Организационный момент. Руки - на месте! Ноги – на месте! Локти - у края! Спина – прямая! Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Актуализация знаний. -У нас в гостях кот Леопольд и кот Матроскин(рисунки котов). Они собрались на рыбалку и взяли с собой эти предметы: ( На доске рисунки: удочка, ведро, банка с червями, книга, крючки, лодка, резиновые сапоги.) -Запомните эти предметы. Кто сумеет назвать их по памяти? -Какой предмет лишний и почему? Но в жизни любого человека книга – первый друг и помощник. Леопольд поймал 5 рыбок, а Матроскин 3 рыбки. Кто поймал больше рыбок и на сколько? Составьте решение в кассе. -Сколько всего рыбок поймали коты? Составьте схему и решите задачу. Фиксирование затруднения. Коты устроили спор. Леопольд утверждает, что верное решение 5+3, а Матроскин, что 3+5. Кто же прав? Прочитаем оба решения по - разному. -Подумайте, что произошло. -А можно ли так поступать в математике? Постановка проблемы. Мнения разделились. Как это назвать? Нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны? Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? Нам предстоит найти провести исСЛЕДование.(на доске запись слова исСЛЕДование) Значит, найти след тайны. Готовы? «Открытие детьми нового знания» Какая возникла проблема? Что надо сделать, чтобы решить нашу проблему? Как вы думаете, чтобы сделать вывод, достаточно наблюдения над одним случаем перестановки слагаемых? Как нам поступить в рамках одного урока? В каком случае меньше вероятность ошибки? Класс делится на пары. Каждая будет наблюдать над конкретным примером. Чтобы было наглядно, я приготовила для вас помощники- карточки. Дети получают карточки :1 парта - 3 красных квадрата и 4 зелёных, 2 парта - 2 синих круга и 6 жёлтых кругов, 3 парта – 5 красных треугольников и 3 синих, 4 парта – 7 зелёных шестиугольников и 2 голубых (и т.д.). Наметим план исследования.
Как вы считаете, теперь можно сделать общий вывод?
Какой сделаем вывод? Прочитаем правило в учебнике на странице 14. Совпадают ли наши правила? Кто же из котов прав? Объясните почему. Первичное закрепление. Просмотр материала на интерактивной доске ( Диск «Математика, 1 класс», тема «Перестановка слагаемых» Решаем примеры с комментированием. 5+3 7+2 5+2 3+5 2+7 2+5 Физкультминутка . Раз – поднялись, потянулись, Два – согнулись, разогнулись. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. Повторение изученного. Работа по учебнику. Решение задач №2, №3 с.14. - О ком говорится в задаче? Что он делал? - Что известно? - Что сказано про сегодняшний день? - Что значит на 1 меньше? - Что нужно узнать в задаче? Составление схемы и решение задачи у доски и в тетрадях. -Чтобы решить вторую задачу, надо дополнить условие, используя ответ предыдущей задачи. Рефлексия. Какое правило узнали сегодня на уроке? Кто познакомил вас с этим правилом? Для самопроверки выполните задание на карточках 2+3=3+* 4+*= 2+4 *+5=5+4 Как работали на уроке? Когда применяем закон перестановки слагаемых? Кто может сказать доброе слово о работе своего товарища? Покажите свои успехи с помощью смайликов, по плану: 1.Все ли задания урока сегодня ты выполнил? 2. Выполнил сам или тебе потребовалась помощь? 3. Выполнил без ошибок или были ошибки? Если выполнили все задания – красный смайлик, если на уроке испытывали затруднения, допускали ошибки – синий. Молодцы! Спасибо за урок. | На доске рисунки с изображение кота Леопольда и кота Матроскина. Дети называют. Книга. Она не нужна на рыбалке. Если будешь читать, то прозеваешь момент, когда рыба клюнет. Дети решают задачу у доски. Дети составляют схему и решают задачу. Ответы детей. К 5 прибавить 3 получится 8. 5 да 3 получится 8. Сумма 5 и 3 равна 8. Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3, сумма 8. К 3 прибавить 5 получится 8. 3 да 5 получится 8. Сумма 3 и 5 равна 8. Первое слагаемое 3, второе слагаемое 5, сумма 8 Слагаемые поменялись местами. Ответы детей. Затруднение, проблема. Да. Дружно, старательно, внимательно, с уважением друг к другу. Да. Мы не знаем можно ли переставлять слагаемые местами. Понаблюдать, что происходит, когда слагаемые меняются местами и сделать собственные выводы. Нет, не достаточно. Можно разделиться на группы или работать по одному, то есть индивидуально. Когда работаем в группе, ведь товарищи заметят ошибку, если она возникнет. 1.Составить два примера на сложение. 2. Сравнить результаты. 3. Сделать вывод. Ребята работают в парах. Один ученик выходит к доске и отчитывается о работе группы по плану: У нас получились примеры….. Мы заметили, что от перестановки слагаемых сумма….. Конечно, ведь мы проверили много случаев перестановки слагаемых. От перестановки слагаемых суммам не изменяется. Ученик читает вслух. Да. Оба правы. От перестановки слагаемых сумма не изменяется. Решают у доски с объяснением, остальные дети – в рабочих тетрадях.. Мальчик читал книгу. Вчера прочитал 4 страницы. Неизвестно, но сказано, что на 1 стр. меньше. - Столько же, только без 1. - Сколько прочитал во второй день. Дети дополняют условие, используют схему 1 задачи, решают её на доске и в тетрадях. От перестановки слагаемых сумма не изменяется. Сами узнали, провели исследование. Ответы детей. |