Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике: «Путешествие в страну дробей»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА»
МАТЕМАТИКА
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ:
«Путешествие в страну дробей»
Выполнила:
учитель математики
Боброва Наталья Владимировна
УЛЬЯНОВСК
2015г.
Открытый урок по математике в 5 –м классе.
Цели:
Познакомить учащихся с правилом сложения дробей с разными знаменателями.
Создание ситуации творческого поиска с целью «открытия» новых знаний.
Развитие творческих способностей учащихся, формирование устойчивого интереса к математике.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Математический диктант с элементами повторения.
Создание проблемной ситуации.
Вывод правила сложения дробей с разными знаменателями.
Закрепление нового материала при решении нестандартных задач.
I этап.
Путешествие в страну открытий.
«Несть ее дивно, что … в целых, но есть похвально, что в долях»
Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну математических открытий. Это замечательная страна! Каждый, куда туда попадает, обязательно совершит какое - нибудь открытие, пусть даже маленькое.
Но путешествие в этой стране могут лишь те, кто знает математику. Мы с вами можем смело похвалиться, что знаем математику. И знаете почему? Потому что мы знакомы с дробями. Отдел математики о дробях долгое время был самым запутанным. Существовала даже поговорка: «попасть в дроби», что означало «стать в тупик». Даже самые образованные люди считали раньше действия с дробями весьма трудными. Тема сегодняшнего нашего путешествия, как вы уже поняли «Дроби». И прежде, чем отправиться в страну открытий давайте купим билеты на поезд. Билетами будут ваши правильные ответы на мои вопросы. Перед вами листочки. Я читаю предложения. Если вы считаете, что оно верное, то ставите цифру 1, если нет, то 0.
Верное
Неверное
1
0
Итак, приготовились. Слушаем меня внимательно.
Знаменатель дроби- это число, показывающее на сколько частей разделили целое. (1).
Числитель дроби – это число, показывающее, сколько частей осталось от целого (0).
Дробь, числитель которой больше знаменателя, называют правильной (1).
Дробь, знаменатель которой меньше числителя, называют неправильной (1).
Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и тоже число, не равное нулю, то получится дробь, равная данной(1).
Сохранить дробь –это значит умножить числитель и знаменатель на одно и то же число (0).
100110 – это номер вашего билета. У кого получилось такое число? И мак, билет куплен! Наше путешествие начинается.
И первое задание: доказать истинность высказывания, не выполняя сложения дробей
2 1 + 1
5 5 6
Давайте посмотрим на левую часть неравенства. И попробуем преобразовать ее. Как вы думаете, можно ли дробь 2 представить в виде
5
суммы (1 + 1). Вспомним правило сложения дробей с одинаковыми
5 5
знаменателями.
Записать 1 + 11 + 1
5 5 5 6
Выполнить сравнение.
1 1 (Правило сравнения дробей с одинаковыми числителями)
5 5
А можно ли воспользоваться этим же способом, чтобы сравнить следующие выражения?
Открыли тетради. Записали число. И запишите эти выражения.
1 + 1 ? 1
5 6 3
В: Сможем ли мы разбить 1 ?
3
В: А как же так быть? (Если не догадаются сказать про сложение, то спросить?)
В: А что (какое действие) с дробями мы умеем выполнять? - Сложение
В: И какие дроби мы умеем складывать?
В: Как же поступить нам? Как нам сделать так, чтобы эти дроби стали с одинаковыми знаменателями?
Привести дроби к одинаковому знаменателю.
В: К какому знаменателю мы можем привести данные дроби?
1 + 1 = 6 + 5 = 11
5 6 30 30 30
1 = 10
3 30
Значит, 1 + 1 1
5 6 3
Ребята, пока мы вешали этот пример, мы познакомились с новым действием, о котором раньше ничего не знали. Какое же это действие?
- Сложение дробей с разными знаменателями. Это и есть наше открытие. Пусть небольшое, но самостоятельное.
Давайте теперь попробуем сформулировать правило сложения дробей с разными знаменателями. Потом запишем его!
Мы в нашей стране сделали очень значительное открытие. Поэтому нам теперь можно продолжать путешествие по стране открытий.
И давайте решим задачу, что под №1.
Сколько в корзине грибов? Коля с товарищами ходил в лес за грибами. Придя из лесу, он поставил в сенях. Только он вошел в дом, а сестра и говорит:
- Покажи, много ли грибов принес.
Коля подумал и стал рассказывать:
- Набрали мы много. Но при разборке оказалось что ½ всех грибов несъедобна (их набрал маленький Петя). 1/8 часть всех грибов была изъедена червями- все эти грибы мы выбросили. 3/8 всех грибов мы сварили в котелке и съели. А что осталось в корзине, догадайся сама. Сестра быстро сообразила, что корзина пуста. Как она это узнала, не смотря в корзину?
В: - Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи.
- Сложить три дроби 1/2+1/8+3/8=1/2+4/8= 4+4/8=8/8-1
Т.е. мы получили целое! Потому мы, как и сестра, делаем вывод- грибов в корзине не было!
Хорошо, вы справились с этой задачей, поэтому я думаю, что мы с вами вполне можем разобраться и ответить на вопрос следующей старинной задачи.
Читаю задачу до конца? И спрашиваю. Давайте порассуждаем. Почему сыновья не смогли без помощи муллы разделить стадо? (Ответы)
В: А как же мулла догадался , что нужно добавить одного верблюда? И почему же мулла не побоялся отдать своего верблюда? Почему он был уверен, что получит его обратно?
Что нам нужно сделать для того, чтобы ответить на эти вопросы?
- Сложить дроби. ½+ ¼ +1/5= 10+5+4/20 = 19/20 Какая эта дробь? Считаем самостоятельно в тетрадях
- Правильная.
- Итак, 19 верблюдов – это 19/20, значит,1 верблюд муллы составлял каждую часть?
-1/20 (каждую дробь нужно добавить, чтобы получить целое?)
Ответили на все вопросы задачи. Хорошо бы нам с вами, как и мулле, научиться складывать такие дроби устно!
Трудное дело мы с вами сделали. А теперь- веселая перемена! Давайте поиграем! На доске спрятано слово, которое является названием дроби 1/12 в Древнем Риме. Возникновение этой дроби связано, скорее всего, с делением года на 12 месяцев, принятое у римлян с конца VIII века до н.э.
У
Н
Ц
И
Я
Молодцы! Отдохнули! А теперь давайте решим следующую задачу. Я отлил полчашки черного кофе и долил ее молоком. Потом я отлил 1/3 чашки кофеи долил ее молоком. Потом я выпил полную чашку? Чего выпито больше: кофе или молока?
Решение: Посчитаем, все долитое молоко!
(Подвести к этому!)
½+1/3+ 1/6=1(ч) =кофе было выпито тоже одна чашка. Если останется время №986
X-2/3=1/2, за доской
Придется считать , сколько выпито кофе и сколько молока. Кто догадался, сколько было выпито кофе? Вернуть к началу и посмотреть, еще раз, что же он выпил.
II этап. Рефлексия.
Учитель: - Где вы ошиблись? Проверьте ваши знания. Внимание на экран. Ответы 1и 2 вариантов.
Учитель: - Проанализируйте, где вы допустили ошибки
Ученики: - Ошибки в определении и нахождении градации, парцеляции.
Результаты. 3 ученика – 2 ошибки, 4 ученика – 1 ошибка, 20 учеников – без ошибок.
III этап. Подведение итогов урока.
Учитель: - Вернемся к нашей проблеме, которая была заявлена вами в начале урока:
Учитель: - Мы решили ее?
Ученики: - Не совсем, частично.
- Я все понял и знаю, как решить данную проблему: больше читать!
Учитель: - А можно ее решить за один урок?
Ученики: - Нет, нужна систематическая работа, чтобы научиться и приобрести навыки
Учитель: - Что я говорила в начале урока: нельзя научить, можно только научиться. Только тот человек интересен и важен современному обществу, который всегда в процессе познания и учебы.
Список литературы
Жохов, В. И. Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся / В. И. Жохов,
Л. Б. Крайнева. - М.: Мнемозина, 2011.
Жохов, В. И. Математические диктанты. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, И. М. Митяева. - М.: Мнемозина, 2011.
Жохов, В. И. Математический тренажер. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, В. Н. Погодин. - М.: Мнемозина, 2011.
Рудницкая, В. Н. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 1: учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М.: Мнемозина, 2011.
Рудницкая, В. Н. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 2 : учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М.: Мнемозина, 2011.
7.Агаханов, Н. X. Математика. Всероссийские олимпиады. 5-11 классы / Н. X. Агаханов. - М.: Просвещение, 2010.
8.Арутюнян, Е. Б. Математические диктанты для 5-9 классов : книга для учителя / Е. Б. Арутюнян. - М.: Просвещение, 2010.
9.Фарков, А. В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы / А. В. Фарков. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
10.Чесноков, А. С. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А. С. Чесноков, К. И. Нешков. - М.: Классике Стиль, 2010.
11.Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2010.