Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике «Путешествие в страну «Три Десятое государство». Действия с десятичными дробями». 5 класс»
Открытый урок
по математике «Путешествие
в страну «Три Десятое государство».
Действия с десятичными дробями».
5 класс
2016-2017 уч. год
Учитель Мацола Ольга Алексеевна
Цели урока:
обобщение и систематизация знаний и умений о десятичных дробях; закрепление и усовершенствование навыков действий с десятичными дробями
развитие интереса к предмету, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого и логического мышления, расширение активного словаря
формирование навыков самостоятельной деятельности.
Вид урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по пройденному материалу.
Оборудование: карточки для устного счета и индивидуальной работы, презентация.
Ход урока
Организационный момент
Готовность к уроку.
Приветствие.
Проверка домашнего задания.(Обмен тетрадями для домашних работ)
2. Сообщение темы и цели урока
Учитель. Прежде чем начать урок я бы хотела задать вам вопрос. Кто вспомнит как начинаются детские сказки? (Варианты ответов) Вы правы «В некотором царстве, в некотором государстве жил был…». И я вам предлагаю сегодня отправится в «Три Десятое государство». В этой стране мы сделаем несколько остановок: в деревне Исторической, на берегу озера Счетного, отдохнем в кафе «Числинка», посетим замок Кроссвордный, побродим в лесу Сказочном, попробуем одолеть горы Мозгодром». На каждой остановке вам надо будет показать свои знания, умения, находчивость и смекалку. Чтобы попасть в три десятое государство, нам нужно открыть ворота в наше государство.
Устный счет.
10 + 8 = 18 2,3 + 0,7 =3 25 – 7 = 32
5,3 – 2,3 = 3 20 / 5 = 4 5 * 6 = 30
8 * 5 = 40 36 / 6 = 6
ДЕРЕВНЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
История развития десятичных дробей берет свое начало в глубокой древности. Первоначально люди проводили вычисления для которых требовались только натуральные числа (например, считали предметы, измеряли длину, ширину, вычисляли площадь и т. д.). Однако, с течением времени расчеты становились более сложными и выразить результат только при помощи натуральных чисел не всегда представлялось возможным. Именно это стало определяющим фактором для создания и практического применения десятичных дробей.
Уже несколько тысячелетий человечество применяет дробные числа для решения задач различной сложности, а записывать их в виде десятичных стало значительно позже.
Так, возникновение и развитие десятичные дроби получили в странах Азии. Первой областью в которой использовались дроби такого вида стала метрология или, по-другому, учение о мерах. По историческим сведениям, первая система мер длины появилась во II веке до н. э.
Десятичная система мер, использующаяся в Китае, имела свои обозначения: чи, цуни, доли, порядковые, шерстинки, тончайшие, паутинки. Из примера видно, как выглядела запись десятичной дроби того времени:
Чтобы облегчить действия с дробями, были придуманы десятичные дроби. В Европе их ввел в 1585 году голландский математик и инженер Стевин. Вот как он изображал дробь 14,382:
1 4382
Во Франции десятичные дроби ввел математик Франсуа Виет в 1579 году, его запись дроби 14,382:
14/382
Вот еще некоторые способы изображения десятичных дробей:
14(382 14 382 14 3 8 2´´´
Ребята, вы познакомились с историей десятичных дробей, а теперь нам пора продолжить путешествие. Наш путь лежит к озеру Счетному
ОЗЕРО СЧЕТНОЕ
Работа с учебником. Стр. 96 № 1287 (1-2)
Запишите обыкновенную дробь в виде десятичной. Вычислите:
Учитель. А теперь прогуляемся по лесу Сказочному.
ЛЕС СКАЗОЧНЫЙ
Вам предлагается решить пример, решать будете у доски.
Задание1. Выполнив действия, расставив ответы в порядке убывания, вы расшифруйте фамилию известного сказочника.
На доске написан пример 8 - (2,1 + 3,5) + (1,75 +2,25) - 2,75 =
ученик расставляет полученные результаты в порядке убывания.
П
Е
Р
Р
О
6,4
5,6
4
3,65
2,4
Ответ: ПЕРРО.
Дополнительный вопрос. Какие произведения этого писателя вы знаете?
КАФЕ «ЧИСЛИНКА»
Учитель. Нам предстоит впереди трудный подъем на гору Мозгодром, предлагаю зайти в кафе «Числинка» пообедать и немного отдохнуть, но отдых у нас будет активным. Познакомимся с меню.
МЕНЮ
САЛАТЫ
1.Винегрет из загадок с числительными
ПЕРВЫЕ БЛЮДА
1Борщ с математическими обгонялками
ВТОРЫЕ БДЮДА
1.Солянка из математических смекалок
ДЕСЕРТ
1.Мороженое из логических задач.
Шеф-повар Мацола О.А
Итак, приступим к обеду. Как всегда, сначала легкая закуска—салаты.
Отгадайте загадки с числительными.
Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга догнать не могут. (Месяцы)
Четыре братца под одним шатром стоят, одним поясом связаны.(Стол)
Семь ступенек, лесенка, На ступеньках – песенка. (Ноты)
Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Учитель. А теперь пока не остыл борщ, займемся математическимиобгонялками.
1.Какие числа употребляются при счете? (Натуральные)
2.Какой «дробный» член есть в футбольной команде? (Полузащитник)
3. Какими бывают современные фотоаппараты? (Цифровые)
4. Что выкидывает человек, совершая какой-нибудь предосудительный, странный, смешной поступок? (Номер)
5. Какое математическое действие с клетками обеспечивает рост органов живого организма?(Деление)
Учитель. А теперь приступим к солянке из математических смекалок.
1.На улице в 11 часов вечера идет дождь. Можно ли утверждать, что через 24 часа будет солнечная погода?
2.Спутники, имеющие одну орбиту, делают оборот вокруг Земли один за 1час 40 мин, а другой за 100 мин. Как это объяснить?
3. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
Учитель. Ну, а теперь приступим к десерту—мороженому из логических задач.
Свой первый день рождения мальчик отпраздновал когда ему было 4 года. Как такое могло случиться?
Учитель. Ну что ж, ребята, после отдыха приступим к восхождению на горы Мозгодром.
ГОРЫ МОЗГОДРОМ
Задача 1. Пусть имеется моток веревки длиной 30 м. От него отрезали кусок длиной 4 м и 25 см. Кусок какой длины остался?
Решение. Запишем 4 м 25 см в виде десятичной дроби, это будет 4,25 м. Чтобы посчитать остаток, необходимо вычесть , для этого проведем вычисления в столбик:
30,00
4,25
25,75
Ответ. 25,75 м.
Задача 2. Предположим, что девочке Ксюше необходимо пойти в магазин, после этого дойти до почты, от почты до парикмахерской и от парикмахерской домой. Расстояние от магазина до почты – 1,3 км, от почты до парикмахерской – 0,7 км, от парикмахерской до дома – 0,8 км. Какой путь пройдет Ксюша от магазина до дома?
Решение. Сложим все расстояния, которые пройдет Ксюша:
От магазина до парикмахерской . В столбик:
2. От магазина до дома . 2,0 + 0,8 = 2,8 км. Ответ. 2,8 км.
ЗАМОК КРОССВОРДНЫЙ
1 Д
2
Р
3
О
4
Б
5
И
1.Дроби бывают обыкновенные и ________________.
2.Мера измерения углов
3.Часть десятичной дроби, стоящая после запятой
4.Геометрическое тело
5.Самое маленькое натуральное число
Итог урока, оценки
Итак, что вы прочитали в выделенной части кроссворда? Правильно, «дроби». Чем мы занимались на уроке, что повторили и обобщили? Сообщаются оценки за урок.