МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 111 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ
В 6 КЛАССЕ
«Действия с целыми числами»
Кулиш Людмила Николаевна
учитель математики
г. ДОНЕЦК, 2022 год
Форма проведения урока: «Программа передач канала «Математика +»».
Планируемые результаты:
воспитание трудолюбия, собранности, коммуникабельности;
формирование всесторонне развитой личности;
развитие творческих способностей учащихся;
воспитание настойчивости и инициативы.
формирование умений наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы;
формирование навыков работать самостоятельно и в группах;
формирование умения осуществлять самоконтроль, самооценку, при выполнении учебных задач;
развитие умений выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
обобщить, систематизировать и скорректировать уровень знаний и умений по теме: «Целые числа»;
закрепить умения учащихся сравнивать целые числа, выполнять действия с целыми числами.
Тип урока: закрепление знаний и умений.
Ход урока:
І. Организационный момент
Учащиеся готовят принадлежности на столах. Соревнование будет проводиться между тремя группами, поэтому участники равномерно были распределены между группами.
Здравствуйте, ребята!
Успех любого урока зависит от психологического настроя всех участников, поэтому, я хочу, чтобы мы поприветствовали друг друга. (в приветствии прошу принять участие и наших гостей)
Вам необходимо поделиться на пары и стать друг напротив друга.
Мы будем приветствовать друг друга, так как это делают в разных странах:
в России – принято пожимать друг другу руки;
в Италии – горячо обниматься;
в Японии – сложить руки (как в молитве) на уровне груди и поклониться;
в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;
в Зимбабве – трутся спинами;
в Македонии – здороваются локтями;
в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;
в Австралии – принято тройное приветствие:
хлопнуть по ладоням;
подпрыгнуть;
толкнуть бедром.
Садитесь!
Мы с вами завершили изучение темы «Целые числа» и сегодня у нас с вами урок закрепления знаний и умений по данной теме, в процессе которого мы закрепим и обобщим умения и навыки сравнивать целые числа и выполнять действия с ними.
Я надеюсь, наш урок пройдет с большой пользой и интересом для каждого из вас, и вы еще раз убедитесь, что математика действительно является царицей всех наук.
Мы будем работать в группах, состав которых мы обсудили на прошлом уроке. В каждой группе был выбран капитан, каждая группа заняла свое место. Каждая группа придумала себе название, и так,
Работа требует соблюдение определенных правил. Давайте вспомним, каких именно:
Начать наш урок я хотел бы со слов И. ГЁТЕ: «Цифры (числа) не управляют миром, но они показывают, как управляется мир».
Сегодня у нас необычный урок. Представим себе, что мы смотрим сегодня новый канал, который называется «Математика +».
И я предлагаю познакомиться с телепрограммой нашего канала:
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся
Для проверки домашнего задания предлагаю выполнить задания аналогичные домашним.
Вам необходимо выполнить действие с целыми числами на карточках:
1 вариант Выполни действия: А) – 12 – (– 25 ) = Б) – 23 + 31 = В) 12 · ( –7) = Г) – 32 : (– 4) = | 2 вариант Выполни действия: А) – 16 – (– 39 ) = Б) – 25 + 33 = В) 14 · ( –6) = Г) – 42 : (– 7) = |
Теперь вы обменяемся карточками в группах, и мы выполним взаимопроверку, ответы к заданиям выведены на экран. Правильно выполненное каждое задание оценивается 1 балом.
После проверки участники групп сдают карточки капитанам, а капитаны заносят в оценочный лист стартовые балы.
ІІІ. Мотивация
Итак, не забываем, что мы на открытии нашего канала.
IV. Закрепление знаний и умений
Программа «Вести»
Все программы на нашем телевидении начинаются с программы «Вести». Послушаем ваши вести. Каждой группе предстоит ответить на заданный ей вопрос, за правильный ответ группа получает 1 бал.
Какие числа называют целыми?
Чем на письме отличаются положительные и отрицательные числа?
Какой знак имеет число «0»
Какие числа называются противоположными?
Какое число противоположно самому себе?
Чему равен модуль положительного числа?
Чему равен модуль отрицательного числа?
Как сравнить два отрицательных числа?
Как сравнить два положительных числа?
Как сравнить два числа с разными знаками?
Как сравнить 0 и положительное число?
Как сравнить 0 и отрицательное число?
Чему равна сумма двух отрицательных чисел?
Чему равна сумма двух положительных чисел?
Чему равна сумма двух противоположных чисел?
Чему равно произведение двух отрицательных чисел?
Чему равно частное двух положительных чисел?
Чему равно произведение двух чисел с разными знаками?
Очень любят ребята спортивные соревнования.
Сейчас в нашей программе «Бои без правил и по правилам»
Участникам групп предстоит сравнить целые числа. Каждый участник будет выполнять задания самостоятельно на карточках. За каждый правильный ответ участники получат по 1 балу.
А) +6 и 0 Б) – 11 и – 7 В) – 8 и 0 Г) +20 и +30 Д) – 9 и +3 Е) – 20 и – 30 | А) – 3 и 0 Б) +8 и 0 В) + 30 и +40 Г) – 12 и – 9 Д) – 11 и +8 Е) – 30 и – 40 | А) +12 и 0 Б) – 13 и – 8 В) – 21 и 0 Г) +50 и +60 Д) – 10 и +6 Е) – 50 и – 60 |
| | |
Теперь капитанам групп предстоит проверить задание и сумму баллов,
заработанную всеми участниками групп занести в оценочный лист.
Реклама (Физкульминутка)
А сейчас у нас программа,
Под названием: «Реклама».
Физкультминутка начинается,
Целыми числами нам улыбается.
Приготовим дружно руки,
В воздухе рисуем фигурки.
Отрицательных чисел, ты видишь сколько?
Нарисуй треугольников столько!
Положительных чисел, ты видишь сколько?
Нарисуй квадратов столько!
Один ноль ты видишь только,
Окружность рисуем не робко.
Игра «Молчанка»
Чтобы вы немного успокоились, заглянем на следующую передачу. Иногда вы видите программы, которые идут с сурдопереводом, с бегущей строкой. У нас будет такая передача, называться она будет «Молчанка». Вы сейчас должны с помощью двух карточек, красного и зеленого цвета, выразить свое мнение. Верно ли высказывание, которое я вам приведу. Если верно – то красная, если - нет, то - зеленая.
a+b = b – a
(a·b)·c=a·(b·c)
a·(b+c)=ab – ac
a+ ( –b )=a – b
Если a0, b0, то a·b0
Если a0, bто a·b0
Если a0, то a·b
Если aто a·b0
(- 9)15 – положительное число
(-13)26 – положительное число
Любой канал не обходится без прогноза погоды. Поэтому сейчас прогноз погоды на канале «Математика +»
Как известно погода имеет возможность постоянно изменяться. На карте ЛНР возле каждого города указана температура воздуха, каждый участник групп по очереди должен назвать температуру воздуха в городах с учетом ее изменения. Участники команд по очереди отвечают, и за правильный ответ получают по 1 балу.
V. Итоги урока
И последней передачей на нашем канале «Спокойной ночи, малыши»
Капитанам необходимо подсчитать количество заработанных балов. Группу победителя ждет приятный сюрприз.
Все участники группы победителя получают - 5, капитаны проигравших групп тоже получают - 5, а участникам проигравших групп капитаны выставят оценки самостоятельно, в зависимости от активности участия в процессе урока.
VI. Рефлексия
Сегодня каждый из нас заканчивает урок с определенным настроением. Какое оно у вас, я не знаю, а могу лишь догадаться. А разобраться с вашим эмоциональным состоянием нам помогут специальные карточки в виде звездочек. Каждая звездочка означает различное эмоциональное состояние.
Учащиеся со средним уровнем знаний выполняют часть А.
Учащиеся с достаточным уровнем знаний выполняют часть А и В.
Учащиеся с высоким уровнем знаний выполняют часть В и С.
Приложение 8. Карточки с домашним заданием
На этом наш урок завершается.
Спасибо всем за плодотворную и творческую работу!
До новых встреч!
Карточки с домашним заданием
Уровень А - 34 + (- 18) -5 + (- 49) – 92 + 92 – 32 - (- 48) - 71 - 36 -37 -(- 5) - 48 : (- 16) -45 · 2 – 18 · 16 – 112 : 4 Уровень В -113 + 78 – 214 + 271 – 113 + 166 -15 - (- 93) - 41 - 121 - 35 · (- 4) 12 · (- 16) – 96 · 35 459 : (- 9) – 414 : (- 18) Уровень С 371 + (-371) – 138 + 109 – 191 + 108 – 185 - 109 – 145 –(- 49) – 137 · 83 46 · (- 101) – 288 : 18 153 : (- 9) - 114 · (-17) | Уровень А - 34 + (- 18) -5 + (- 49) – 92 + 92 – 32 - (- 48) - 71 - 36 -37 -(- 5) - 48 : (- 16) -45 · 2 – 18 · 16 – 112 : 4 Уровень В -113 + 78 – 214 + 271 – 113 + 166 -15 - (- 93) - 41 - 121 - 35 · (- 4) 12 · (- 16) – 96 · 35 459 : (- 9) – 414 : (- 18) Уровень С 371 + (-371) – 138 + 109 – 191 + 108 – 185 - 109 – 145 –(- 49) – 137 · 83 46 · (- 101) – 288 : 18 153 : (- 9) - 114 · (-17) | Уровень А - 34 + (- 18) -5 + (- 49) – 92 + 92 – 32 - (- 48) - 71 - 36 -37 -(- 5) - 48 : (- 16) -45 · 2 – 18 · 16 – 112 : 4 Уровень В -113 + 78 – 214 + 271 – 113 + 166 -15 - (- 93) - 41 - 121 - 35 · (- 4) 12 · (- 16) – 96 · 35 459 : (- 9) – 414 : (- 18) Уровень С 371 + (-371) – 138 + 109 – 191 + 108 – 185 - 109 – 145 –(- 49) – 137 · 83 46 · (- 101) – 288 : 18 153 : (- 9) - 114 · (-17) |
Литература
Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин – М: Просвещение, 2012.
Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку. 5—6 классы : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2010.
Математика. Дидактические материалы. 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / М.К. Потапов, Н.Н., А.В. Шевкин – 13-е изд. – М: Просвещение, 2017.
С.Г. Журавлев, В.В. Ермаков, Ю.В. Перепелкина, В.А. Свентковский. Тест по математике. 6 класс – М: Просвещение, 2013.
В.И. Жохов. Математический тренажер. 6 класс: пособие для учителей и учащихся – М: Мнемозина, 2019.