изъедена червями- все эти грибы мы выбросили. 3/8 всех грибов мы сварили в котелке и съели. А что осталось в корзине, догадайся сама. Сестра быстро сообразила, что корзина пуста. Как она это узнала, не смотря в корзину?

В: - Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи.

- Сложить три дроби 1/2+1/8+3/8=1/2+4/8= 4+4/8=8/8-1

Т.е. мы получили целое! Потому мы, как и сестра, делаем вывод- грибов в корзине не было!

Хорошо, вы справились с этой задачей, поэтому я думаю, что мы с вами вполне можем разобраться и ответить на вопрос следующей старинной задачи.

Читаю задачу до конца? И спрашиваю. Давайте порассуждаем. Почему сыновья не смогли без помощи муллы разделить стадо? (Ответы)

В: А как же мулла догадался , что нужно добавить одного верблюда? И почему же мулла не побоялся отдать своего верблюда? Почему он был уверен, что получит его обратно?

Что нам нужно сделать для того, чтобы ответить на эти вопросы?

- Сложить дроби. ½+ ¼ +1/5= 10+5+4/20 = 19/20 Какая эта дробь? Считаем самостоятельно в тетрадях

- Правильная.

- Итак, 19 верблюдов – это 19/20, значит,1 верблюд муллы составлял каждую часть?

-1/20 (каждую дробь нужно добавить, чтобы получить целое?)

Ответили на все вопросы задачи. Хорошо бы нам с вами, как и мулле, научиться складывать такие дроби устно!

Трудное дело мы с вами сделали. А теперь- веселая перемена! Давайте поиграем! На доске спрятано слово, которое является названием дроби 1/12 в Древнем Риме. Возникновение этой дроби связано, скорее всего, с делением года на 12 месяцев, принятое у римлян с конца VIII века до н.э.



У

Н

Ц

И

Я



Молодцы! Отдохнули! А теперь давайте решим следующую задачу. Я отлил полчашки черного кофе и долил ее молоком. Потом я отлил 1/3 чашки кофеи долил ее молоком. Потом я выпил полную чашку? Чего выпито больше: кофе или молока?

Решение: Посчитаем, все долитое молоко!

(Подвести к этому!)

½+1/3+ 1/6=1(ч) =кофе было выпито тоже одна чашка. Если останется время №986

X-2/3=1/2, за доской



  1. Придется считать , сколько выпито кофе и сколько молока. Кто догадался, сколько было выпито кофе? Вернуть к началу и посмотреть, еще раз, что же он выпил.



II этап. Рефлексия.

Учитель: - Где вы ошиблись? Проверьте ваши знания. Внимание на экран. Ответы 1и 2 вариантов.

Учитель: - Проанализируйте, где вы допустили ошибки

Ученики: - Ошибки в определении и нахождении градации, парцеляции.

Результаты. 3 ученика – 2 ошибки, 4 ученика – 1 ошибка, 20 учеников – без ошибок.



III этап. Подведение итогов урока.

Учитель: - Вернемся к нашей проблеме, которая была заявлена вами в начале урока:

Учитель: - Мы решили ее?

Ученики: - Не совсем, частично.

- Я все понял и знаю, как решить данную проблему: больше читать!

Учитель: - А можно ее решить за один урок?

Ученики: - Нет, нужна систематическая работа, чтобы научиться и приобрести навыки

Учитель: - Что я говорила в начале урока: нельзя научить, можно только научиться. Только тот человек интересен и важен современному обществу, который всегда в процессе познания и учебы.



























Список литературы

  1. Жохов, В. И. Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся / В. И. Жохов,

Л. Б. Крайнева. - М.: Мнемозина, 2011.

  1. Жохов, В. И. Математические диктанты. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, И. М. Митяева. - М.: Мнемозина, 2011.

  2. Жохов, В. И. Математический тренажер. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, В. Н. Погодин. - М.: Мнемозина, 2011.

  3. Рудницкая, В. Н. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 1: учебное пособие для обра­зовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М.: Мнемозина, 2011.

  4. Рудницкая, В. Н. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 2 : учебное пособие для обра­зовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М.: Мнемозина, 2011.

7.Агаханов, Н. X. Математика. Всероссийские олимпиады. 5-11 классы / Н. X. Агаханов. - М.: Просвещение, 2010.

8.Арутюнян, Е. Б. Математические диктанты для 5-9 классов : книга для учителя / Е. Б. Арутюнян. - М.: Просвещение, 2010.

9.Фарков, А. В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы / А. В. Фарков. - М.: Айрис-Пресс, 2010.

10.Чесноков, А. С. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А. С. Чесноков, К. И. Нешков. - М.: Классике Стиль, 2010.

11.Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобра­зовательных учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2010.

 










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Открытый урок по математике: «Путешествие в страну дробей»

Автор: Боброва Наталья Владимировна

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278943

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Презентация для урока "Математика в разных странах" "
    ["seo_title"] => string(57) "priezientatsiia-dlia-uroka-matiematika-v-raznykh-stranakh"
    ["file_id"] => string(6) "137583"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417372051"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Открытый урок по математике в 5 классе "Путешествие в страну десятичных дробей" "
    ["seo_title"] => string(89) "otkrytyi-urok-po-matiematikie-v-5-klassie-putieshiestviie-v-stranu-diesiatichnykh-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "111935"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408086913"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Открытый урок по математике в 5 классе "В стране десятичных дробей" "
    ["seo_title"] => string(74) "otkrytyi-urok-po-matiematikie-v-5-klassie-v-stranie-diesiatichnykh-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "111936"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408087132"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Открытый урок по математике «Путешествие в страну «Три Десятое государство». Действия с десятичными дробями». 5 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_matiematikie_putieshiestviie_v_stranu_tri_diesiatoie_ghosudarst"
    ["file_id"] => string(6) "398384"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488959383"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока " Доли. Обыкновенные дроби". "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-doli-obyknoviennyie-drobi"
    ["file_id"] => string(6) "109400"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404476135"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1250 руб.
2090 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1280 руб.
2130 руб.
1440 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства